Анализ отдельных изменений особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации

Автор: Максименко А.В., Михайлова И.А.

Журнал: Вестник Казанского юридического института МВД России @vestnik-kui-mvd

Рубрика: Уголовно-правовые науки

Статья в выпуске: 4 (54) т.14, 2023 года.

Бесплатный доступ

Введение: в статье подвергнуты анализу изменения, внесенные в Особенную часть Уголовного кодекса Российской Федерации в период с января 2022 года по август 2023 года. Изменения коснулись преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, преступлений против военной службы, что обусловлено проведением специальной военной операции.

Изменения уголовного кодекса российской федерации, заведомо ложная информация, действия, направленные на дискредитацию использования вооруженных сил российской федерации, переход на сторону противника, административная преюдиция

Короткий адрес: https://sciup.org/142240043

IDR: 142240043   |   DOI: 10.37973/KUI.2023.58.94.016

Текст научной статьи Анализ отдельных изменений особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации

В последние десятилетия XX века активное развитие информационно-коммуникационных технологий оказывает воздействие на общественные, экономические институты, формируя новые подходы к регулированию отношений, связанных с оборотом информации. Интеграция информации в единое мировое информационное пространство способствует увеличению ее значимости, возможности оперирования в компьютерных сетях, персональных компьютерах, смартфонах и периферийных устройствах и наступлению эпохи передачи компьютерной информации ( сведений, (сообщений, данных), находящихся в электронно-цифровой форме, зафиксированные на материальном носителе либо передающиеся по каналам связи посредством электромагнитных сигналов[1] ) на различные расстояния.

В условиях действенных процессов всеобщей информатизации прослеживается тенденция формирования криминальных угроз, проявляющаяся в увеличении количества преступлений, затрагивающих сферу обращения компьютерной информации.

Обзор литературы

Стремительное использование информационных технологий и различных технологических процессов во всех отраслях деятельности сопровождается, с одной стороны, возрастанием роли информационных активов и технологий, с другой – неизбежностью криминализации современных способов получения и использования информации. Актуальные аспекты противодействия неправомерному доступу к компьютерной информации рассматривались в научных трудах А.А. Харламовой, И.В. Бессоновой, Е.В. Затули-ветрова, М.В. Савельевой, А.В. Бачиевой и др.

Результаты исследования

Сформировавшееся единое мировое информационное пространство обусловливает становление информации наиболее значимым стратегическим ресурсом, создающим безграничные возможности для научно-технического прогресса, детерминируя развитие более совершенных способов информационной коммуникации. На фоне всеобщей тенденции развития и повсеместного внедрения информационных технологий прослеживается динамика роста неправомерного доступа к компьютерной информации (статьей 272 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации [2, с. 163]).

Согласно статистическим данным Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации, в 2022 году количество фактов неправомерного доступа к компьютерной информации составило 9308 ед., что на 45,6% больше аналогичного периода 2021 года (в 2021 г. – 6392 ед. (+55,7%), 2020 г. – 4105 ед. (+69,63%)1.

Высокий уровень криминализации рассматриваемого вида деяний проявляется в электронной коммерции и сфере оказания услуг2, обусловленный переходом на дистанционный режим осуществления деятельности с применением высокотехнологичных способов совершения безналичных расчетов и платежей. В результате вынужденного перехода на дистанционный формат увеличилось количество пользователей сети Интернет, не имеющих соответствующих знаний в области информационной безопасности, повысилась загруженность использования услуг провай- деров связи, что способствовало росту уязвимости всей сети [3, с. 63] и прогрессивной динамике развития угроз в информационной сфере.

Значительный разрыв между информационным развитием и информационной безопасностью, низкая осведомленность пользователей информационных ресурсов и программно-аппаратных средств о цифровых возможностях совершения преступлений создают предпосылки для массового распространения информации ограниченного доступа и нарушения защиты цифровых данных пользователей. По данным российского экспертно-аналитического центра InfoWatch, в 2022 году в мире зарегистрировано 6856 ед. хищений информации ограниченного доступа, что почти в три с половиной раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (в 2021 – 1920 ед.), из них в России – 710 ед., что на 47% больше за аналогичный период предыдущего года1. Например, в первой половине 2022 года опубликованы сведения об утечках информации из российских компаний: авиакомпании «Победа», интернированного провайдера цифровых услуг «Ростелеком», мирового поставщика связи (телекоммуникационной компании) «ВымпелКом», информационно-развлекательного портала Ykt.ru, медиаплатформы «Мир тесен», социально-развлекательной сети Fotostrana.ru, сервисов «Ян-декс.Еда», Delivery Club, информационно-развлекательного ресурса Pikabu, Московской школы управления «Сколково»2.

