Антропология инженерного образования: гендерный аспект

Автор: Мельникова Н.Е.

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 6, 2025 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается проблема гендерной асимметрии при подготовке студентов в системе инженерного образования. Анализ данных статистики и результатов научных исследований, приведенных в публикациях отечественных и зарубежных авторов, позволил отметить несколько проблемных полей: возраст начала формирования гендерных стереотипов; взаимовлияние гендерных стереотипов в среде учащихся, их родителей и учителей; взаимосвязи между гендерными стереотипами и выбранными областями изучения (естественные науки и «свободные искусства»); проявления гендерной асимметрии в сфере профессиональной подготовки инженеров, специалистов в области естественных наук, математики и IT. Отмечается расширение горизонта исследований в связи с онлайнобразованием и интернетом вещей (IoT), дается обзор методик с учетом особенностей изучения гендерных стереотипов в системе профессионального образования, от особенностей требований к инструменту для получения валидных результатов до специфики данных в области нейропсихологии, позволяющих говорить о возможности преодоления, минимизации или даже коррекции гендерных стереотипов.

Еще

Стереотип, гендерный стереотип, явные стереотипы, неявные стереотипы, профессиональное образование, инженерное образование

Короткий адрес: https://sciup.org/149148191

IDR: 149148191   |   DOI: 10.24158/fik.2025.6.5

Текст научной статьи Антропология инженерного образования: гендерный аспект

Санкт-Петербург, Россия, , ,

Saint Petersburg, Russia, , ,

социологии, антропологии. Особой значимостью изучение гендерных стереотипов обладает для системы образования, в том числе профессионального.

В социально-гуманитарном знании зафиксировано наличие мужского и женского стилей письма, общения и управления, и совсем не обязательно, что мужской стиль используется только мужчинами, и наоборот. В оптике системы образования исследуется взаимозависимость оценивания успеваемости обучаемых по естественным наукам и математике от фактора гендера со стороны как педагогов, родителей, так и самих учащихся. Это важный повод для понимания природы последующего формирования социального препятствия, так называемого «стеклянного потолка» – метафоры, характеризующей невидимый, формально никак не обозначенный, но практически непреодолимый барьер, который ограничивает продвижение женщин по профессиональной, карьерной лестнице по причинам, не связанным с профессиональными качествами. Таким образом можно объяснить возникающий интерес, даже веление времени в изучении гендерных стереотипов в профессиональной среде, в частности в системе образования.

В центре внимания один из самых распространенных стереотипов, связывающих высокий уровень интеллектуальных способностей с мужчинами больше, чем с женщинами. Ряд исследователей фиксируют, что это сразу создает препятствие для женщин в ориентировании на престижные специальности / направления подготовки и выстраивании карьеры в областях, традиционно связанных с выдающимися интеллектуальными способностями, таких как, например, математика, физика и философия (Bian et al., 2017; Henschel et al., 2023).

Самые распространенные гендерные стереотипы в профессиональной деятельности закрепляют разделение профессий и видов деятельности на мужские и женские, что на заре человеческого развития вполне оправданно, учитывая необходимость выживания в сложных природных условиях, но сегодня, казалось бы, уже неактуально. Тем не менее по-прежнему женщины считаются более подходящими для деятельности, требующей заботы, навыков воспитания, преподавания, таких сфер, как уход за детьми или больными, в то время как мужчины считаются более соответствующими занятиям, требующим таких качеств, как настойчивость, агрессивность, прагматизм, рациональность, необходимых для естественных наук, математики, военной службы и на производстве (Human service work…, 2018).

Укоренившись в социокультурной среде, стереотипы, в свою очередь, запускают обратные процессы, формируют заданные модели поведения, т. е. мужчины начинают ориентироваться на сферы деятельности с преобладанием мужчин, обозначенные как мужские, а женщины предпочитают области профессиональной деятельности, которые в общественном мнении закрепляются за женщинами. Все это в конечном счете приводит к появлению гендерной асимметрии, сегрегации на рынке труда, что, в свою очередь, порождает проблемы самоидентификации человека, профессиональной идентификации и в целом оценок качества жизни, о чем свидетельствуют данные эмпирических исследований (см., например: Human service work…, 2018). Мужчины, работающие на традиционно женских должностях, сообщают о том, что чувствуют проблемы с гендерной самоидентификацией, а решающие взять на себя обязанности по уходу за членами семьи по-прежнему неохотно признаются в этом (Human service work…, 2018). Согласно статистике, мужчины, работающие в сфере социальных услуг, употребляют больше антидепрессантов по сравнению с женщинами с теми же профессиями, а в числе причин большинство указывают боязнь общественного мнения (Human service work…, 2018). Женщины же реже выбираются или назначаются на руководящие должности, традиционно занимаемые мужчинами, а если это происходит, то они с меньшей вероятностью воспринимаются всерьез как руководителями, так и подчиненными (Human service work…, 2018).

