«Апокалиптические» экфрасисы (И. Бунин - А. Грин - Б. Юльский)

Бесплатный доступ

Статья посвящена рассказу «Линия Кайгородова» Б. М. Юльского, писателя дальневосточной эмиграции.Цель статьи - рассмотреть особенности экфрасиса в рассказе «Линия Кайгородова» и выявить его функции.Проанализированы интертекстуальные переклички с рассказами И. Бунина («Безумный художник», «Огнь пожирающий») и А. Грина («Искатель приключений» и «Серый автомобиль»). Картины в рассказах Юльского, Бунина и Грина олицетворяют пророчество о гибели человечества: вместо будущего спасения, дарованного Христом, - тьму, витающую над миром. Сделаны выводы о том, что экфрасис в творчестве Юльского обладает сюжетообразующей функцией. Картина перенаправляет ход событий и решает судьбу героя. Экфрасис в рассказе «Линия Кайгородова» связан с мотивом сумасшествия и смерти.

Еще

Восточная эмиграция, экфрасис, мотив сумасшествия, интертекстуальность, иван бунин, александр грин, борис юльский

Короткий адрес: https://sciup.org/147236271

IDR: 147236271   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2022-21-2-100-107

Список литературы «Апокалиптические» экфрасисы (И. Бунин - А. Грин - Б. Юльский)

  • Бунин И. А. Безумный художник // Бунин И. А. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.: Воскресенье, 2006а. Т. 4. С. 163–172.
  • Бунин И. А. Огнь пожирающий // Бунин И. А. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.: Воскресенье, 2006б. Т. 4. С. 119–125.
  • Грин А. С. Искатель приключений // Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Правда, 1980. Т. 3. С. 225–251.
  • Грин А. С. Серый автомобиль // Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Правда, 1980. Т. 4. С. 310–347.
  • Грин А. С. Белый огонь // Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Правда, 1980. Т. 6. С. 259–265.
  • Гумилев Н. С. На льдах тоскующего полюса // Гумилев Н. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. М.: Воскресенье, 1998. Т. 1. С. 209.
  • Жизнь Александра Грина, рассказанная им самим и его современниками: Автобиографическая проза. Воспоминания / Сост. В. Ковский. М.: Изд-во Лит. ин-та им. А. М. Горького, 2012. 560 с.
  • Забияко А. А. Проза харбинского писателя Бориса Юльского в контексте художественной этнографии дальневосточного зарубежья // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2015. № 2 (32). С. 91–102.
  • Капинос Е. В. Поэзия Приморских Альп: рассказы И. А. Бунина 1920-х годов. М.: Языки славянской культуры, 2014. 248 c.
  • Кириллова Е. О. Переплетение культурных пространств востока и запада в творчестве писателя русского зарубежья Б. Юльского // Вестник Череповец. гос. ун-та. 2016. № 5 (74). С. 81–89.
  • Кириллова Е. О. Мотивы сумасшествия и смерти в творчестве Б. М. Юльского (к проблеме своего и чужого в творчестве писателя русской восточной эмиграции) // Научный диалог. 2018. № 2. С. 173–185.
  • Куликова Е. Ю. Тезаурус смерти в лирике Николая Гумилева // Вестник Удмурт. ун-та. 2016. Т. 26, № 6. С. 94–102.
  • Куликова Е. Ю. Бунинский фон в «Белой мазурке» Бориса Юльского // Филологический класс. 2020. Т. 25, № 3. С. 39–47.
  • Лобычев А. Человек, ушедший на русский Восток: Жизнь и проза Бориса Юльского // Юльский Б. Зеленый легион: повесть и рассказы. Владивосток, 2011. С. 3–25.
  • Ускова Т. Ф. Сюжет о блудном сыне в рассказах В. Набокова «Звонок» и Б. Юльского «Святочный гость» // Память и нарратив. Воронеж: Наука-Юнипресс, 2012. С. 148–152.
  • Юльский Б. Линия Кайгородова // Юльский Б. Зеленый легион: повесть и рассказы. Владивосток: Альманах «Рубеж», 2011а. С. 415–432.
  • Юльский Б. Счастье // Юльский Б. Зеленый легион: повесть и рассказы. Владивосток: Альманах «Рубеж», 2011б. С. 443–454.
  • Яценко Е. В. «Любите живопись, поэты…». Экфрасис как художественно-мировоззренческая модель // Вопросы философии. 2011. № 11. С. 47–57.
Еще
Статья научная