На фоне повышения ценности информации, находящейся в ограниченном доступе, в условиях повсеместной цифровизации и снижения уровня ее защищённости количество хищений персональных данных в 2022 году составило 36% (в организациях) и 28% (у частных лиц), учетных данных у частных лиц – 41%, коммерческой информации – 17% (в организациях), государственной тайны – 1,4%, платежной информации – 4% (в организациях)3. Впервые среди лиц, осуществляющих хищение вышеуказанной информации, превалируют внешние нарушители (хакеры и неизвестные лица) по сравнению с аналогичными периодом прошлого года, где основными нарушителями выступали сотрудники организаций4. Согласно исследованиям уровня обеспечения информационной защищенности организаций, входящих в государственную, промышленную и финансовую отрасли5, в большинстве случаев (в 74% протестированных организаций) скомпрометированы доменные учтенные данные сотрудников от действий внешнего нарушителя и получен несанкционированный доступ к конфиденциальной информации (в 90% протестированных организаций). Одним из основных факторов, способствующих данному процессу, выступает освоение и применение программно-аппаратных комплексов, обладающих современными высокотехнологическими свойствами и структурой используемых информационных технологий и технических средств, которые позволяют выбирать специфический алгоритм противоправных действий для осуществления хищения информации.

Анализ статистических данных6 за период с 2020 по 2022 годы о количестве зарегистрированных преступлений за неправомерный доступ к компьютерной информации и лицах, привлеченных к уголовной ответственности за вышеуказанные общественно опасные деяния7, свидетельствует о латентности рассматриваемых преступлений и тенденции роста количества неправомерного доступа к компьютерной информации, приобретающих профессионально-усложненный характер и предполагающих обладание теоретическими знаниями и практическими умениями в сфере информационных технологий, а также навыками при осуществлении технических манипуляций с помощью информационных устройств. Особенность данной категории преступлений проявлятся в механизме их совершения, обстановке и временном диапазоне реализации противоправных действий [4, с. 74].

В подавляющем большинстве случаев осуществление неправомерного доступа к компьютерной информации представляет собой двухзвенную и трехзвенную структуру, поскольку требуется тщательная подготовка к совершению преступления, изучению объекта посягательства и уровня его безопасности, разрабатывается специальное программное обеспечение для неправомерного доступа и прилагается много усилий для сокрытия своей личности [5].

Стремительно развивающаяся архитектура виртуального пространства обусловливает трансформацию способов совершения рассматриваемых общественно опасных деяний, т.к. их содержание могут составлять самые разнообразные действия в зависимости от использования в своем арсенале технических решений и модифицированного программного обеспечения, преступных навыков и умений, интеллектуальности, направленные на возможность неправомерного доступа к информации [6].

По мнению специалистов, наиболее распространенными способами совершения неправомерного доступа к компьютерной информации являются: использование вредоносных программ, а также программ удаленного управления устройством, системной поломки и подборки пароля, посредством замаскированных интернет-стра-ниц, внедрение определенных команд в программы набора [7, c. 329], программ для мобильных устройств, позволяющих перехватывать сетевой трафик, расшифровывать имена и пароли поль-зователей1, нахождение слабых мест в системах защиты информации и файлов законного пользователя, использование услуг провайдера, не фиксирующего данные о своих пользователях [8], распространение программных средств анонимизации личности преступника, предоставление на безвозмездной основе профессиональных «хакерских» инструментов2. В 26% случаев неправомерного доступа к компьютерной информации, совершенных с применением интернет-технологий, применялись дистанционные методы, основанные на использовании средств доступа к компьютерам либо охраняемой законами информации [9].

В связи с этим актуализируется необходимость оперативного и качественного реагирования государства и общества на возрастающее негативное влияние неправомерного доступа к компьютерной информации на состояние информационной сферы путем обеспечения раскрываемости рассматриваемого общественно опасного деяния и принятия комплекса мер по минимизации их криминализации.

Обсуждение и заключение

Таким образом, на основании проведенного исследования представляется целесообразным рассмотреть основные аспекты нивелирования неправомерного доступа к компьютерной информации:

прогнозирование направлений развития преступной активности криминальных элементов в информационной сфере на основе статистических данных и материалов уголовных дел. Реализация данного направления прослеживается в аналитической деятельности, заключающейся в сборе, накоплении, обобщении и комплексном анализе поступающей информации о происходящих социально-экономических, политических, межгосударственных и иных процессах, влияющих на криминогенную обстановку.