На вопрос о возрасте, в котором формируются гендерные стереотипы в системе образования, исследователи факультета психологии Иллинойского университета (Bian et al., 2017) отвечают, что представления о выдающихся способностях мальчиков (стереотип «блестящие способности = мужчины») приобретаются в возрасте от 6 лет и с этого времени начинается постоянное их влияние на формирование интересов детей. Так, 6-летние девочки реже, чем мальчики, отмечают, что девочки «действительно, очень умны», и даже начинают избегать занятий, предназначенных для детей, которые «действительно, очень умны» (Bian et al., 2017). Таким образом задаются основы гендерной асимметрии, которые проходят через систему профессионального образования, в том числе инженерного, и отражаются на рынке труда.

Отмечается и обратное влияние стереотипов в системе образования через взрослых на детей. То, что учителя и родители при изучении детьми математики были более благосклонны к ученикам-мальчикам, чем к ученицам, с раннего возраста, показало лонгитюдное исследование, проведенное в Ирландии среди учащихся школ, родителей и учителей (Chatzi, Kourousis, 2024). Авторы предостерегают: такое отношение может привести к тому, что учащиеся женского пола будут выбирать соответствующие стереотипам области для обучения и последующей профес- сиональной деятельности, далекие от естественных наук, технологий, инженерных специальностей и математики (далее – STEM, англ. science, technology, engineering and mathematics) (Chatzi, Kourousis, 2024). Современное состояние дел подтверждает выдвинутое предположение, проблема появляется уже на этапе выбора направления обучения у абитуриентов по всему миру.

Более дифференцированную картину того, как гендерные стереотипы учащихся и их окружения связаны с результатами по математике (в том числе мотивацией к изучению), показанными по завершении средней школы, дает исследование, проведенное в Германии (Henschel et al., 2023). Прослеживается связь между явными гендерными стереотипами, связанными с математикой, у учащихся, родителей, учителей и результатами учащихся по математике при анализе мотивационноаффективных составляющих (самооценки, интереса, тревожности). Зависимость между гендерными стереотипами учителей и результатами учащихся не установлена. Авторы прогнозируют, что общие стереотипы, зафиксированные в классе, могут запустить процессы социального сравнения, к которым ученики более восприимчивы, чем к стереотипам своих учителей (Henschel et al., 2023).

Сегодня исследования гендерных стереотипов в системе профессионального образования проводятся с акцентом на взаимосвязь между данными стереотипами и выбранными областями изучения (естественные науки и «свободные искусства») среди мужчин и женщин. Наличие стереотипных установок показали результаты исследования среди ирландских студентов (Chatzi, Murphy, 2022). Респонденты считали, что, хотя представители обоих полов уделяют работе одинаковое время, именно мужчины проводят больше времени вдали от семей, часто достигают высоких результатов в успеваемости и проявляют более «естественный» интерес к науке, технологиям, инженерии и математике. Подчеркивается, что именно среди женщин – участниц опроса мужчины набрали больше баллов как преуспевающие в математике и были объявлены имеющими более «естественный» интерес к науке (Chatzi, Murphy, 2022). Так, в очередной раз подчеркивается самовоспроизводство гендерных стереотипов.

Наличие стереотипных убеждений в пользу мужчин в области STEM, особенно в математике, показало продолжение исследования среди студентов направлений инженерной подготовки и сестринского дела / акушерства университета в Ирландии в 2024 г. Стереотипы оказались сильнее выражены среди студенток. Респонденты – женщины, получающие образование в области инженерии, чаще предпочитают дисциплины STEM, чем студентки, осваивающие сестринское дело / акушерство. Математика для всех является универсальным индикатором успеха в высшем образовании. Авторы указывают, что различия во взглядах респондентов на дисциплины STEM связаны с типом средней школы, которую они посещали (Chatzi, Kourousis, 2024).

Таким образом, гендерная асимметрия зафиксирована в профессиональном образовании (кейс Ирландии лишь частный случай, иллюстрирующий ситуацию), несмотря на то что привлечение талантливых абитуриентов женского пола в сектор STEM интенсивно поощрялось на правительственном уровне, изучались стереотипы и ожидалось их преодоление в профессиональной среде. Среди направлений деятельности – создание правительственных комитетов, занимающихся разработкой и принятием соответствующих нормативных актов, проведение информационно-просветительских мероприятий не только в стране, но и по всему миру с целью привлечь и удержать женщин в области STEM. Однако сегодня во многих программах STEM по-прежнему регистрируется меньше женщин, равно как и в традиционно женских областях (таких как сестринское дело / акушерство) обучается меньше мужчин, чем женщин (Chatzi, Kourousis, 2024).

Гендерная асимметрия профессионального образования в области инженерии, естественных наук, сфере IT – проблема международная. Отмечается гендерная сегрегация в технических вузах РФ, которая заключается не только в том, что меньшее количество девушек выбирают направления подготовки инженерно-технического профиля, но и в том, что во время обучения они чаще склонны не заканчивать данные образовательные программы. Согласно результатам исследования Н.Г. Малошонок и И.А. Щегловой (2020), в целом девушки реже, чем юноши, отчисляются из университета по результатам первых трех семестров. Однако наличие гендерных стереотипов негативно связано с их вероятностью получить диплом. Девушки, убежденные в том, что их одногруппники считают юношей более способными к изучению математики, имеют большую вероятность быть отчисленными из вуза (Малошонок, Щеглова, 2020).

