Антропология диалектики образования и традиции
Автор: Сулима Игорь Иванович
Журнал: Непрерывное образование: XXI век @lll21-petrsu
Рубрика: Непрерывное образование в современном мире: методология исследования и проектирования
Статья в выпуске: 3 (11), 2015 года.
Бесплатный доступ
статья посвящена рассмотрению отношений человека, образования и Традиции. Опираясь на идеи Х.-Г. Гадамера, В. Дильтея, М. Шелера, М.К. Мамардашвили, М. Хайдеггера, К. Ясперса, автор осуществляет философскую рефлексию по поводу назначения образования как формы повседневного введения в Традицию, призванной возвращать человека к его памяти, побуждать естественные основы неприродного характера (совесть, честь, стремление к красоте, свободе и т. д.). Путь человека лежит через поле принятого и устоявшегося в истории. Назначение образования – быть при этом пути. Единство охранительной функции сближает образование с философской герменевтикой. Школа, рассчитанная только на развитие рациональных способностей учащихся, их знаний и умений, не способна сберечь Традицию. Со-бытийный характер гуманистически ориентированного образования подразумевает установление системы отношений с событиями, в том числе историческими. Однако нельзя ограничиваться организацией рационального познания фактов, имевших место в прошлом. Стабилизирующую роль в обществе способна играть система образования, несущая сказ предков, транслирующая во времени основные ценности подрастающему поколению. В статье подчеркивается многоаспектность процесса обретения прошлого. В частности, обращается внимание на становление человека в контексте развертывания Традиции в речи, на эстетическую доминанту, на роль искусства. Возможность самоохранения института образования связана с опорой на ядро Традиции, базовые человеческие ценности, формирование в этой связи идеала человека; с периодическим обращением к классическому образованию с его философской и исторической составляющими, целью которого всегда было становление Homotraditionale. Назначение образования в том, чтобы человек своим пониманием прикоснулся к тому, что заложено в основу всего. Все остальное может быть изучено без переживания и напряжения памяти, найдено в бумажных источниках, в Интернете, на любых носителях информации.
Человек, образование, история, традиция, культура, интенциональность, трансляция.
Короткий адрес: https://sciup.org/147112485
IDR: 147112485
Список литературы Антропология диалектики образования и традиции
- Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367 с.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
- Губин В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М.: РГГУ, 1998. 191 с.
- Ивашевский С. Л. Идеал образованного человека: традиции и современность: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Н. Новгород: НГПУ, 1999. 26 с.
- Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Изд. группа «Прогресс», «Культура», 1992. 416 с.
- Мамардашвили М. К. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки/Под общ. ред. Ю. П. Сенокосова. М.: Изд-во «Лабиринт», 1996. 432 с.
- Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути. М. Пруст. «В поисках утраченного времени»/Под ред. Ю. П. Сенокосова. СПб.: Нева, РХГИ, 1997. 572 с.
- Соколов Б. Г. Герменевтика метафизики. СПб.: СПбГУ, 1998. 224 с.
- Херрманн Фр.-В. фон. Фундаментальная онтология языка. Минск: ЕГУ; ЗАО «Пропилеи», 2001. 168 с.
- Юнг К. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб.: Вост.-Евр. инст. психоанализа, 1994. 414 с.