Анализ закона о контрактной системе на предмет коррупциогенного фактора
Автор: Шайхутдинова А.Р., Селезнева А.Х.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 2-4 (11), 2014 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140107992
IDR: 140107992
Текст статьи Анализ закона о контрактной системе на предмет коррупциогенного фактора
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон №44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Анализируя практику, необходимо отметить, что сфера закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд наиболее часто подвергается возникновению коррупциогенных отношений. Наиболее ярким примером служит уголовные дела, связанные с ОАО «Оборонсервис» в 2012-2013гг.
Изучив федеральный закон о контрактной системе, в первую очередь, стоит отметить присутствие большого количества отсылочных норм, которые подразумевают тесную взаимосвязь и зависимость от таких федеральных подзаконных актов как актов Правительства и других подведомственных ему заинтересованных органов. Коррупциогенногенность в данном вопросе заключается в том, что федеральные подзаконные акты, на которые ссылается закон о контрактной системе, носят очень продолжительный и затянутый характер разработки и принятия. Таким образом, федеральный закон №44 не может регулировать сферу закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в полной мере, так как нормы на которые он ссылается во множестве пунктов еще даже не разработаны. Еще одна сторона данной проблемы заключается в «свободе подзаконного нормотворчества». Т.е. все вопросы, которые не отрегулированы или же рассмотрены частично, и на которые даны ссылки на подзаконные акты органов государственной власти в федеральном законе о контактной системе, уточняются компетентными и в то же время заинтересованными органами путем осуществления собственной нормотворческой деятельности.
Также большие, на наш взгляд, риски коррупциогенного характера носит ст.34 закона о контрактной системе, где регламентируется право заказчика заключать договор с поставщиком в устной форме в порядке и на условиях предусмотренных Гражданским кодексом российской Федерации. Применение устной сделки при государственных закупках Закон о контрактной системе допускает в следующих случаях:
-
1) Осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей;
-
2) Заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;
-
3) Осуществление закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначению пациенту при наличии медицинских показаний (на сумму не превышающую 200 тыс. рублей) [1].
Более того, закон не применяет к договору, совершенному в устной форме, ответственность заказчика и поставщика, как при письменной форме совершения такой сделки.
Все вышеуказанные положения Закона о контрактной системе закладывают огромный риск возникновения коррупциогенного фактора в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Несмотря на это, очень сложно представить на практике совершение такой устной сделки, т.к. в любом случае факт закупки будет подтверждаться чеком или накладной, т.к. сделку совершают юридические лица.
Таким образом, проанализировав Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг выявлены три коррупциогенных фактора-«широта полномочий компетентных органов», «отказ от конкурсных процедур при определенных ситуациях», а также зависимость Федерального закона от подзаконных актов федеральных органов власти. исходя из изложенного, можно сказать, что нововведения в сфере закупок товаров, услуг и работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с одной стороны, усовершенствовали данную систему, но это привело к возникновению новых проблем, которые не стоит оставлять без внимания.