Антиковедение как философия культуры: Фаддей Зелинский и Карл Кереньи

Автор: Петров Валерий Валентинович

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.16, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье обсуждается концепция трех «возрождений», изложенная Ф.Ф. Зелинским в эссе «Античный мир в поэзии А.Н. Майкова» (1899). Под «возрождениями» Зелинский подразумевал периодические обращения той или иной европейской культуры к античному наследию и, одновременно, благотворные культурные последствия такие обращений. Согласно Зелинскому, два ренессанса античности уже состоялись: «романский» (в XV-XVII вв.) и «германский» (в XVIII-XIX вв.); следующим должно стать «славянское». Объектом внимания является метафорика Зелинского, который сравнивает влияние античности на новые культуры с океаническим потоком, переносящим тепло юга к холодным берегам северной Европы. Показано, что на Зелинского повлияли его непосредственные источники — культурософские построения Ипполита Тэна и Фридриха Паульсена. Утверждается, что текст Паульсена зависит от такового у Тэна, а Зелинский задействует оба. Рассматриваются соответствующие взгляды русских филологов и философов, которые разделяли теорию Зелинского. На примере «венгерских» работ Карла Кереньи 1930-х, показано, что убеждение в благотворности и необходимости возрождения античности для национальной культуры не было исключительно русским феноменом, но представляло собой базовый мировоззренческий архетип международного сообщества европейских античников.

Еще

Ф.Ф. Зелинский. К. Кереньи, Вячеслав Иванов, Ф. Ницше, И. Тэн, Ф. Паульсен, У. фон Виламовиц-Мёллендорф, антиковедение, возрождение

Короткий адрес: https://sciup.org/147237666

IDR: 147237666   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2022-16-2-814-840

Список литературы Антиковедение как философия культуры: Фаддей Зелинский и Карл Кереньи

