Аналогия, диалектика, миф и катастрофа у Платона

Бесплатный доступ

Платон определяет диалектику как переход от многого к одному и от одного к многому, а также как восхождение от ограниченных предпосылок к беспредпосылочному началу. Проблему задает тот факт, что переход, о котором говорит Платон, является по сути переходом от телесного к бестелесному и от человеческого к божественному. Это значит, что мы не можем обладать простым методом этого перехода и нам остается искать помощь в других подходах, которые также использует Платон. В статье мы берем в качестве предмета анализа способ использования Платоном аналогии и мифа. В ряде диалогов Платона («Государство», «Федр») можно видеть обращение к аналогии познания с переходом от плоского к трехмерному пространству. Мифологические повествования о катастрофе, случившейся в прошлом с космосом («Политик», «Тимей»), позволяют предполагать взаимодействие космоса с божественным пространством, обладающим иной размерностью, чем объемное тело. Образ объемного тела на плоскости неизбежно несет в себе множество противоречий, которые снимаются в трехмерном пространстве, и также точно противоречия телесного космоса могут быть сняты в объемлющем его теле занебесной области, которая может быть увидена только бестелесным взглядом ума. Таким образом, аналогия и миф не отделены от диалектики, а, наоборот, призывается ею в качестве необходимого дополнения, которое дает опору уму для перехода от рассудочного знания к чистому знанию вещей самих по себе. Это знание изменяет и самого мыслящего; в статье показано, как меняется фигура мыслителя у Платона в зависимости от того, выступает он в роли исследователя или того, кто уже обрел высшее знание.

Еще

Платон, диалектика, миф, катастрофа, переход, размерность пространства, фигура философа

Короткий адрес: https://sciup.org/147244811

IDR: 147244811   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-2-1011-1027

Список литературы Аналогия, диалектика, миф и катастрофа у Платона

  • Бриссон, Л. (2019) Платон. Пер. О. Алиевой. Москва: Rosebud Publishing.
  • Бугай, Д.В. (2016) Единство платоновского "Государства". М.: Издатель Воробьев А.В. EDN: WNAXNX
  • Протопопова, И.А. (2021) "Метафизика" и "феноменология" у Платона (Федон)", ΣΧΟΛΗ (Schole) 15.1, 342-353. EDN: DUTEFA
  • Светлов, Р. В. (2019) "Исследование". Платон. Политик. Исследование, перевод и комментарий Р.В. Светлова. Санкт-Петербург: Платоновское философское общество.
  • Флоренский, П. Α. (2000) Сочинения. В 4 т. Т. 3(2). Москва: Мысль.
  • Шевцов, К.П. (2020) "Человек золотого века: Сократ в диалогах Платона", Платоновские исследования 13.2, 69-91. EDN: EINUOP
  • Шичалин, Ю.А. (2017) "Введение". Платон. Парменид. Перевод, введение, комментарии, приложение, указатель имен Ю.А. Шичалина. Санкт-Петербург: Издательство РХГА.
  • Blondell, R. (2002) The Play of Character in Plato's Dialogues. Cambridge University Press.
  • Brisson, L. (2012) "Why Is the Timaeus Called an Eikôs Muthos and an Eikôs Logos?", Catherine Collobert, Pierre Destrée, Francisco J. Gonzalez, eds. Plato and myth: studies on the use and status of Platonic myths. Leiden: Brill, 369-392.
Статья научная