Апофатический горизонт русской поэзии, или что увидел есенинский клен

Автор: Дударева Марианна Андреевна

Журнал: Наследие веков @heritage-magazine

Рубрика: Антропология культуры

Статья в выпуске: 1 (25), 2021 года.

Бесплатный доступ

Апофатика русского языка и культуры, проявляющаяся на концептуальном уровне языка, составила проблемное поле исследования. Целью данной работы является анализ способа создания апофатического эффекта (в русском варианте логоцентризма, связанного с Танатосом и Эросом) поэтическими средствами. В центре исследования - апофатическая составляющая художественной словесной культуры. Материалом для исследования послужил текст стихотворения Есенина «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…». Методология сводится к целостному анализу художественного текста с применением онтогерменевтического подхода. Автор отмечает присутствие в стихотворном тексте двух этосов - жизни и смерти. Проводятся параллели с фольклорной традицией, волшебной сказкой, для которой аксиологически и онтологически важен поиск «иного царства», имеющий апофатический характер. Через обращение к мифу и фольклору можно декодировать темные апофатические места в авторском есенинском слове.

Еще

Апофатика культуры, апофатический горизонт, фольклор, миф,

Короткий адрес: https://sciup.org/170175035

IDR: 170175035   |   DOI: 10.36343/SB.2021.25.1.007

Список литературы Апофатический горизонт русской поэзии, или что увидел есенинский клен

  • Виноградова Л. Н., Усачева В. В. Береза // Сла¬вянские древности: в 5 т. М.: Международные отноше¬ния, 1995. С. 156–160.
  • Гачев Г. Д. Ментальности народов мира. М.: Ал¬горитм; Эксмо, 2008.
  • Дударева М. А. Апофатика русского языка и культуры в творчестве Н. С. Гумилева (на примере сти¬хотворения «Жираф») // Наследие веков. 2020. № 1. С. 98–104.
  • Елеонская Е. Н. Представление «того света» в сказочной традиции // Сказка, заговор и колдовство в России. М.: Индрик, 1994. С. 42–50.
  • Елепова М. Ю. Эстетика В. А. Жуковского в апо¬фатическом контексте // Дискуссия. 2012. № 4 (22). С. 176–178.
  • Есенин С. А. Полное собрание сочинений: в 7 т. М.: Наука, 1995–2002. Т. 1, 4.
  • Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянская мифоло¬гия // Мифы народов мира: в 2 т. М.: Советская энцикло¬педия, 1987. Т. 1. С. 450–456.
  • Камаль З. А., Чарыкова О. Н. Роль фитонимов в репрезентации художественной картины мира С. Есени¬на // Вестник Воронежского государственного универ¬ситета. 2011. № 1. С. 78–80.
  • Культурология. XX век: словарь / Сост. и ред. А. Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1997.
  • Логинова М. В. Онтология выразительности в культуре XX века: дис. … д-ра филос. наук. Саранск, 2003.
  • Маркин П. Ф. Мифопоэтика древесно-расти¬тельного кода в поэтических текстах Велимира Хлебни¬кова // Культура и текст. 2004. № 7. С. 197–206.
  • Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. М.: Советский писатель, 1972.
  • Новикова М. В. Образ мирового древа в творче¬стве С. Есенина // Научный вестник Воронежского госу¬дарственного архитектурно-строительного университе¬та. 2013. № 11. С. 74–79.
  • Панченко А. М., Смирнов И. П. Метафорические архетипы в русской средневековой словесности и в поэ¬зии начала ХХ века // ТОДРЛ XXVI. Древнерусская лите¬ратура и русская культура XVIII–XX вв. М.: Наука, 1971. С. 33–49.
  • Порус В. Н. Обжить катастрофу. Своевремен¬ные заметки о духовной культуре // Вопросы филосо¬фии. 2005. № 11. С. 24–37.
  • Рычков А. В. Какую историю следует изучать в вузе // Омский научный вестник. 2018. № 1. С. 82–85.
  • Соколова М. Г. Сопоставительная характери¬стика образных полей «тополь — человек» и «клен — человек» в русской поэзии // Ученые записки Петроза¬водского государственного университета. 2020. Т. 42. № 7. С. 45–53.
  • Соколова М. Г. Типы семантических преобразо¬ваний дендронимов в поэтических текстах А. В. Ширяев¬ца // Филология и человек. 2020. № 2. С. 19–28.
  • Трубецкой Е. Н. «Иное царство» и его искате¬ли в русской народной сказке. М.: Тип. Боровинско-Вол¬дайского Кустарного и Сельско-Хозяйств. Союзного Т-ва, 1922.
  • Франк С. Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии. М.: АСТ, 2007.
  • Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и высту¬пления. М.: Республика, 1993.
  • Шукуров Д. Л. Дискурсивная практика рус¬ского авангарда (проблемы апофатики литературно-ху-дожественного стиля) // Вестник ИГЭУ. 2006. Вып. 1. С. 83–87.
  • Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
  • Dudareva M. Apophatic elements in the poetry of S. A. Yesenin: Thanats’ characters // AMAZONIA INVESTIGA. 2019. Vol. 8. N 22. P. 51–57.
Еще
Статья научная