Аппроксимативный подход к построению решений краевых задач на некомпактных римановых многообразиях
Автор: Мазепа Елена Алексеевна
Журнал: Математическая физика и компьютерное моделирование @mpcm-jvolsu
Рубрика: Математика
Статья в выпуске: 5 (30), 2015 года.
Бесплатный доступ
Данная работа посвящена развитию аппроксимативного подхода к построению решения краевых задач для полулинейных уравнений эллиптического типа на произвольных некомпактных римановых многообразиях. Методика исследования, с одной стороны, существенным образом опирается на подход, основанный на введении классов эквивалентных на римановом многообразии функций и представленный, например, в ранних работах [5] и [6]. С другой стороны, она обобщает методику построения обобщенного решения задачи Дирихле для линейных эллиптических уравнений Лапласа - Бельтрами и Шредингера в ограниченных областях и на произвольных некомпактных римановых многообразиях (см.: [2; 3, с. 237-240]).
Пoлулинейные эллиптические уравнения, краевая задача, аппрoксимативный пoдхoд, oбoбщенные решения, некoмпактные риманoвы мнoгooбразия, задача дирихле
Короткий адрес: https://sciup.org/14968995
IDR: 14968995 | DOI: 10.15688/jvolsu1.2015.5.2
Текст научной статьи Аппроксимативный подход к построению решений краевых задач на некомпактных римановых многообразиях
DOI:
К настоящему времени существует несколько подходов к введению понятия обобщенного решения краевых задач. Один из них основан на методе гильбертова пространства и позволяет определить действие эллиптического оператора на значительно более широком классе функций, нежели класс С 2 (см., например, [10]).
Другой подход к построению обобщенного решения эллиптических уравнений берет свое начало в работах А. Пуанкаре конца XIX века. Созданный им метод разметания позволил рассматривать решения задачи Дирихле без каких-либо ограничений на области, в которых она решается, но оставаясь в классических предположениях относительно непрерывности граничных данных. Этот метод оказал сильное влияние на дальнейшее развитие теории решений краевых задач для эллиптических уравнений, его идеи нашли свое воплощение в работах О. Перрона, Ш.Ж. Валле Пуссена, М.В. Келдыша, А.А. Григорьяна и др.
Введем следующие обозначения. Пусть М — произвольное полное гладкое связное некомпактное риманово многообразие, В С М — произвольное связное компактное подмножество с гладкой границей, { В к } / = — исчерпание многообразия М с гладкими границами дВ к , то есть последовательность предкомпактных открытых подмножеств риманова многообразия М таких, что В к С В к +1 , М = (Jk= 1 В к .
Пусть / 1 (x) и / 2 (x) — произвольные непрерывные ограниченные на М функции.
Будем говорить, что функции /1(x) и /2(x) эквивалентны на М и обозначать /1(x) ~ /2(x), если для некоторого исчерпания {Вк}к=1 многообразия М выполнено lim HA(x) - АМНс^м\вк) = О, к^^
где 11/ МНс 0 ( G ) = SUp G 1/ ( x ) | .
Обозначим класс эквивалентных / функций через [/]. Введенное отношение не зависит от выбора исчерпания многообразия М и характеризует поведение функций вне произвольного компактного подмножества В С М (см., например, [5; 6; 9]).
Доказательство основных результатов опирается на принцип максимума, теоремы сравнения и единственности для решений линейных эллиптических дифференциальных уравнений на предкомпактных подмножествах многообразия М . Их справедливость доказывается также как и для ограниченных областей в R ” (см., например, [1, с. 39-40]). Кроме того, в работе применяются аналогичные утверждения для решений квазилинейных эллиптических дифференциальных уравнений вида
Lu = g(x,u), (1)
где L — линейный эллиптический оператор второго порядка, а функция g(x, £,) удовлетворяет следующим структурным требованиям:
-
1) g(x, ^ ) Е С Y (fi х R) для любого подмножества fi СС М , 0 < у < 1;
-
2) g(x, 0) = 0;
-
3) g(x, ^ 1 ) > g(x, ^ 2 ) для всех ^ 1 > ^ 2 .
