Археологическая проблематика на секции «Археология и этнография» международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» (опыт работы последних лет)

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14736796

IDR: 14736796

Текст обзорной статьи Археологическая проблематика на секции «Археология и этнография» международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» (опыт работы последних лет)

С самого начала проведения (1960-е гг.) в Новосибирском государственном университете (НГУ) ежегодных научных студенческих конференций, которые со временем приобрели Всесоюзный, а затем и Международный статус (МНСК), археология стала одним из основных направлений в их работе. На заседаниях подсекции археологии этой конференции выступали многие студенты и аспиранты, ставшие впоследствии известными учеными-археологами. Среди них были и будущие академики РАН А. П. Деревянко и В. И. Моло-дин, профессора, доктора и кандидаты наук. В течение многих лет научные доклады по археологии обсуждались на заседаниях одной, затем трех подсекций археологии, работавших в рамках исторической секции. С 2001 г. в рамках конференции работает секция археологии и этнографии, которая объединяет две или три археологические подсекции, сформированные по хронологическому принципу. За это время накоплен определенный опыт подготовки, организации и проведения заседаний в измененном формате.

За прошедшие годы в организации работы археологических подсекций активное участие принимали как преподаватели кафедры археологии и этнографии гуманитарного факультета (ГФ) и научные сотрудники НГУ, так и сотрудники Института археологии и этнографии (ИАЭТ) СО РАН, в том числе академик РАН В. И. Молодин, доктора наук Л. В. Лбова, С. В. Маркин, Н. В. Полосьмак, Ю. С. Худяков, кандидаты наук С. В. Алкин, А. Ю. Борисенко, О. А. Митько, С. Г. Скобелев. Участие в работе археологических подсекций в течение этих лет специалистов высшей квалификации из ведущего академического института СО РАН и университета как базового вуза обеспечило соблюдение должного научного уровня при отборе, обсуждении и оценке прочитанных докладов. Хотя конференция называется студенческой, в ее работе в течение всего рассматриваемого периода, как и в предшествующие годы, принимали участие аспиранты ИАЭТ СО РАН и НГУ. Среди них были и граждане зарубежных стран, будущие специалисты-археологи, которых институт и университет готовят для научных учреждений и вузов Казахстана, Кыргызстана и Монголии. В отдельные годы на конференцию присылали свои заявки с докладами аспиранты из Алтайского, Бурятского, Кемеровского, Омского, Томского, Хакасского университетов, Барнаульского и Новосибирского педагогических университетов, Нижнетагильского и Сургутского педагогических институтов, Новосибирской государственной научно-технической библиотеки, Новосибирского областного краеведческого музея, научных институтов и университетов соседних государств – Казахстана,

ISSN 1818-7919. Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2006. Том 5, выпуск 3:

Археология и этнография (приложение 2) © А. Ю. Борисенко, Ю. С. Худяков, 2006

Монголии и Узбекистана. Хотя иногородние и иностранные аспиранты из-за существующих финансовых трудностей не всегда имели возможность приехать в Новосибирск и принять участие в заседаниях археологических подсекций конференции, их желание апробировать результаты своих исследований в качестве докладов и сообщений в ходе работы Международной научной студенческой конференции в НГУ свидетельствует о том, что университет и организуемый им студенческий научный форум сохраняют высокий авторитет не только в Сибирском регионе Российской Федерации, но и в соседних странах СНГ. Участие аспирантов в работе конференции, несомненно, способствует повышению научного уровня докладов и их обсуждения в ходе дискуссий.

