Анализ международных тенденций развития корпоративного дополнительного образования

Автор: Новикова Светлана Евгеньевна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 6, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены научные исследования по теме профессионального дополнительного образования, отражающие функционирование и развитие корпоративных университетов в условиях современного социума и перспективы их использования в будущем. На основе результатов социологических исследований обозначен рост спроса на цифровые средства обучения в рамках реализации повышения квалификации сотрудников, приобретения ими новых профессиональных компетенций через образовательные структуры организаций; отмечено наличие потребности работников в профессиональном переосмыслении. Выявлено, что единого определения корпоративного университета в научной литературе нет, однако в теоретико-методологическом плане данное понятие можно рассматривать с позиции концепции образования взрослых, их постобразования и переквалификации. Проанализированы возможные источники финансирования обучения в рамках корпоративных университетов, рассмотрены целевые группы, а также направления образовательных программ.

Еще

Корпоративное дополнительное образование, корпоративный университет, тенденции, проблемы, онлайн-обучение

Короткий адрес: https://sciup.org/149140650

IDR: 149140650   |   DOI: 10.24158/tipor.2022.6.8

Текст научной статьи Анализ международных тенденций развития корпоративного дополнительного образования

В условиях технологического прогресса и связанных с ним социальных изменений в последние десятилетия становится все более актуальным вопрос повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников.

Метафорика неопределенности, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-2019, способствовала изменению системы ценностей и смыслов. Международные исследования BCG и The Network1, посвященные изучению влияния пандемии на предпочтения людей в работе, в рамках которых были опрошены 209 тыс. сотрудников компаний различной направленности из 190 стран, обозначили потребность населения в профессиональном переосмыслении.

Согласно данным BCG основным способом развития актуальных профессиональных навыков для граждан выступает обучение без отрыва от производства (коучинг, ротация кадров) – это отметили 65 % принявших участие в исследовании респондентов. Вторым по популярности среди информантов является самообучение – 62 %, затем следует повышение квалификации на он-лайн-платформах (цифровые академии, массовые открытые онлайн-курсы) – 48 %, конференции и семинары рассматривает в качестве источника профессионального роста 41 % опрошенных, традиционные учебные заведения (профессиональные и академические ступени) привлекательны в этом отношении для 37 % участников исследования, мобильные приложения используют в целях приобретения дополнительных профессиональных компетенций 36 % респондентов, государственные программы повышения квалификации и переобучения популярны у 16 % опрошенных. По сравнению с аналогичным исследованием 2018 года отмечается повышение спроса на онлайн-обучение (на 18 позиций), а также популяризация мобильных образовательных приложений (на 12) (рис. 1).

Рисунок 1 – Востребованность разных ресурсов профессионального переобучения и приобретения актуальных навыков среди работников организаций

(по материалам исследований BCG, проведенных в 2018 и 2020 г.), в %2

Ориентация на обучение, повышение квалификации сотрудников наблюдается и со стороны самих организаций, что проявляется в развитии корпоративного дополнительного образования, в частности, в создании собственных образовательных учреждений, направленных на формирование конкретных профессиональных навыков у сотрудников в соответствии с запросами компании.

Данное обстоятельство обусловлено несколькими причинами. Так, индонезийские исследователи A.Z. Tayibnapis, L.E. Wuryaningsih, R. Gora отмечают влияние роботов и искусственного интеллекта на изменения рынка труда (Tayibnapis et al., 2021). Согласно другим исследованиям (Kolo et al., 2021) одной из таких причин является потребность людей в обучении, сохраняющаяся на протяжении всей жизни.

В отчете BCG1 по результатам проведенного исследования подчеркивается, что корпоративные университеты как образец будущей структуры профессионального образования могут быть направлены на развитие и удержание сотрудников в компании. Запрос на корпоративное обучение к тому же связан с глобализацией рынка, необходимостью масштабного подхода к управлению предприятием в условиях культурного разнообразия современности. Развитие корпоративных университетов может стать возможным решением проблемы трудоустройства выпускников учебных заведений сразу после завершения ими обучения. В целом, это поможет восполнить дефицит талантливой молодежи в организациях, что становится всё более актуальным в связи с ростом спроса на креативную индустрию (Флорида, 2007).

При этом в российской социологии пока нет единой теоретической концепции по вопросу необходимости развития корпоративного образования (Караман, 2007). В теоретико-методологическом плане его можно рассматривать с позиции концепции специального образования взрослых, согласно которой утверждается необходимость постобразования и переквалификации уже состоявшихся специалистов. Как отмечает английский социолог К. Манхейм, ценность идей этой концепции заключается в том, что она способствовала признанию научным сообществом необходимости непрерывности образования в современном мире и посреднической роли общества в этом (Манхейм, 2010). В 1990-е годы на смену понятию «образование взрослых» пришло понятие «непрерывное образование» (Абрамова, 2011).

