Анализ влияния пандемии COVID-2019 на экономическую безопасность Европейского союза в период 2020-2021 гг

Автор: Фадеева И.А.

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Экономика

Статья в выпуске: 1, 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье проводится анализ ситуации с распространением пандемии на территории Европейского союза, ее влияния на экономическую безопасность союза. Изучены экономические тренды, возникшие в Европейском союзе в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Обобщены оценки влияния пандемии коронавируса на развитие экономического кризиса в Европейском союзе. Указываются причины, способствующие ускорению дезинтеграционных процессов на территории стран -участниц Евросоюза в связи с распространением COVID-19. На примере опыта Германии проведен локальный анализ экономических последствий распространения коронавируса, тенденций, связанных с пандемией. Изучены меры, введенные в Германии для снижения негативных последствий распространения коронавирусной инфекции и недопущения замедления темпов роста экономики.

Еще

Европа, безопасность европейского союза, европейский союз, коронавирус, пандемия, последствия, германия

Короткий адрес: https://sciup.org/149141811

IDR: 149141811   |   DOI: 10.24158/tipor.2023.1.8

Текст научной статьи Анализ влияния пандемии COVID-2019 на экономическую безопасность Европейского союза в период 2020-2021 гг

Система экономической безопасности Европейского союза (далее – ЕС) и инструменты ее обеспечения являются частью общей системы безопасности союза. Реагирование на возникающие угрозы безопасности осуществляется на основе принятых в ЕС мер в рамках общей политики обеспечения безопасности. Экономическая безопасность ЕС в практической плоскости находила отражение в многочисленных элементах правовой базы, направленных на решение задач экономического развития, в механизмах стимулирования социально-экономического развития ЕС, инструментах фондирования и др.

Как показал проведенный анализ состояния экономической безопасности в странах ЕС, реакция на первоначальные экономические итоги пандемии оказалась разрозненной и нескоор-динированной. Экономический кризис, вызванный пандемией, может усугубить существующие разногласия внутри ЕС и усилить признаки коллапса. В этой связи эксперты справедливо говорят

о возможных переменах глобального свойства. Главный вывод, сделанный экспертами, свидетельствует о разобщенности европейских стран, неэффективной политике руководства Европейского союза, нехватке общих мер, что привело к отсутствию общего пространства ЕС. В главной степени последствия пандемии рассматриваются как упадок куда-то в пропасть, к каким-то доисторическим формам, где существуют только государства на национальном уровне.

Дезинтеграционные проявления в Европе вследствие пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 имеют все шансы отобразиться на конфигурациях предоставления экономического суверенитета. В условиях коронакризиса в ЕС произошли вынужденные беспрецедентные события дезинтеграционного плана, когда некоторые страны вышли за рамки провозглашенных границ своего суверенитета в части регулирования миграционных потоков. Так, представители Чехии первыми в Европе заявили о необходимости закрытия государственных границ, что повлекло критику со стороны председателя Европейской комиссии. В целом в странах Вишеградской группы превентивные меры начали предприниматься значительно раньше, чем в других странах ЕС (Фадеева, 2020). Так, Венгрия с конца марта 2020 г. расширила полномочия своего Правительства на неопределенный срок в связи с пандемией коронавируса.

Темп распространения пандемии, быстрый характер решений, принимаемых как на уровне государств-членов, так и на наднациональном уровне, отсутствие каких-то ясных прогнозов о снятии ограничений, связанных с пандемией коронавируса, сильно осложняют четкие оценки экономических последствий пандемии. Прогнозы международных организаций, построенные с разницей не более месяца, могут существенно различаться по динамике прогнозируемых показателей.

В качестве примера рассмотрим прогноз ОЭСР от марта 2020 г. В нем ожидалось, что динамика ВВП стран Европейского союза в 2020 г. будет показывать положительное значение (0,8 %) по отношению к 2019 г. Так как прогноз был составлен в условиях, близких к недооценке всего масштаба происходящего и без определенных данных, перспективные значения уровня ВВП стран ЕС, вероятнее всего, будут сильно отличаться от фактических в меньшую сторону (Потемкина, 2020).

Больше доверия вызывает прогноз МВФ, который также был выпущен весной 2020 г. Один из разделов Отчета Международного валютного фонда, посвященного прогнозу развития мировой экономики в условиях глобальных ограничений, называется «Великая изоляция», что отражает оценки последствий пандемии COVID-19 данной международной организацией. Согласно прогнозу МВФ, падение ВВП в Еврозоне в 2021 г. составит 7,5 %, что глубже среднего уровня падения мировой экономики. При этом МВФ полагает, что в 2022 г. следует ожидать обратного процесса – прироста уровня ВВП до 4,7 %. В реальности же падение ВВП Еврозоны за 2021 г. составило 5,7 %, а уже в 2022 г. на фоне восстанавливающейся экономики Еврозоны зафиксирован прирост ВВП (5,4 %), что подтверждает прогнозы МВФ (табл. 1)1.

Таблица 1 – Прогноз изменения ВВП государств Еврозоны, других групп и регионов мира Международного валютного фонда, 2020–2021 гг.