Подробные доказательства приведенных ниже утверждений можно найти в [8]. Предложение 1. (Принцип сравнения 1). Пусть fi С М — предкомпактное подмножество и u, v Е С 2 (fi) П С 0 (fi) удовлетворяют в fi неравенствам
Au > g(x, u), Av < g(x, v)
и u | S Q < v | S Q . Тогда u < v в fi .
Предложение 2. (Принцип максимума). Пусть fi С М — предкомпактное подмно-жеcтво и u Е С2(fi) П С0(fi) удовлетворяет в fi неравенству Au > g(x,u) (Au < < g(x,u)). Тогда sup u < sup u+ (inf u > inf u-).
Q S Q Q dQ
Если же Au = g(x, u) в fi, то sup |u| = sup |u|.
Q d Q
Предложение 3. (Принцип сравнения 2). Пусть Av < д(х,^ , Аи > д(х,и^ на М \ В , v l 9B > п1 эв , v ~ п . Тогда v > и на М \ В .
Пусть Av < д(х, v) , Аи > д(х, и) на М и v ~ и . Тогда v > и на М .
Предложение 4. (Теорема единственности). Пусть Av = д(х, v) и Аи = д(х,и) на М \ В и v l 8B = Ц8в , v ~ и . Тогда w = и на М \ В .
Пусть Av = д (х, v) , Аи = д(х, и) на М и v ~ и . Тогда v = и на М .
Одним из частных случаев уравнения (1) является полулинейное уравнение вида
Аи = ф ( | и | )и, (2)
где ф ( ^ ) — неотрицательная, монотонно неубывающая непрерывно дифференцируемая функция при ^ > 0.
Поведение ограниченных решений этого уравнения, вопросы взаимосвязи разрешимости краевых и внешних краевых задач, выполнение лиувиллева свойства, а также их устойчивость при вариациях правой части достаточно подробно изучены в работах [4; 6; 7].
В данной работе предполагается развить аппроксимативный подход к построению обобщенного решения краевых задач для полулинейного уравнения (2) на некомпактных римановых многообразиях, основанный на методе разметания. Кроме того, в работе достаточно активно будет использоваться подход к постановке краевых задач, основанный на понятии классов эквивалентных функций.
1. Обобщенное решение краевой задачи
Введем основные определения.
Будем говорить, что на М разрешима краевая задача для уравнения (2) с граничными условиями из класса [ /], если на М существует решение и(х) уравнения (2) такое, что и Е [/ ].
Класс [/ ] в этом случае будем называть допустимым для уравнения (2).
Будем называть функцию / асимптотически неотрицательной , если на М существует непрерывная ограниченная функция w > 0 такая, что w ^ / .
Всюду в дальнейшем будем считать, что { В к } к =1 — исчерпание многообразия с гладкими границами дВ к , а функция / является асимптотически неотрицательной на М .
Введем понятие обобщенного решения краевой задачи с граничными условиями из класса [/ ] для уравнения (2) на многообразии М . Для этого рассмотрим последовательность решений краевых задач в В к
/ Аи кд и к,/ ф ( |и ^,/ | ) в В к ,
[ икЛ ^Bk = /l 8B k .
По принципу максимума легко проверить, что последовательность и к^ равномерно ограничена на М .
Используя внутренние оценки градиентов в комбинации с внутренними оценками в пространстве Гельдера СY(fi) производных для произвольного компактного подмножества Q С М (см., например, [1, с. 294, 346]), получаем, что семейство функций дк(х) = дк (x,ик,f (х)) имеет равномерно ограниченные нормы в СY(Q). Тогда с учетом внутренних оценок Шаудера [1, с. 91, 94–95] получаем компактность семейства функций {ик,/} в классе С2,Y(Q) на произвольном компактном подмножестве Q С М. Последнее влечет за собой существование подпоследовательности, сходящейся в классе С2,Y(Q) к предельной функции и, которая является решением уравнения (2) на Q таким, что |и| < sup |/|. м
Далее будем в качестве множества Q брать последовательно множества Вк для к = 1, 2,... Тогда на множестве В1 существует предельная функция и1 = lim и1 f —
/ к^^ к,/ решение уравнения (2), где {ик/} — сходящаяся подпоследовательность последовательности {ukj}. Кроме того, |и/1 < sup |/1.