Опрос McKinsey2 показал, что почти девять из десяти руководителей и менеджеров сообщают о том, что в их организации либо уже сталкивались с нехваткой квалифицированных кадров, либо ожидают, что такие проблемы могут возникнуть в ближайшие пять лет. В качестве возможных действий со стороны руководства для восполнения недостатка специалистов респондентами назывались следующие: дополнительный найм (привлечение внешних специалистов), развитие навыков имеющихся работников, заключение внешних контрактов (привлечение фрилансеров или подрядчиков), кадровое перераспределение (перевод сотрудников на новые позиции, роли) и увольнение некомпетентных работников. Развитие навыков уже имеющихся сотрудников, согласно отчету McKinsey, стоит на втором месте по популярности, уступая только найму.

Корпоративные университеты впервые возникли в США, затем они получили распространение по всему миру. Сегодня 80 % компаний из списка Fortune Global 500 практикуют обучение сотрудников во внутренних образовательных структурах (Ayuningtias et al., 2013).

При рассмотрении вопроса корпоративных университетов важно понимать содержание этого термина. Единого определения его в научной литературе до сих пор не существует, однако ученые выделяют различные типы корпоративных университетов в соответствии с их миссией и степенью открытости для внешней среды (Ayuningtias et al., 2013). Как заключают индонезийские исследователи, термин «корпоративный университет» объединяет все подразделения по обучению и развитию профессиональных компетенций сотрудников, существующие в компании и обеспечивающие эффективное и действенное развертывание всех ее организационных инициатив в области обучения (Ayuningtias et al., 2016). Американский ученый M. Allen отмечает, что «корпоративные университеты могут быть поставлены на путь эволюционного роста, начиная с учебного отдела и заканчивая автономной организацией, конкурирующей с обычными университетами» (Allen, 2002).

По организационно-правовой форме корпоративный университет может являться структурным подразделением компании (в рамках функции HR или прямого подчинения CEO) или дочернего общества (например, Росатома, Роскосмоса, Сбербанка)3.

В качестве источников финансирования корпоративных университетов могут выступать различные структуры. Так, в ходе социологического опроса, организованного G. Cappiello, G. Pedrini в 31 корпоративном университете, выяснилось, что таковыми могут выступать: выделенный бюджет для обучения сотрудников (согласно мнению 60 % опрошенных), внешние средства – государственные субсидии и пр. (60 %), автономный бюджет, определяемый высшим руководством (55 %), а также вклад самих обучающихся (20 %). Что касается контингента обучающихся, то чаще остальных возможностями корпоративного повышения квалификации пользуется руководство среднего (95 % опрошенных отметили данную категорию) и высшего звена (90 %), реже – обслуживающий персонал (75 %), внешние заинтересованные стороны – например, кли- енты (30 %), агенты и консультанты (30 %). Про обучение молодых специалистов в корпоративных университетах упомянули 25 % опрошенных, поставщиков – 10 % (Cappiello, Pedrini, 2017). Направленность образовательных программ в исследуемых итальянскими учеными корпоративных университетах представлена в табл. 1.

Таблица 1 – Учебные дисциплины в корпоративных университетах Италии (Cappiello, Pedrini, 2017)

Учебная дисциплина

Доля респондентов, в %

Лидерство и коммуникация

90

Конкретные компетенции, связанные с работой компании

90

Корпоративная культура и бизнес-миссия

85

Общее руководство

80

Командообразование

75

Организационные изменения

70

Решение проблем

70

Маркетинг и продажи

70

Иностранные языки

70

Конкретные компетенции, связанные с соответствующей отраслью

65

Тайм-менеджмент и управление стрессом

60

Администрирование (бухгалтерия, платежные ведомости и т.д.)

55

Безопасность и экологическая устойчивость

50

Информационная система

45

Наиболее популярным направлением среди работников является получение конкретных компетенций, связанных с деятельностью компании, а также развитие лидерских и коммуникационных навыков. Можно предположить, что направленность учебных дисциплин варьируется в зависимости от должностного статуса респондентов, но в рассматриваемой статье авторы не приводят данного исследовательского среза (Cappiello, Pedrini, 2017).

Говоря о развитии корпоративных университетов, необходимо учитывать региональные особенности их функционирования. Так, например, описанные ранее результаты опроса, проведенного в Италии, только частично коррелируют с тезисом, обозначенным в исследовании американского ученого М. Allen (Allen, 2010), согласно которому наиболее типичными получателями услуг корпоративных университетов являются недавно принятые на работу молодые работники и менеджеры. В исследовании итальянских ученых, напротив, было выявлено, что среди обучающихся в корпоративных университетах, молодые специалисты составляют только около 25 %.