  • Балашова, А. (2017) “Эллинские корни европейской традиции в оценках Гёльдерлина и Паунда,” Фридрих Гёльдерлин и идея Европы. Под ред. С.Л. Фокина. СПб.: Платоновское философское общество, 229–234.
  • Бахтин, Μ.Μ. (1922–1927) “Записи курса лекций по истории русской литературы (записи Р.М. Миркиной),” Собрание сочинений в 7 т. Т. 2. Μ.: Русские словари, 2000. С. 213–427.
  • Бахтин Н. (1995) “Символистское движение в России (фрагмент)”. Публ. и прим. О.Е. Осовского. Бахтинология. Исследования, переводы, публикации. СПб.: Алетейя, 1995, 329–353.
  • Брагинская, Н.В. (2004) “Славянское возрождение античности,” Русская теория: 1920–1930-е годы. Материалы десятых Лотмановских чтений. Сост. и отв. ред. С. Зенкин. Μ.: РГГУ, 49–80.
  • Гёльдерлин Ф. (1988) Гиперион. Стихи. Письма. Сюзетта Гонтар. Письма Диотимы. Изд. подг. Н.Т. Беляева. М.: Наука. 720 с.
  • Зелинский, Ф.Ф. (1899) “Античный мир в поэзии А.Н. Майкова,” Русский вестник 262, 138–157.
  • Зелинский, Ф.Ф. (1910) “Иннокентий Федорович Анненский как филолог классик,” Аполлон 4, 1–9.
  • Зелинский, Ф.Ф. (1911) “Памяти И.Ф. Анненского,” Из жизни идей. Т. 2: Древний мир и мы. 3-е изд. СПб., 1911, 364–378.
  • Зелинский, Ф.Ф. (1912) “Фридрих Ницше и античность,” Ницше Ф. Полное собрание сочинений. Пер. под общ. ред. Ф. Зелинского, С. Франка... и др.; при сотрудничестве: Андрея Белого, В.Я. Брюсова, М.О. Гершензона... и др. Т. 1. Под ред. проф. Ф. Зелинского. [М.], VII–XXXIX. 412 с.
  • Зелинский, Ф.Ф. (1918) “Вячеслав Иванов,” Русская литература XX века. 1890—1910.
  • Под ред. С.А. Венгерова; Послесл., подгот. текста А.Н. Николюкина. М.: Республика, 2004, 463–470.
  • Иванов, В.И. (1907) “О веселом ремесле и умном веселии,” Собрание сочинений. Под ред. Д.И. Иванова и О. Дешарт. Т. 3. Брюссель, 1979, 61–77 (впервые: Золотое Руно. 1907. № 5).
  • Иванов, В.И. (1919) “Кручи,” Записки мечтателей. № 1. Петербург: Алконост, 101–116
  • (= “О кризисе гуманизма. К морфологии современной культуры и психологии современности,” Собрание сочинений. Т. 3. Брюссель, 1979, 367–382).
  • Иванов, В.И. (1934) “Гуманизм и религия. О религиозно-историческом наследии Виламовица,” Пер. с нем. и комм. К. Лаппо-Данилевского. Символ. 2008. № 53–54, 185–219.
  • Кереньи К. (2012) Мифология / Пер. с венг. Ю. Гусев и др. М.: Три квадрата. 504 с.
  • Лаппо-Данилевский, К.Ю. (2008) “Европейский гуманизм как живая сила. Вяч. Иванов о научном наследии Виламовица-Мёллендорфа,” Символ. № 53–54, 168–185.
  • Немов, А. [Топорков А.К.] (1915) Идея славянского Возрождения. Μ. 60 с.
  • Николаев, Н.И. (1997) “Судьба идеи Третьего Возрождения,” ΜΟΥΣΕΙΟΝ: Профессору Александру Иосифовичу Зайцеву ко дню семидесятилетия. СПб., 343–350.
  • Николаев, Н.И. (2006) “Идея Третьего возрождения и Вяч. Иванов периода башни,” Башня Вячеслава Иванова и культура Серебряного века. СПб.: Филол. фак-тет С.-Петерб. гос. ун-та. С. 226– 234. 384 с.
  • Петров, В.В. (2018) “Присвоение чужеземной учености в античной и средневековой латинской традиции,” ΣΧΟΛΗ (Schole) 12 (2), 569–581.
  • Петров, В.В. (2020) “Филологический экзистенциализм Карла Кереньи,” Цивилизация и варварство. Вып. 9, 96–129.
  • Петров, В.В. (2021) “Карл Кереньи об архетипе ученого и жреца,” Цивилизация и варварство. Вып. 10, 9–38.
  • Тэн, И. (1871) Развитие политической и гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы. Пер. под ред. А. Рябинина и М. Головина. Ч. 1–2. Спб. 577 + 552 c.
  • Тэн, И. (1874) Искусство в Греции. Пятый и последний ряд лекций, читанных в Éсоlе des Beaux-arts, в Париже. Пер. А.Н. Чудинова. Воронеж.
  • Тэн, И. (1876) Новейшая английская литература в современных её представителях. Пер. Д.С. Ивашинцова. СПб. 384 с.
  • Тэн, И. (1896) О методе критики и об истории литературы. Пер. A.К. СПб.: Типография Брауде. 385 с.
  • Федоров, Н.А. (2022) “Становление эстетической лексики Цицерона (1981),” Исследования. Переводы. 2-е изд. М.: ЯСК, 29–214. 624 с.
  • Хайдеггер, М. (2013) Что такое метафизика? Пер. с нем. В.В. Бибихина. 2-е изд. М.: Академический Проект, 171–228. 288 с.
  • Хоружий, С.С. (1992) “Русь – новая Александрия: страница из предыстории славянской идеи (предисловие к публикации),” Начала. № 4. С. 17–24.
  • Шпет, Г.Г. (1922a) “Эстетические фрагменты,” Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры. Отв. ред. и сост. Т.Г. Щедрина. Μ.: РОССПЭН, 2007. С. 173–322. 712 с.
  • Шпет, Г.Г. (1922b) “Очерк развития русской философии,” Сочинения. М.: Правда, 1989, 9–342. 608 с.
  • Bachtin, N. (1963) “The Symbolist movement in Russia,” Lectures and essays. Birmingham, 33–44.
  • Eliot, T.S. (2014) “Tradition and the Individual Talent,” The Complete Prose of T.S. Eliot. The critical edition. Vol. 2: The Perfect Critic, 1919–1926. Ed. by A. Cuda and R. Schuchard. London: Faber and Faber; Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 105–114. 896 p.
  • Kerényi, K. (1930) “Klasszika filológiánk és a nemzeti tudományok [Наша классическая филология и отечественные науки],” Egyetemes Philologiai Közlöny [Всеобщий филологический журнал]. № IV–VI. Budapest: Királyi Magyar Egyetemi Nyomda, 9.
  • Kerényi, K. (1937) Apollon. Studien über Antike Religion und Humanität. Wien, Amsterdam, Leipzig: Franz Leo und Comp.
  • Mestyán, Ádám (2009) “The Ethics of Knowledge: Religio Academici Reconsidered,” Religio Academici. Essays On Scepticism, Religion and the Pursuit of Knowledge. Ed. by Péter Losonczi, András Szigeti, and Miklós Vassányi. Budapest: Akadémiai Kiadó, 214–239.
  • Paulsen, F. (1885) Geschichte des gelehrten Unterrichts auf den deutschen Schulen und Universitäten vom Ausgang des Mittelalter bis zur Gegenwart, mit besonderer Rücksicht auf den klassischen Unterricht. Leipzig, 1–2; расшир. и перереб. изд.: Paulsen 1896. Bd. 1. S. 1–3.
  • Taine, H. (1863) Histoire de la littérature anglaise. T. 1. Paris. 528 p.
  • Taine, H. (1869) Philosophie de l’art en Grèce: leçons professées à l’École des Beaux-arts. Paris: G. Baillière, 1869.
  • Taine, H. (1906) Histoire de la littérature anglaise. 11-ème ed. T. 5. Paris. 447 p.
Еще
Статья научная