м
На следующем шаге рассмотрим подпоследовательность {ик /} как последовательность решений уравнения (2) на множестве В2. Тогда на этом множестве существует предельная функция и2 = lim и2 f —
/ к^^ к,/ решение уравнения (2) такое, что |и/1 < sup |/1. Здесь {и2 /} — сходящаяся подпоследо-м ’ вательность последовательности {ик /}• Причем, в силу единственности существования предела сходящейся подпоследовательности, функция и/ является продолжением функции и/, то есть и/ |в = и/.
Продолжая процесс для любого и, имеем следующее. На множестве В” существует предельная функция
и ” = lim и” f —
/ к^^ к,/ решение уравнения (2) такое, что |и/1 < sup |/1, где функция и/ является продолжением J м J функции и/-1, то есть и/ |в = и/-1. Кроме того, для всех и выполнено |и/| < sup |/|.
' / м М
Рассмотрим функцию
и / на Bi, и / на В 2 \ ВЬ |
|
и / = * |
... и / на В / \ В / - 1 , |
Выберем теперь диагональную последовательность и1 /, и2 /, ..., ик /, ... Ясно, что |ик /1 < sup |/1, то есть диагональная последовательность равномерно ограничена ,J м на М и сходится к функции и/ в каждой точке ж G М. Как и выше доказывается компактность семейства функций {ик /} в классе С2,Y(fi) на произвольном компактном подмножестве Q С М. Последнее влечет за собой существование предельной функции у этой последовательности, которая является решением уравнения (2) на Q. В силу единственности существования предельной функции, она совпадает с функцией и/. Таким образом, функция и/ является решением уравнения (2) на произвольном компактном подмножестве Q С М. Причем |и/1 < sup |/1.
м
В случае, когда на многообразии М не существует решений уравнения (2) с граничными условиями из класса [/], функцию и / , полученную описанным выше процессом, назовем обобщенным решением уравнения (2) с граничными условиями из класса [/].
Замечание. Подобный аппроксимативный подход к определению обобщенного решения краевой задачи (в частности задачи Дирихле) для гармонических функций в областях R ” восходит к трудам Винера и Келдыша (см., например, [3, с. 237–296]), а аналогичные исследования для линейных эллиптических уравнений на многообразиях были проведены ранее в работе [2].
Справедливо следующее утверждение.
Теорема 1. Пусть / — асимптотически неотрицательная непрерывная ограниченная на М функция, тогда
1) последовательность функций u1j,... ,Uk,f,..., являющихся решениями задачи (3), сходится равномерно на М к предельной функции Uf;
2) функция Uf не зависит от выбора исчерпания {Вк}к=1многообразия М и представителя / из класса эквивалентности;
3) если класс [/] является допустимым для уравнения (2), то функция Uf является единственным решением уравнения (2) на М таким, что Uf Е [/], то есть Uf = и.
2. Доказательство теоремы
-
1) Пусть сначала / > 0. Для доказательства первого утверждения теоремы в этом случае достаточно показать монотонность функциональной последовательности { u k,f }^ 1 решений задач (3).
Рассмотрим функции u ^j и u k+1,f , которые на множестве В к удовлетворяют следующим неравенствам
0< U k+1,f < У, U k,f l dB k = / 1 8В к > U k+1 1 ЭВ к .
Используя принцип сравнения в В к для всех к, получаем / > u kf > u k+1f > 0.
Таким образом, на произвольном компактном подмножестве Q С М последовательность решений { u k,f } к =1 задач (3) монотонна и равномерно ограничена, а значит, равномерно сходится. Кроме того, выше было доказано, что данная последовательность имеет подпоследовательность, которая равномерно сходится на произвольном компактном подмножестве Q С М к функции U f , которая является решением уравнения (2). В силу единственности предела, последовательность решений { u k,f } к==1 задач (3) также равномерно сходится на произвольном компактном подмножестве Q С М к функции U f .
Пусть теперь / — асимптотически неотрицательная функция. Тогда найдется непрерывная ограниченная функция w ~ / и w > 0.