В цифровом обществе горизонт проблемных полей в исследованиях гендерных стереотипов расширяется за счет включения в пул анализа новых объектов, связанных с онлайн-образо-ванием и интернетом вещей (IoT). Так, результаты изучения того, как пол (мужской или женский), акцент (американский или индийский) голоса Siri (голосовой системы или чата-помощника с поддержкой искусственного интеллекта), а также тип задачи (социальный или функциональный) влияют на доверие пользователей, показали, что различия в гендерном окрасе голоса и акценте Siri на доверие пользователей ИИ не влияли (Piercy et al., 2025). Тем не менее сегодня это имеет важное значение для распознавания особенностей коммуникации человека и машины, равно как и между людьми с учетом гендерной составляющей, и расширяет горизонт возможных исследований в фокусе системы образования.

В условиях глобализации, требующей обновления коммуникативных практик, онлайн-образование может способствовать интеграции лучших черт, традиционно приписываемых социальными психологами типичным стилям общения мужчин и женщин, – таково предположение исследователей из La Sapienza University of Rome (Рим, Италия) (Tomai et al., 2014). Женский стиль общения характеризуется сотрудничеством, чувствительностью, пониманием и состраданием, мужской – более ориентированный на задачу, доминирующий, аналитический, конкурентный и волевой. Анализируя учебную деятельность группы студентов, авторы изучали, могут ли образовательные среды с заданными характеристиками (малая группа, асинхронная коммуникация) способствовать развитию контрстереотипных стилей общения как у мужчин, так и у женщин. Согласно полученным результатам, на ослабление гендерных стереотипов и стимулирование контрстереотипного поведения влияют гендерный состав группы (при этом открытым остался вопрос о предпочтительности групп одного пола), ее размер (предпочтительны малые группы), роль преподавателя (должен активно способствовать взаимодействию студентов), асинхронное общение и педагогические модели, благоприятствующие совместной работе (Tomai et al., 2014).

Для исследования гендерных стереотипов требуется разработка валидной методики с учетом того, что люди могут обладать как явными, осознанными стереотипами, так и многочисленными неявными профессиональными гендерными стереотипами, которые относятся к бессознательно поддерживаемой в социуме и ставшей уже привычной категоризацией профессий в соответствии с полом. В качестве валидного инструмента – шкалы для измерения неявных стереотипов, в том числе во взаимосвязи гендера и академической среды, рассматривается тест неявных ассоциаций (IAT). Данные компьютерные тесты измеряют силу ассоциации между различными концептами, т. е. используют выявленную связь между областями обучения и гендерными символами, которая сформировалась в сознании респондентов, чтобы выявить их неявные стереотипные взгляды (Chatzi, Murphy, 2022).

О возможности преодоления, корректировки или минимизации гендерных стереотипов свидетельствуют результаты исследований в области нейропсихологии, проведенных в Юго-Западном университете в Чунцине (Китай). Авторы утверждают, что формирование стереотипов, в том числе гендерных, опирается на области мозга, связанные с памятью, знаниями, восприятием и суждениями, а именно медиальную префронтальную кору (mPFC) (High-definition transcranial direct…, 2023). Исследование с использованием транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) причинно-следственной связи между гендерными стереотипами и mPFC показало, что стимуляция правой mPFC увеличила проявление гендерных стереотипов среди участников эксперимента мужского пола, что позволило авторам сделать вывод о значительной роли mPFC в стереотипизации. Таким образом, эксперименты в области нейропсихологии выявили связь медиальной префронтальной коры с гендерными стереотипами (High-definition transcranial direct…, 2023) и определили направление для будущих исследований с помощью методов стимуляции мозга для устранения или коррекции стереотипов, в частности гендерных стереотипов в профессиональной среде.

На основании изученного материала можно отметить, что наряду с уже оформившимися в исследовательском поле подходами к изучению гендерных стереотипов появляются новые, заданные особенностями цифрового общества, связанные с онлайн-образованием и сферой ИИ. Поиск возможностей для корректирования сложившихся гендерных стереотипов связан не только с указанием на необходимость преодоления взаимовлияния стереотипов учащихся, родителей и учителей на этапе школьного образования, которые впоследствии закрепляются и проявляются уже на следующем этапе профессионального образования, но и c исследованиями в области нейропсихологии. Признание явных и неявных (бессознательных) гендерных стереотипов задает новые требования к инструментам исследования, что нашло отражение в спектре от применения теста неявных ассоциаций до использования транскраниальной магнитной стимуляции для возможной коррекции стереотипов. Сегодня, в свете требующих осмысления оформляющихся проблемных полей, связанных, например, с проявлениями гендерных стереотипов в социальных сетях, мессенджерах, необходимо определение контура новой теоретической рамки, сквозь которую можно рассматривать изучаемый объект, задавая новые ракурсы в оптике междисциплинарности.

Статья научная