Анализ социальных сетей в механизме мониторинга общественного мнения о деятельности органов внутренних дел
Автор: Березовская Елена Владимировна, Шавалеев Булат Эдуардович
Журнал: Ученые записки Казанского юридического института МВД России @uzkui
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 2 (8) т.4, 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается современный механизм мониторинга общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, формулируется необходимость анализа социальных сетей, а также предложен алгоритм анализа пользовательского контента с целью определения общественного мнения.
Мониторинг, общественное мнение, социальные сети, органы внутренних дел, права и свободы человека
Короткий адрес: https://sciup.org/142223053
IDR: 142223053
Текст научной статьи Анализ социальных сетей в механизме мониторинга общественного мнения о деятельности органов внутренних дел
Общественное мнение, как неформальный социальный институт, занимает важное место в процессах реформирования общественной жизни в Российской Федерации. Осуществляя оценочную, регулятивную и консультативную функцию, общественное мнение выступает в качестве критерия оценки деятельности правоохранительных органов в целом и органов внутренних дел (далее – ОВД) в частности.
Очевидно, что эффективное функционирование демократических институтов правового государства невозможно без постоянного и конструктивного диалога общества и власти в лице органов внутренних дел, в связи с этим представляются необходимыми концептуализация имеющегося исследовательского материала, а также апробация потенциально новых направлений для исследовательской деятельности.
Осуществляемые в настоящее время глубокие структурные преобразования, связанные с реформированием политических и социально-экономических процессов, требуют адекватной и своевременной оценки деятельности правоохранительных органов. Подобная оценка, на наш взгляд, должна формироваться прежде всего исходя из анализа общественного мнения, в силу ст. 9 ФЗ «О по-лиции»1, а именно принципа общественного доверия и поддержки граждан.
Одним из методов получения достоверной информации о фактах нарушения прав и свобод человека, а также адекватных оценок служебной деятельности отдельных подразделений ОВД является мониторинг общественного мнения. В настоящее время основным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок и организацию 48 мониторинга, является приказ МВД России от 1 декабря 2016 г. «Об организации постоянного мониторинга общественного мнения о деятельности полиции»2. Примечательно, что в данном приказе не предусмотрена возможность осуществления мониторинга общественного мнения с помощью анализа социальных сетей. На наш взгляд, анализ социальных сетей является приоритетным направлением развития технологии мониторинга общественного мнения с точки зрения полноты и оперативности получаемой информации.
В целом мониторинг общественного мнения является одним из элементов социального мониторинга и заключается в научно обоснованной системе периодического сбора, обобщения и анализа социально-значимой информации и предоставления полученных данных для последующего принятия стратегических и тактических решений [1, с. 156]. Например, М. Новицкий и З. Фиалова определяют мониторинг как планомерное, систематическое, проводимое по определенной схеме изучение определенного фрагмента социальной действительности [2, с. 11]. Л.В. Тихомирова и М.Ю. Тихомиров придерживаются мнения, что мониторинг общественного мнения – это система наблюдений, оценки, прогноза состояния и динамики какого-либо явления, процесса или иного объекта с целью его контроля, управления его состоянием, охраны, выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям [3, с. 6].
Применительно к служебной деятельности ОВД следует отметить, что мониторинг общественного мнения позволяет не только определить уровень доверия и поддержки граждан и установить конкрет- 48 ные факты незаконного нарушения прав человека в результате деятельности подразделений и служб ОВД, но и выявить характерные закономерности и тенденции, что позволит нивелировать детерминанты нарушений прав и свобод человека.
Так, согласно результатам исследования мнения граждан о работе ОВД, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в конце 2018 г., уровень доверия граждан к органам внутренних дел составляет 57%. В 2017 году уровень доверия достигал рекордных показателей и составлял 67%, а в 2015 и в 2016 гг. – 46% и 47% соответственно3. На наш взгляд, ухудшение оценок деятельности органов внутренних дел вызвано общей тенденцией, связанной со снижением уровня доверия граждан к органам власти4.
Примечательно, что респонденты положительно оценивали работу следующих подразделений: сотрудников полиции на транспорте – 65%, сотрудников дежурных частей – 63%, участковых уполномоченные – 61%, оперуполномоченных уголовного розыска – 58%, инспекторов по делам несовершеннолетних – 57%, сотрудников патрульно-постовой службы – 56%, сотрудников ГИБДД МВД России – 53%. Сотрудники следственных подразделений получили самые низкие оценки – 50%. Безусловно, вышеуказанные результаты должны быть учтены в ходе принятия управленческих решений, направленных на оптимизацию служебной деятельности.
