Анализ положений Декларации независимости США и Декларации прав человека и гражданина Франции
Бесплатный доступ
В статье анализируется общее и различное в Декларации независимости США и Декларации прав человека и гражданина Франции.
Естественные права, нормативное закрепление прав человека
Короткий адрес: https://sciup.org/140282121
IDR: 140282121
Текст научной статьи Анализ положений Декларации независимости США и Декларации прав человека и гражданина Франции
Концепция социального государства, неотделимого от права, обеспечивающего постепенное устранение резких социальных неравенств, справедливость и нравственность – важный аспект модели нового общества, которое должно быть сформировано в России. Своеобразно эта же проблема решалась и в период революционных изменений ХVIII в., результатами которых стали воплощение в великих исторических документах идеалов свободы и прав человека. Поэтому для нас действительно уникальной является возможность документального сравнения двух правовых актов, в чем-то отличающихся, но, вместе с тем, одинаково утверждающих общечеловеческие ценности: «Декларации независимости Соединенных Штатов Америки» (4 июля 1776) и «Декларации прав человека и гражданина» (26 августа 1789). Выбирая сравнение как метод изучения и исследования этих исторических правовых документов, уместно, в объяснение, привести высказывание Р.Давида: «Закон имеет национальный характер. Само же право, однако, не тождественно закону. Правовая наука по самой своей природе носит транснациональный характер»403.
Принципиальные различия американской и французской деклараций фиксируются перечнем декларируемых неотчуждаемых прав человека; тем самым отражается разное для авторов-составителей решение одной и той же
-
403 Цит. по: В.Г. Графский. Всеобщая история права и государства. Учебник для вузов. М., 2003. С. 711.
проблемы - взаимоотношения человека и государства.
При общей идеологической основе, представленной наследием древнегреческих философских учений, трудами Г. Гроция, Дж. Локка, В. Гумбольта, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, а также непосредственно юридическими правовыми документами (Великая хартия вольностей, Петиция о праве, Билль о правах, Хабеас корпус акт), главные идеологи этих Деклараций - Джефферсон и Лафайет - не были едины во мнении о естественных, неотчуждаемых правах, которые присущи человеку от рождения.
Избрав жанр декларации как формы торжественного провозглашения от имени представителей народа неотъемлемых прав человека , составители «Декларации независимости» прежде всего, хотели подчеркнуть, что это первый официальный документ, объявляющий о «самостоятельности и равном месте среди держав мира» по праву свободных и независимых штатов, т.е. с главным акцентом на то, что «они освобождаются от всякой зависимости по отношению к британской короне» (это же Декларация независимости ). Для американцев казалось достаточным только провозгласить идеи и принципы неотчуждаемых прав человека, а в формальном их подтверждении текстом Закона естественно принадлежащие человеку права не нуждаются. Более того, отцы-основатели полагали, что их перечисление в Конституции может быть воспринято как исчерпывающий перечень прав и свобод, что привело бы к ущемлению тех прав, которые не вошли в список.
Выделим главное: в «Декларации независимости» акцент делается на провозглашении естественноправовой концепции в качестве главного условия свободы и независимости; т.е. торжественно декларируется принадлежащий каждому человеку от рождения перечень неотчуждаемых прав с главной целью - положить раз и навсегда предел бесконтрольности и произволу государственной власти.
Исходным отличием французской «Декларации прав человека и гражданина» было намерение создателей сделать ее частью письменной конституции. В преамбуле излагается то, чего нет в американской декларации. Здесь уже «представители французского народа» полагают, что только «невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним является единственными причинами общественных бедствий и пороков правительства», декларативно решают провозгласить притязания граждан, чтобы с этих пор и на таких началах все «устремлялись к соблюдению Конституции и к всеобщему благополучию». Акцент смещается: для составителей важно не только провозгласить естественные права человека, но и обеспечить для них государственную защиту. Защищенность неотъемлемым правам придаст юридическое закрепление - такое, как Основной Закон. Естественные права (т.е. не зависимые изначально от воли государства) - не могут противопоставляться целям политического союза, который и должен взять на себя их законодательное формулирование, функцию их защиты и обеспечения.
Поскольку различно назначение рассматриваемых Деклараций, закономерно и различие самого перечня неотчуждаемых прав, где более всего проявилось идейное расхождение авторов. Декларация независимости называет такие права, как жизнь, свобода и стремление к счастью . Декларация прав человека и гражданина называет: свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению .
Джефферсон не признавал «право на собственность» как неотчуждаемое. Более того, несколько позднее он станет советовать и Лафайету не включать «право на собственность» в число естественных неотъемлемых прав. Но во французском варианте более последовательно воплотились идеи Ж.-Ж. Руссо, незадолго до всех этих событий изложившего в работе «Рассуждение о политической экономии»: «…несомненно, что право собственности – самое святое из всех прав, а потому более важное, чем сама свобода … Собственность – истинная основа гражданского общества»404.