Выбираем произвольное е > 0. Для достаточно больших п,т Е N, п > т на произвольном компактном подмножестве Q С М получаем
SUp | u n,f (ж) - U m,f (ж) | < SUp | u n,f (ж) - U m,f (ж) | < Q Вт
< sup | u n,f (ж) - U m,w (ж) | + sup | U m,™ (ж) - U m,f (ж) | + SUp | u n,w (ж) - U m,™ (ж) | . В т В т В т
Используя принцип максимума, оценим каждое слагаемое. Для последнего слагаемого выполнено условие sup |u„,w(ж) — um,to(ж) | < | по доказанному выше для неотри-в т цательной функции w. Заметим, что разность решений уравнения (2) um,w(ж) — и1п/(ж) является решением стационарного уравнения Шредингера
Аи = с(ж)и, где с(ж) =
Ф ( | М т,™ (ж) | ) — ф ( | U m,/ (ж) | )
u m,w
(ж)
— U m,/ (ж)
> 0.
Следовательно, к данной разности можем применить принцип максимума для решений уравнения Шредингера. Тогда для второго слагаемого имеем
SUp ll l m,w (ж) — U m,/ (ж) | < SUp | U m,w (ж) — U m,/ (ж) | < Вт дВт
< sup | ш(ж) — /(ж) | < sup | ш(ж) — /(ж) | < - .
дВт М \ Вт 3
Аналогично, с учетом того, что и > т, оцениваем первое слагаемое sup |un,w(ж) — ип/(ж)| < sup |un,w(ж) — ип/(ж) | < -.
Вт дВ„ 3
Таким образом, последовательность решений { и *,/ } * =i задач (3), где / — асимптотически неотрицательная функция, также равномерно сходится на произвольном компактном подмножестве Q С М к функции и / в силу единственности предела.
-
2) Покажем теперь, что предельная функция и / не зависит от выбора исчерпания многообразия М. Предположим противное. Пусть { В * } * =1 и { В * } * =1 — два произвольных исчерпания многообразия М, { и *,/ } ^ =1 и { и */ } * =1 — соответствующие им последовательности решений задач (3), сходящиеся к различным предельным функциям и / и и / . Построим новое исчерпание { С * }^ 1 многообразия М. Пусть С 1 = В 1 . В качестве множества С 2 возьмем множество В * , где к — наименьший номер, начиная с которого множество В 1 С В * . Множество С | будем искать в { В * }^ 1 так, чтобы С 2 С В * , где к — наименьший номер. Аналогично найдем все остальные множества С * , к = 4, 5,..., ^
где С * С С * +1 для любого к. Ясно, что М = U С * . Тогда соответствующая последо- * =1
вательность решений задач (3) для нового исчерпания { С * } * =1 : и * 1 ,/ , и *2,/ ,... является расходящейся, что противоречит доказанному выше утверждению. Следовательно, предельная функция и / не зависит от выбора исчерпания { В * } * =1 многообразия М.
Покажем, что построенное обобщенное решение и / краевой задачи для уравнения (2) не зависит от выбора представителя из класса [/].
Предположим противное, возьмем /1 G [/], /2 G [/], /1 = /2, тогда для них соответствующие задачи (3) во множестве В* перепишутся в виде
Г Аи *,/ 1 = и *,/ ф(|и *,/ 1 | ) в В * , Г Аи *,/ = и *,/ ф(|и *,/ 2 | ) в В * ,
1 и *,/ 1 Ык = МдВк . 1 и *,/ 2 Ык = ЫдВк .
Согласно доказанному выше, на М существуют обобщенные решения и / 1 и и / 2 .
Тогда для любых - > 0, ж G М имеем
0 < |и/1(ж) — и/2(ж)| < |и/1(ж) — и*,/1(ж)| + |и/2(ж) — и*,/2(ж)| + |и*,/1(ж) — и*,/2(ж)| < -, для достаточно больших к.
Первые две оценки: | u f 1 (ж) — и k,f 1 (ж) | < | , | u f 2 (ж) — и^ (ж) | < | имеют место в силу равномерной сходимости последовательностей функций { и к,f 1 } к =1 и { и к,f 2 } д = соответственно к функциям U f 1 и U f 2 , доказанной выше.