Значение мониторинга общественного мнения в обеспечении прав человека в деятельности ОВД заключается в возможности выявления общих закономерностей нарушений, допущенных при осуществле- 49 нии служебной деятельности. Материалы, полученные в ходе мониторинга общественного мнения, должны учитываться в процессе принятия управленческих решений, в законотворческой деятельности, а также правоприменительной деятельности сотрудников подразделений ОВД. Однако, на наш взгляд, недостаточно внимания уделено наиболее полному и достоверному источнику информации о социальных процессах в целом и процессах, характеризующих общественное мнение о деятельности органов внутренних дел в частности.
Анализ социальных сетей с целью установления общественного мнения о деятельности подразделений ОВД, а также фактов нарушений прав человека предполагает возможность широкого охвата пользователей, а также оперативность распространения информации, что позволит отобразить реальную и полную картину общественного мнения о работе органов внутренних дел, а также возможных нарушений прав граждан в Российской Федерации.
Подобная практика уже имеет широкое распространение за рубежом. Так, в Великобритании анализ общественного мнения, в частности с помощью социальных сетей, лежит в основе взаимодействия с общественностью. Уполномоченные должностные лица выступают от имени организаций в различных социальных сетях: Facebook, Twitter, LinkedIn и т.д. [4, с. 398].
Анализ зарубежного опыта свидетельствует, что социальные сети являются важным каналом коммуникации между правоохранительными органами и гражданами.
Современное направление повышения прозрачности служебной деятельности активно реализуется в ОВД Российской Федерации, что предусмотрено принципом открытости и публичности, закрепленным в ст. 8 ФЗ «О полиции»1. На наш взгляд, в условиях увеличения числа пользователей сети Интернет в 49 целом, а также числа пользователей социальных сетей данное направление имеет значительные перспективы дальнейшего использования. В связи с этим мониторинг общественного мнения является ключевым элементом в механизме обеспечения прав и свобод граждан в деятельности ОВД, а анализ социальных сетей позволит оперативно и полно получать необходимую информацию. Ориентирование служебной деятельности на достижение удовлетворительного уровня доверия граждан позволит в значительной мере пользоваться поддержкой граждан, а также снизит уровень социальной напряженности2, по мнению социологов, значительно выросший в Российской Федерации за 2018 г.
Таким образом, считаем необходимым апробировать механизм мониторинга социальных сетей с целью оптимизации эффективности служебной деятельности, а также обеспечения прав и свобод граждан в деятельности ОВД.
Полагаем целесообразным предложить следующий алгоритм анализа пользовательского контента социальных сетей с целью определения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел:
-
1) организация анализа социальных сетей должна осуществляться на основе наиболее популярных социальных платформ, например, ВКонтакте;
-
2) обзор вовлеченности пользователей, то есть степени активности пользователей в определенной сфере, что позволит сделать вывод об актуальности поставленного на исследование вопроса;
-
3) выявление лидеров общественного мнения необходимо для определения перспектив изменений векторов социальных процессов;
-
4) изучение количественных и качественных характеристик подписчиков тематических сообществ;
-
5) исследование актуальных обсуждений и направлений общественного мнения.
-
50 1. Прокопьева Н.В., Иванов И.В. Понятие и принципы мониторинга правоприменения: теоре- 50 тико-правовой аспект // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 (34). С. 155-160.
-
2. Новицкий М., Фиалова З. Мониторинг прав человека. Хельсинский фонд по правам человека. Варшава, 2001. 210 с.
-
3. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Изд. 5-е, доп. и перераб. / под ред. М.Ю.Тихомирова. М., 2001. 972 с.
-
4. Rooksby J., Sommerville I. The Management and Use of Social Network Sites in a Government Department. Computer Supported Cooperative Work. 2012. Pp. 397-415.
Применение вышеуказанного алгоритма позволит получать необходимый объем сведений, достоверно характеризующих общественное мнение о работе ОВД, о перспективах изменения общественного мнения, криминологических перспективах, политической конъюнктуре, а также по иным вопросам. Дальнейшее использование полученного объема информации позволит скоординировать служебную деятельность подразделений ОВД в целях качественной реализации возложенных на них задач.
Список литературы Анализ социальных сетей в механизме мониторинга общественного мнения о деятельности органов внутренних дел
- Прокопьева Н.В., Иванов И.В. Понятие и принципы мониторинга правоприменения: теоретико-правовой аспект // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 (34). С. 155-160.
- Новицкий М., Фиалова З. Мониторинг прав человека. Хельсинский фонд по правам человека. Варшава, 2001. 210 с.
- Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Изд. 5-е, доп. и перераб. / под ред. М.Ю.Тихомирова. М., 2001. 972 с.
- Rooksby J., Sommerville I. The Management and Use of Social Network Sites in a Government Department. Computer Supported Cooperative Work. 2012. Pp. 397-415.