Анти-этика Сократа: Платон versus Аристотель
Автор: Протопопова И.А.
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 1 т.17, 2023 года.
Бесплатный доступ
Цель этой статьи - сравнение этики, которую можно обнаружить у платоновского Сократа, с этикой Аристотеля в контексте понимания блага Платоном и Аристотелем. В первой части анализируется понимание этики у Аристотеля. Он исходит из того, что не существует блага самого по себе, их много. Высшее благо, по Аристотелю, - государственное; этика у него определяется политикой. Высшее счастье - жить сообразно добродетели; к нравственной (этической) добродетели (ἀρετὴ ἠθικὴ) можно приучить благодаря внушению и повторению определенных поступков; природа добродетели связана с серединой, нужно избегать избытка и недостатка в страстях и поступках, чтобы приобрести привычку держаться середины. Вторая часть демонстрирует разницу между аристотелевским и платоновским пониманием добродетели. У Платона главное - благо само по себе, выходящее за пределы бытия (ἐπέκεινα τῆς οὐσίας), но являющееся причиной всего сущего, познаваемого и самого познания (R.509b6-10). Соответственно, благо государства для него - отнюдь не вершина, вообще полис и политика - один из уровней т.н. зримой области сущего, где правит мнение. Коль скоро благо само по себе выходит за пределы сущего, то и человек, стремящийся к нему, должен выйти за пределы сущего и себя самого: такое трансцендирование описано в диалогах “Пир”, “Федр”, “Федон”, причем в “Пире” подчеркнуто, что только оно позволяет родить подлинную добродетель, а не призрак. Таким образом, добродетель по Платону никак не может быть “серединой”, и обучить ей тоже нельзя. Именно в этом смысле представления платоновского Сократа можно назвать анти-этикой (слово “этика” у Платона вообще отсутствует).
Платон, аристотель, этика, добродетель, благо, трансцендирование
Короткий адрес: https://sciup.org/147241568
IDR: 147241568 | DOI: 10.25205/1995-4328-2023-17-1-351-360
Список литературы Анти-этика Сократа: Платон versus Аристотель
- Брагинская, Н.В., пер. (1984) "Никомахова этика," Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 4. Москва: Мысль.
- Протопопова, И.А. (2019) «"Сократический вопрос": старые проблемы и новые тенденции», ЕХОЛН (Schole) 13.1, 330-338.
- Annas, J. (1999) Plato's Ethics, Old and New. Ithaca-London: Cornell University Press.
- Brickhouse, T.C., Smith, N.D., eds. (2010) Socratic Moral Psychology. Cambridge: Cambridge University Press.
- Broadie, S. (1991) Ethics with Aristotle. Oxford: Oxford University Press.
- Broadie, S. (2007) Aristotle and Beyond: Essays on Metaphysics and Ethics. Cambridge: Cambridge University Press.
- Burnyeat, M. F. (2012) "Aristotle on Learning to be Good in Explorations," in Ancient and Modern Philosophy. Cambridge University Press, vol. 2, 259-81.
- Irwin, T.X. (1995) Plato's Ethics. New York-Oxford: Oxford University Press.
- Kamtekar, R. (2017) Plato's Moral Psychology. Oxford: Oxford University Press.
- Kraut, R., ed. (2006) The Blackwell Guide to Aristotle's "Nicomachean Ethics". Blackwell Publishing.
- Rorty, A.M., ed. (1980) Essays on Aristotle's Ethics. Berkeley-Los-Angeles-London: University of California Press.
- Sherman, N., ed. (2000) Aristotle's Ethics: Critical Essays. Oxford: Rowman & Littlefield Publishers, Inc.
- Schleiermacher, F. (1818) "Über den Werth des Sokrates als Philosophen," in Abhandlung der philosophischen Klasse der königlich preussischen Akademie aus den Jahren 1814-1815, 51-68.
- References in Russian:
- Braginskaya, N.V., per. (1984) "Nikomakhova etika," Aristotel'. Sochineniya v chetyrekh tomah. Tom 4. Moskow: Mysl'.
- Protopopova, I.A. (2019) «"Sokraticheskij vopros": starye problemy i novye tendencii», SXOAH (Schole) 13.1, 330-338.