Государство / группа / регион

2020

2021

Еврозона

–5,7

5,4

Германия

–3,7

2,6

Франция

–7,8

6,8

Италия

–9,0

6,7

Испания

–11,3

5,5

Нидерланды

–3,9

4,9

Бельгия

–5,4

6,1

Австрия

–6,5

4,6

Ирландия

6,2

13,6

Португалия

–8,3

5,5

Греция

–9,0

8,4

Финляндия

–2,2

3,0

Словакия

–3,4

3,0

Словения

–4,3

8,2

Люксембург

–0,8

5,1

Из данных мониторинга прогноза следует, что пандемия коронавируса обусловила разную глубину рецессии государств – членов ЕС и разный темп восстановления их экономики. Этот факт, кроме того, принадлежит к дезинтеграционным рискам, обостряющим противоречия в европейском финансовом пространстве (Фадеева, 2020: 187).

Германия, наряду с небольшой группой стран Центральной и Западной Европы, составляет экономическое ядро ЕС. Опыт Германии в преодолении негативных последствий коронакри-зиса можно рассматривать как один из эталонных в интеграции с точки зрения экономической обоснованности, системности и эффективности принимаемых мер (Лункин, 2020).

Реакция Германии на распространение вируса может быть разделена на две группы мер: фискальные и монетарные.

Налоговые мероприятия подразумевают применение собранных активов, а также повышение затрат бюджета в 156 млрд долл., это около 4,9 % от ВВП1. Все это направлено на следующие статьи расходов: увеличение расходов на медицинское оборудование и инфраструктуру здравоохранения; субсидии для сохранения рабочих мест и доходов работников; повышение пособия по уходу за ребенком для родителей с низким уровнем доходов; предоставление грантов для малого бизнеса и самозанятым лицам в размере 50 млрд евро2.

Кроме этого, в стране создан фонд экономической стабилизации, который используется для расширения объема и доступа к государственным гарантиям по кредитам для компаний разных размеров и кредитных страховщиков: адресаты данной программы получают право на гарантию в размере 100 %. В дополнение к фискальным мерам поддержки, принятым на уровне центрального правительства, многие земли Германии объявили о собственных мерах поддержки на 48 млрд евро в виде прямой поддержки и 73 млрд евро в виде кредитных гарантий на уровне земель.

Из данных прогноза следует, что пандемия коронавируса обусловит различную глубину рецессии государств Еврозоны и разную скорость восстановления их экономики. Данное обстоятельство также относится к дезинтеграционным рискам, усиливающим противоречия в европейском экономическом пространстве.

Монетарный пакет мер в Германии тесно связан с решениями ЕЦБ. В частности, ЕЦБ предоставил поддержку денежно-кредитной политики Германии путем приобретения активов на сумму 120 млрд евро до конца года в рамках действующей программы и дополнительных механизмов. В дальнейшем планируется приобретение активов на 750 млрд евро частного и государственного секторов. Правительство Германии распределило полученную поддержку среди немецких банков под национальным контролем. В дополнение к монетарным мерам на уровне Еврозоны в Германии приняты и другие решения: дополнительная финансовая поддержка в размере 100 млрд евро для целей рефинансирования краткосрочных займов; выделено 100 млрд евро для приобретения акций крупных компаний3.

Экономический кризис, ставший результатом пандемии коронавируса, справедливо вызывает опасения в европейском обществе, и в Германии в частности, в связи с возможным ростом националистических настроений, усилением позиций евроскептиков. Опасения связаны с тем, что основная ноша поддержки европейской экономики ляжет именно на самую сильную немецкую экономику и на налогоплательщиков этой страны.

Подводя итоги, стоит отметить, что действовавшие в ЕС механизмы обеспечения экономической безопасности оказались недостаточными для поддержания экономической стабильности в условиях коронакризиса. Большая часть мер, предпринимаемых в ЕС и характеризующих трансформацию механизма обеспечения экономической безопасности, связана с фискальной и финансовой поддержкой субъектов экономики путем использования всех доступных механизмов.

В конечном итоге снижение экономической безопасности ЕС, вынужденная адаптация и переориентация существующих механизмов экономической поддержки на смягчение негативных последствий коронакризиса не могут пройти бесследно и с точки зрения силы связей между участниками интеграционной структуры. В этом смысле можно ожидать усиления дезинтеграционных проявлений в различных частях европейской интеграционной структуры.

Список литературы Анализ влияния пандемии COVID-2019 на экономическую безопасность Европейского союза в период 2020-2021 гг

  • Лункин Р.Н. Будущее европейской идентичности на фоне коронакризиса // Аналитические записки Института Европы РАН. 2020. № 10 (№ 193).
  • Потемкина О.Ю. Европейский союз: ограничение передвижения граждан как средство борьбы с COVID-19 // Аналитические записки Института Европы РАН. 2020. № 14 (№ 197).
  • Фадеева И.А. Этнические и экономические факторы дезинтеграции ЕС в условиях пандемии (на основе материалов по COVID-19) // Фундаментальные исследования. 2020. № 5. С. 182-188. https://doi.org/10.l7513/fr.42768.
Статья научная