Антигоны из Забайкалья. Специфика женской семейной памяти в приграничных районах Внутренней Азии

Бесплатный доступ

Раннесоветская репрессивная политика по отношению к приграничному населению в Забайкалье привела к рассеянию забайкальских казаков, потере их культурной базы, уменьшению их численности и распаду сообщества. Реакцией трансграничного общества бывших казаков в СССР, Китае и Монголии стала альтернативная память о событиях гражданской войны, включая прославление антикоммунистических восстаний и атамана Семенова как главного символа сопротивления. Следует отметить, что несмотря на патриархальную и милитаризированную культуру казаков Забайкалья, практики альтернативной памяти имели своеобразную гендерную специфику. Парадоксально, но забайкальская казачья контрпамять - это в основном женский проект. Травма социалистической модернизации поставила казачек перед дилеммой Антигоны: выбором между семьей (память) и государством (вынужденное забвение). Цель данной статьи - показать специфику женской памяти в перспективе контекста (семейная жизнь, религия и местные социальные сети), женской перспективы и ожидаемой роли в сообществе (говорить правду). Навязывая доминирующему сообществу словарь «женской перспективы» и акцентируя собственное право на альтернативную память, жительницы Забайкалья превратили неразрешимый конфликт идеологий в трагедию личного, локального и укорененного. Эта стратегия может многое рассказать про возможности политического действия в закрытых обществах, подверженных политическому насилию. Возможность политического сопротивления никогда не исчезает полностью, даже в условиях разрушения экономической и социальной базы сообщества. При написании статьи использовались материалы полевых исследований, проведенных осенью 2013 г. и осенью 2014 г. в Читинской области.

Еще

Женская память, исследования границ, забайкальские казаки, забайкалье, внутренняя азия, атаман семенов, антигона, примирение

Короткий адрес: https://sciup.org/148323719

IDR: 148323719   |   DOI: 10.18101/2305-753X-2021-2-28-38

Список литературы Антигоны из Забайкалья. Специфика женской семейной памяти в приграничных районах Внутренней Азии

  • Агамбен Дж. Оставшееся время. Комментарий к Посланию к римлянам. Москва: Новое литературное обозрение, 2018. 224 с. Текст: непосредственный.
  • Балакшин П. Финал в Китае: возникновение, pазвитие и исчезновение белой эмиграции на Дальнем Востоке. Сан-Фpанциско; Паpиж; Hью-Йоpк: Сириус, 1958. Т. 1. 430 с. Текст: непосредственный.
  • Михалев А. В. «Русский квартал» Улан-Батора: социальные границы и классификационные практики // VIII Конгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов (г. Оренбург, 1-5 июля 2009 г.). Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2009. С. 327-328. Текст: непосредственный.
  • Пешков И. О. Гураны, семеновцы, местнорусские. Специфика идентичности и культуры забайкальских гуранов в Монголии // Россия в Монголии: история и современность, Улан-Батор: Арвай принт, 2008. С. 112-121. Текст: непосредственный.
  • Романов А. М. Особый маньчжурский отряд атамана Семенова. Иркутск: Оттиск, 2013. 307 с. Текст: непосредственный.
  • Саблин И. Дальневосточная республика: от идеи до ликвидации. Москва: Новое литературное обозрение, 2020. 471 с. Текст: непосредственный.
  • Савченко С. Н. Дальневосточный казачий сепаратизм в годы гражданской войны (1918-1920) // Россия и АТР. 2007. № 4. С. 25-40. Текст: непосредственный.
  • Тлостанова М. В. Деколониальный проект: от политической деколонизации к деколонизации мышления и сознания (начало) // Личность. Культура. Общество. 2008. Т. 10, вып. 5-6(44-45). С. 170-183. Текст: непосредственный.
  • Benveniste E. Problèmes de linguistique générale. Paris, N.R.F., Bibliothèque des sciences humaines. 1966. Vol. 1. 650 р.
  • Figes O. The Whisperers: Private Life in Stalin's Russia. New York: Metropolitan Books, 2007. 740 p.
  • Humphrey C. Stalin and the Blue Elephant: Paranoia and Complicity in Postcommunist Metahistories, Diogenes. 2002. Vol. 49/2, No 194. Рp. 26-33.
  • Lindgren E. J. North-Western Manchuria and the Reindeer-Tungus, The Geographical Journal. 1930. LXXV (June). Рp. 518-534.
  • Lindgren E. J. An Example of Culture Contact without Conflict: Reindeer Tungus and Cossacks of Northwestern Manchuria, American Anthropologist. 1938. New Series, Vol. 40, No. 4. Part 1 (Oct.-Dec.). Рp. 605-621.
  • Peshkov I. Politization of Quasi-Indigenousness on the Russo-Chinese Frontier, in: Franck Bille, Gregory Delaplace and Caroline Humphrey (eds.) Frontier Encounters: Knowledge and Practices at the Russian, Chinese and Mongolian Border. Cambridge: Open Book Publisher, 2012. Рp.165-183.
  • Peshkov I. Usable Past for a Transbaikalian Borderline Town. "Disarmament" of Memory and Geographical Imagination in Priargunsk, Inner Asia. 2014. № 16. Pp. 95-115.
  • Scott J. The Art of Not Being Governed: an Anarchist History of Upland Southeast Asia. New Haven: Yale University Press, 2009. 464 р.
  • Strauss J. Private lives, public deaths: Antigone and the invention of individuality. New York: Fordham University Press, 2013. 216 р.
  • Zalejko G. Soviet Historiography as „Normal Science" // Historiography between Modernism and Postmodernism. Contributions to the Methodology of the Historical Research; ed. Jerzy Topolski. Amsterdam-Atlanta, 1994. Рр. 179-190.
Еще
Статья научная