постепенная интеграция практического опыта сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих противодействие противоправному использованию информационно-коммуникационных технологий, и знаний специалистов ведущих IT-компаний в образовательный процесс с целью действенной подготовки квалифицированных специалистов, обладающих достаточными навыками и знаниями при организации раскрытия преступлений и способных осуществлять и участвовать в процессуальных действиях при расследовании неправомерного доступа к компьютерной информации;

разработка научно-οбοснοванных рекомендаций по организации и тактике проведения следственных действий, проведения качественного осмотра компьютерных и иных электронных устройств и безопасного извлечения необходимой информации, формирования доказательственной базы с последующим внедрением методики выявления и раскрытия неправомерного доступа к компьютерной информации, с учетом особенностей совершения рассматриваемого общественно опасного деяния;

активизация через средства массовой информации виктимологической профилактики институтов гражданского общества путем правового просвещения и проведения дополнительного обучения граждан и раскрытия методов неправомерного доступа к компьютерной информации.

реализация технических мер защиты информации путем модификации программного обеспечения на современных информационных системах и устройствах, выступающей ключевой задачей минимизации уязвимых мест в компьютерных системах и устройствах, которые направлены на воспрепятствование неправомерного доступа к компьютерной информации.

Список литературы Анализ отдельных изменений особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации

  • Ревин В.П. Концепция уголовной политики Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 1. С. 262-264.
  • Лопашенко Н.А. Основные итоги реформирования уголовного законодательства в 2022 г.: аналитический обзор // Lex russica. 2023. Т. 76. № 4. С. 115–135.
  • Иванчин А.В. О новой концепции развития уголовного права России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2017. С. 51-55.
  • Гравина А.А. Тенденции развития уголовного законодательства на современном этапе // Журнал российского права. 2016. № 11. С. 95 – 106.
  • Дуюнов В.К. Совершенствование уголовного законодательства – это не починка «Тришкина кафтана» // Вопросы российского и международного права. 2012. № 1. С. 99 – 110.
  • Наумов А.В. Концепция уголовно-правовой политики: законодательный или доктринальный вариант? // Уголовное право. 2022. № 3. С. 25 – 29.
  • Макеева И.С., Болотова И.А. Проблемы законодательного конструирования и применения составов преступлений с административной преюдицией // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2020. № 2. С. 96 – 102.
  • Лопашенко Н.А. Административной преюдиции в уголовном права – нет! // Вестник Академии Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. 2011. № 3. С. 64-71.
  • Зыков Д.А. Возвращение административной преюдиции в УК РФ – исправление законотворческой ошибки // Юридическая техника. 2015. № 9. С. 273 – 275.
  • Хлебушкин А.Г. Переход на сторону противника и участие в военных действиях на территории иностранного государства в целях, противоречащих интересам Российской Федерации: вопросы квалификации // Уголовное право. 2022. № 12. С. 48-47.
  • Пономаренко Е.В., Копшева К.О. Обоснованность изменений уголовного законодательства, касающихся отдельных составов преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. № 1. С. 121 – 126.
  • Новикова Е.В. Административная преюдиция: дискуссия продолжается //Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). № 12. 2018. С. 105 – 112.
  • Маркунцов С.А. О применении уголовно-правовых запретов, сконструированных с использованием административной преюдиции // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2019. № 3. С.256 – 263.
  • Капиус О.С. Административная преюдиция в уголовном праве: проблемы теории и практики // Журнал российского права. 2019. № 6. С.78 – 86.
  • Леонтьева А.С. К вопросу об административной преюдиции как способу декриминализации оборота янтаря, нефрита и иных полудрагоценных камней // Вестник науки. 2023. № 5 (62). Т. 4. С. 453 – 457.
  • Аветисян С.В. Административная преюдиция как инструмент криминализации и декриминализации (на примере статей 178, 180, 212¹ УК РФ) // Российское конкурентное право и экономика. 2019. № 4 (20) С. 68-73.
  • Иванчин А.В. О целесообразности построения преступлений с административной преюдицией // Библиотека криминалиста. 2013. № 2 (7). С. 98 – 108.
  • Сидоренко Э.Л. Особенности квалификации преступлений преюдициального характера // Общество и право. 2016. № 1 (55). С. 60 – 66.
Еще
Статья научная