Покажем, что | u k,f 1 (ж) — и kJ 2 (ж) | < | . Функция и k,f 1 (ж) — и k,f 2 (ж) является решением стационарного уравнения Шредингера
Аи = с(ж)и, где с(ж) = Ф(|U m,f 1 ^ - №m’f2 (ж)|) > 0.
u m,f i (ж) u m,f 2 (ж)
Следовательно, к данной разности можем применить принцип максимума для решений уравнения Шредингера, то есть для любого ж Е B k выполнено
| U k,f i (ж) — U k,f 2 (ж) | < sup | и^Д (ж) — U k,f 2 (ж) | = sup | / 1 — / 2 1 < 1
ЭВ к 8В к 3
для достаточно больших к (так как / 1 Е [/], / 2 Е [/]). В силу произвольности i > > 0 следует U f 1 = U f 2 . Таким образом, предельная функция U f не зависит от выбора представителя из класса [/].
-
3) Докажем последнее утверждение теоремы. Так как класс [/] является допустимым для уравнения (2), то на М существует решение и краевой задачи для этого уравнения с граничными условиями из класса [/]. Покажем, что данное решение и совпадает с функцией U f .
Действительно, так как и Е [/] и обобщенное решение уравнения (2) не зависит от выбора представителя класса [/], то в качестве граничного значения / для задач (3) в B k выберем функцию и, то есть
/ Аи k,f U k,f ф(|и k,f | ) в B k ,
-
1 и k,f Ык = ЦдВк .
C другой стороны, и является решением уравнения (2) на М, и следовательно, является решением этого уравнения в каждом множестве B k для любого к. В силу теоремы единственности для решений уравнения (2) получаем и k,f = и в B k для любого к. По доказанному выше U f = lim и /, f = lim и, следовательно, U f = и на М.
k н^ , k н^
Теорема полностью доказана.
Список литературы Аппроксимативный подход к построению решений краевых задач на некомпактных римановых многообразиях
- Гилбарг, Д. Эллиптические дифференциальные уравнения с частными производными второго порядка/Д. Гилбарг, М. Трудингер. -М.: Наука, 2007. -464 c.
- Гульманова, Е.А. Обобщенные решения задачи Дирихле для уравнения Шредингера на некомпактных римановых многообразиях/Е.А. Гульманова, А.А. Клячин, Е.А. Мазепа//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 1, Математика. Физика. -2010. -№ 1 (13). -C. 36-40.
- Келдыш, М.В. Избранные труды. Математика/М.В. Келдыш. -М.: Наука, 1985. -448 c.
- Мазепа, Е.А. К вопросу о разрешимости краевых задач для полулинейных эллиптических уравнений на некомпактных римановых многообразиях/Е.А. Мазепа//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 1, Математика. Физика. -2014. -№ 4 (23). -C. 36-44.
- Мазепа, Е.А. Краевые задачи для стационарного уравнения Шредингера на римановых многообразиях/Е.А. Мазепа//Сиб. мат. журн. -2002. -Т. 43, № 3. -C. 591-599.
- Мазепа, Е.А. Краевые задачи и лиувиллевы теоремы для полулинейных эллиптических уравнений на римановых многообразиях/Е.А. Мазепа//Изв. вузов. Математика. -2005. -Т. 514, № 3(514). -C. 59-66.
- Мазепа, Е.А. О существовании целых решений одного полулинейного эллиптического уравнения на некомпактных римановых многообразиях/Е.А. Мазепа//Мат. заметки. -2007. -Т. 81, № 1. -C. 153-156.
- Мазепа, Е.А. Об асимптотическом поведении решений некоторых полулинейных эллиптических уравнений на некомпактных римановых многообразиях/Е.А. Мазепа//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 1, Математика. Физика. -2011. -№ 1 (14). -C. 41-59.
- Корольков, С.А. О разрешимости краевых задач для стационарного уравнения Шредингера в неограниченных областях римановых многообразий/С.А. Корольков//Дифференциальные уравнения. -2015. -Т. 51, № 6. -C. 726-732.
- Korolkov, S.A. Generalized harmonic functions of Riemannian manifolds with ends/S.A. Korolkov, A.G. Losev//Mathematiche Zeitschrift. -2012. -Vol. 272, № 1-2. -P. 459-472.