Антропоморфная пластика тихоокеанского бассейна: география и культурная принадлежность
Автор: Соловьва Е.А., Табарев А.В., Иванова Д.А.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XV, 2009 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521554
IDR: 14521554
Текст статьи Антропоморфная пластика тихоокеанского бассейна: география и культурная принадлежность
Одним из шагов в данном направлении является проект «Антропоморфная пластика древних культур Сибири и Тихоокеанского бассейна», с 2009 г. разрабатываемый группой специалистов Института археологии и этнографии СО РАН [Solovieva, Tabarev, 2009]. Его реализация стала возмо ж ной благодаря созданию Совместной лаборатории СО РАН и Университета То-хоку (г. Сендай, Япония), в котором хранится самая большая и, одновременно, наименее опубликованная и экспонированная из коллекций дземонских антропоморфных фигурок – догу (более 3 тыс.) [Соловьева, 2005].
Интерес исследователей разных стран к догу как одному из ключевых элементов дземонского ритуала сегодня велик как никогда: в Северной Америке и Западной Европе в ряде университетов существуют тематические программы по изучению догу, а крупнейшие музеи мира организуют специальные выставки фигурок. Например, беспрецедентная по своим масштабам (более 70 изображений) выставка в Британском музее в сентябре-ноябре 2009 г. [The Powe r of Dogu … , 200 9 ].
В то же время, проект изначально задумывался как более широкое исследование, не ограничивающееся сравнением сибирско-дальневосточных
Рис. 1. Районы наиболее раннего проявления керамической антропоморфной пластики в культурах тихоокеанского бассейна.
1 – Приморье, Корейский полуостров; 2 – Приамурье; 3 – Японский архипелаг;
4 – бассейн р. Лейк (США); 5 – Калифорния (США); 6 – мексиканское побережье; 7 – Эквадор.
[Дьяков, 1987; Медведев, 2005 и др.] и дземонских материалов. Феномен антропоморфной пластики интересно рассмотреть в рамках такого крупного региона как тихоокеанский бассейн. Тем более что подавляющая часть материалов, известных в археологических культурах прибрежной части Северной, Мезо - и Южной Америк, отечественным специалистам практически неизвестна.
Единственная, пока эскизно, упоминаемая в этой связи культура – культура вальдивия, представленная серией поселений и ритуальных центров в прибрежной части Эквадора [Молодин, Соловьева, 2008; Соловьева, 2005]. Керамическая посуда и антропоморфные изображения появляются на самой ранней стадии ее развития - как минимум 5, 5 – 5,000 л.н. [Handbook of South American Archaeology…, 2008]. Образцы пластики сопровождают жилищные и ритуальные комплексы, а также погребения. Существует целый ряд статей и специальных исследований, посвященных искусству культуры вальдивия. Отметим, например, опубликованную недавно работу М. Капути, которая содержит детальное описание обстоятельств находок всех антропоморфных изображений на одном из важнейших памятников культуры вальдивия – Реал Альто [Caputi, 2008].
Оставляя за рамками настоящей статьи обширную дискуссию об истоках гончарства на американском континенте (Эквадор, Колумбия, Бразилия, миграции из Восточной Азии и др.), отметим, что оно в любом случае появляется сначала в Южной Америке, а потом проникает в Мезоамерику и Северную Америку.
На сегодняшний день можно с большой долей уверенности говорить о том, что наиболее ранние пути распространения технологии производства керамики в Новом Свете пролегали по тихоокеанским побережьям. Хронологически этот процесс происходит в рамках т.н. «Начального формативного периода» (Initial Formative) – 4 – 3, 200 л.н. Н аиболее ранние образцы керамической антропоморфной пластики зафиксированы в раковинных кучах и погребениях на поселениях Окос, Ла-Виктория, Эль-Виверо и др. По мнению американских специалистов, именно эти материалы лежат в основе последующих ярких стилей и традиций формативного и раннеклассического периодов Мезоамерики [Табарев, 2005; Evan^^, 2004; Mountjoy, 1991].
На тихоокеанском побережье Северной Америки с конца 1930-х гг. также прослеживаются находки предметов оригинальной керамической пластики. Они концентрируются, во-первых, в северо-западной и центральной частях Калифорнии и представлены фрагментами торсов женских керамических фигурок, на которых намечены элементы прически, одежды и украшений. Их хронологическая интерпретация предполагает достаточно широкий диапазон – от 4 тыс. до 500 л.н. [El^^a^^^^er, 1963; Heizer, 1937; Heizer, Penderga^^t , 1955].
Второй район тихоокеанского побережья Северной Америки с образцами древней антропоморфной пластики – бассейн р. Лэйк на границе штатов Орегон и Вашингтон. С середины 1960-х гг. оттуда периодически поступали сведения о находках керамики и фигурок. Подробное описание и анализ всех накопленных к настоящему времени материалов (5 памятников и ряд подъемных артефактов) приводится в недавно опубликованной книге А. Стенжер [Stenger, 2009]. Среди изделий наи бо льший интерес представляют фрагменты фигурок с проработанными лицами «азиатского типа», разнообразными прическами и элементами одежды. Датировки слоев, содержащих керамические изделия, относятся к доколумбовому периоду –
500–700 л.н. Примечательно, что все соседние с бассейном р. Лейк территории своего керамического производства в доколумбово время не имели.
Привлечение этих и других данных позволит по-новому осветить и интерпретировать феномен происхождения и распространения антропоморфной пластики в тихоокеанском регионе.