Поэтому право собственности включено в перечень неотъемлемых прав человека французской Декларации, и, кроме того, в ст. 17 утверждается положение о том, что: «…собственность есть право неприкосновенное и священное».
Различие проявляется и в отношении к категории «свобода». Это объясняется целями создания и провозглашения этих двух Деклараций. Для американцев понятие свободы прежде всего – это «естественное право оказывать сопротивление насилию властей, нарушающих условия договора»405.
Категория «свобода» используется во французской Декларации в двух смыслах. Французский юрист Б. Констан указал, что под свободой подразумевали политическую (т.е. свободу доступа граждан к участию в государственных делах) и личную, гражданскую свободу (понимаемую как определенную независимость от государства)406. И действительно, Декларация открывается следующими положениями: люди рождаются и остаются свободными и равными в правах (ст. 1); цель каждого политического союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека, таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению (ст. 2).
Как видно, такая «статейная хронология» предполагает, что провозглашение прав человека было бы невозможным без объявления сначала всех свободными и равными в правах. Из использования в синтаксической конструкции соединительного союза «и», по функции соединяющего только равноправные части, свобода всё же вынесена на первое место. В этом отражено характерное представление о том, что
-
404 Цит. по: В.Г. Графский. Всеобщая история права и государства. Учебник для вузов. М., 2003. С. 459.
-
405 Цит. по: Права человека. Отв. ред. Лукашева Е.А. М., 2001.С. 62.
-
406 Там же. С. 66.
свобода не может существовать без равенства в правах, т.е. равенства всех людей перед Законом, или формально юридического равенства407.
Насколько мудра была позиция не допустить разрыва между общепризнанностью, как таковой, естественных прав с их государственным закреплением, позволяет судить история. Провозглашенные сначала в Декларации нравственные категории свободы, справедливости, самоценности каждого человека органично составляют часть Основного Закона, тем самым обретают гарант защищенности, обеспечения силой государства. Значение такого выражения естественных прав подтверждается опытом конституционного развития США (отсутствие в Основном законе США перечня федерально закрепленных прав и свобод вызвало критику этого документа, и к концу 1791 г. был ратифицирован федеральный Билль о правах). Можно говорить об уникальности французской «Декларации прав человека и гражданина», в частности, о том революционном повороте в общественном сознании, когда проблема взаимоотношения государства и человека стала решаться в принципиально ином ключе: человек, ранее всецело подчиненный государству и зависимый от него, теперь приобретал право на невмешательство государства в сферу свободы личности, очерченную законом, и получал гарантии государственной защиты неотъемлемых прав в случае их нарушения.
И если, опираясь на «американский случай», можно говорить о некотором универсализме развития идей о правах человека и гражданина для ряда регионов мира, то тем более неординарно выглядит ситуация с Конституцией РСФСР (10 июля 1918), где в первый раздел полностью, без изменений, была помещена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая по жанру предполагает провозглашаемый перечень неотъемлемых естественных прав человека. Но уникальность нашей, советской, Декларации в том, что ни одного права человека она не включает!
Таким образом, можно говорить о решительном отвержении провозглашения (= признания!) естественных неотчуждаемых прав человека Республикой Советов; в этом смысле и права человека рассматривались не как естественные и неотъемлемые, а как дар государства. Отсюда и формальность содержания права (т.е. отрыв от социальных условий, категорий нравственности, человеческого достоинства, идей естественноправовой доктрины) при одном, но главном постулате – подчинения (равенства всех) закону (как выразителю общей воли), т.е. с обязанностью строго и беспрекословно подчиняться!
Таким образом, первые декларативные попытки закрепления основных прав человека всегда давали ощутимые результаты. Декларацию следует рассматривать как предварительную стадию законодательного закрепления.
-
407 Адыгезалова Г.Э. Социологическая юриспруденция США в ХХ в.: формирование доктрины, развитие и совершенствование правопорядка. Автореф… дис. д-ра юрид. наук. Краснодар: Кубанск. гос. унив-т, 2017. С.14.
Ценно, что такое декларативное закрепление идеи неотъемлемых прав нашли уже в XVIII в.!
Список литературы Анализ положений Декларации независимости США и Декларации прав человека и гражданина Франции
- Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. Учебник для вузов. М., 2003.
- Права человека. Отв. ред. Лукашева Е.А. М., 2001.
- Адыгезалова Г.Э. Социологическая юриспруденция США в ХХ в.: формирование доктрины, развитие и совершенствование правопорядка. Автореф… дис. д-ра юрид. наук. Краснодар: Кубанск. гос. унив-т, 2017.