Возвращаясь к результатам исследования, проведенного компанией BCG, необходимо охарактеризовать региональные особенности территориального структурирования корпоративных университетов, его кампусов (Kolo et al., 2013). В рамках описываемого международного исследования были опрошены как руководители головных корпоративных университетов компаний, так и представители управляющего звена их региональных кампусов, кадровых служб компаний. Заключается, что в последнее время получило распространение такое территориальное структурирование корпоративных университетов, когда есть центральный офис и есть его региональные филиалы, выполняющие и адаптирующие под особенности местного сообщества программы головной организации, которые часто не имеют физического воплощения и реализуются в цифровом формате на дистанционной основе. Однако отмечается, что в азиатском регионе предпочтение отдается физическому кампусу: так, несмотря на то, что корпоративный университет AXA закрыл физический кампус во Франции, он продолжает функционировать в Азии.

Китайские исследователи T. Chin, Y. Yang, P. Zhang, X. Yu, L. Cao считают, что корпоративные университеты могут играть значимую роль в реализации концепции «тройной спирали», заключающейся в тесной взаимосвязи бизнеса, промышленности и университетов в решении тех или иных задач (Chin et al., 2019). Учеными отмечается, что все виды высших учебных заведений должны функционировать в качестве ключевого фактора развития человеческого капитала в рамках реализации совместных инициатив промышленности и правительства.

Бразильские ученые H.S. Ramos, L.S. de Francisco, L.R. Araujo, R.T. Queiroz подчеркивают двойственную природу корпоративных университетов, заключающуюся в том, что они одновременно являются учебными заведениями, функционирующими по принципам системы высшего образования, и при этом реализуют свою деятельность в бизнес-среде, что затрудняет выбор показателей для измерения результатов, полученных благодаря инвестициям компаний в обучение сотрудников (Ramos et al., 2018).

Распространение онлайн-обучения стало решением давно существовавшей проблемы корпоративного повышения квалификации сотрудников, связанной с дефицитом бюджета на осуществление обучения и поиском свободных интервалов в графиках сотрудников (Полушкина,

2021). Кроме того, для руководителей упростилась оценка эффективности образовательных программ, а также процесс контроля результативности обучения сотрудников за счет встроенных в онлайн-платформы систем определения уровней усвоения материала.

Таким образом, можно заключить, что на современном этапе развития общества растет спрос на корпоративное дополнительное образование, при этом решением части существующих проблем в рамках его организации выступает распространение и внедрение цифровых средств обучения.

Список литературы Анализ международных тенденций развития корпоративного дополнительного образования

  • Абрамова Н.В. Социологические интерпретации концепции «непрерывного профессионального образования взрослых» // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14, № 3. С. 83-103.
  • Караман Е.В. Бизнес и образование: курс на стратегическое партнерство // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 14. С. 186-191.
  • Манхейм К. Избранное: диагноз нашего времени. М., 2010. 744 с.
  • Полушкина А.О. Информационные технологии в корпоративном образовании: тенденции и подходы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021. Т. 18, № 3. C. 238-247. https://doi.org/10.22363/2312-8631 -2021 -18-3-238-247.
  • Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М., 2007. 421 с.
  • Allen M. Corporate Universities 2010: Globalization and Greater Sophistication // The Journal of International Management Studies. 2010. Vol. 5. Р. 48-53.
  • Allen M. Introduction. What is a Corporate University and Why Should an Organization Have One? // The Corporate University Handbook. Designing, Managing and Growing a Successful Program. N. Y., 2002. Р. 3-14.
  • Ayuningtias H.G., Nurbaiti A., Anggadwita G., Putri M.K. The Corporate University Landscape in Indonesia // Proceedings of the 3rd International Seminar and Conference on Learning Organization (ISCLO-15). Bandung, 2016. Р. 1-5. https://doi.org/10.2991/isclo-15.2016.37.
  • Cappiello G., Pedrini G. The Performance Evaluation of Corporate Universities // Tertiary Education and Management. 2017. Vol. 23, iss. 3. Р. 304-317. https://doi.org/10.1080/13583883.2017.1329452.
  • Chin T., Yang Y., Zhang P., Yu X., Cao L. Co-Creation of Social Innovation: Corporate Universities as Innovative Strategies for Chinese Firms to Engage with Society // Sustainability. 2019. Vol. 11, iss. 5. Р. 1438. https://doi.org/10.3390/su11051438.
  • Kolo Ph., Strack R., Cavat Ph., Torres R., Bhalla V. Corporate Universities. An Engine for Human Capital. Boston, 2013. 24 р.
  • Ramos H.S., Francisco de L.S., Araujo L.R., Queiroz R.T. A Documentary Study on the Evaluation of Two Result Measurement Indicators in Corporate Universities // Systems & Management. 2018. Vol. 13. Р. 424-432.
  • Tayibnapis A.Z., Wuryaningsih L.E., Gora R. Revitalizing Educations to Realize a New Business Platform in Indonesia // KELUWIH: Jurnal Sosial dan Humaniora. 2021. Vol. 2, iss. 2. P. 44-49. https://doi.org/10.24123/soshum.v2i2.4430.
Еще
Статья научная