В программах работы археологических подсекций МНСК за последние пять лет были заявлены доклады студентов Алтайского, Барнаульского педагогического, Бурятского, Горно-Алтайского, Дальневосточного аграрного, Дальневосточного технического, Иркутского технического, Казанского, Кемеровского, Красноярского аграрного, Новосибирского, Новосибирского педагогического, Тюменского, Тюменского нефтегазового, Уральского, Хакасского, Челябинского, Якутского университетов, Нижневартовского, Нижнетагильского, Стерлитамакского и Сургутского пединститутов, Кузбасской государственной педагогической академии, Алтайского государственного института искусств и культуры, Национального университета Узбекистана. К сожалению, столь широкое географическое представительство вузов в программах МНСК (от Поволжья и Урала до Дальнего Востока), не в полной мере подкреплено реальным участием иногородних студентов в работе конференции. В течение последних лет большая часть докладчиков, выступавших со своими докладами и сообщениями на заседаниях археологических подсекций, представляют Новосибирский и Новосибирский педагогический университеты, а также ИАЭТ. Из иногородних участников чаще других выступали с докладами на конференции студенты из ближайших к Новосибирску городов – Барнаула, Кемерова, Новокузнецка. Данная ситуация отражает реальные возможности финансового обеспечения участия студентов вузов Сибирского региона в работе МНСК. Она ос- ложняется также и тем, что параллельно, а иногда и одновременно с данной конференцией, университеты Сибири поочередно проводят тематически более представительную Региональную археолого-этнографическую студенческую конференцию (РАЭСК). В последние годы РАЭСК неоднократно получала поддержку со стороны Федеральной целевой программы «Интеграция», РГНФ, РФФИ и Института Открытого общества, что давало возможность оплачивать расходы по организации и проведению этой конференции включая проезд ее участников [12. С. 4; 38. С. 14; 39. С. 4]. Понятно, что отдельные подсекции, или даже секция археологии и этнографии, не могут рассчитывать на подобную поддержку. В таких условиях очевидно, что студенты-археологи предпочитают принять участие в работе РАЭСК.

Тематика докладов на археологических подсекциях, которые функционировали в рамках секции археологии и этнографии МНСК в течение последних лет, не оставалась неизменной. За этот период проблемы изучения памятников эпохи палеолита затрагивались преимущественно в докладах, представленных на конференцию аспирантами ИАЭТ [1. С. 6–10; 2. С. 14–15; 21. С. 5–7; 22. С. 10–11; 35. С. 3–4; 36; 42. С. 4–5; 43. С. 9–11; 45. С. 3–5; 46. С. 18–20; 47. С. 11–14; 48. С. 10–14]. Большая часть этих аспирантов в дальнейшем успешно защитили кандидатские диссертации, что, несомненно, характеризует уровень их научной квалификации. Публикации в сборниках тезисов докладов, издаваемых для конференции, учтены ими в опубликованных работах по темам диссертаций [22; 37; 44; 49].

Среди студентов ГФ НГУ постоянным участником ряда конференций в эти годы, выступавшим с докладами по вопросам изучения палеолитического памятника Денисова пещера, был И. С. Черников [50. С. 14–16; 51. С. 3–4]. Студенты из других университетов Сибири заявляли на МНСК свои доклады по палеолитической тематике эпизодически. Ситуация изменилась после того, как на гуманитарном факультете НГУ было открыто отделение археологии. На XLIV МНСК студентами, обучающимися на этом отделении, было подготовлено несколько докладов по проблемам изучения каменных индустрий и палеолитического искусства [6. С. 11–13; 15. С. 3–5; 26. С. 5–8; 27. С. 8–10].

Неолитическая проблематика в докладах студентов и асприантов в течение последнего пятилетия была представлена нерегулярно. Авторы докладов по проблемам неолита из Якутии и Дальнего Востока, прислав свои заявки, как правило, на конференцию не приезжали. В 2006 г. на конференцию был представлен доклад посвященный проблемам изучения неолитического искусства [20. С. 16–18].

Доклады по проблемам археологии палео-металла в программах МНСК за 2001–2006 гг. были представлены достаточно широко. Проблемы бронзового и раннего железного века Западной и Южной Сибири, Центральной Азии активно исследуются в ИАЭТ, Алтайском, Кемеровском и Новосибирском университетах. Аспиранты и студенты этих института и вузов являются основными докладчиками на заседаниях археологических подсекций МНСК. В 2001–2003 гг. доклады по проблемам археологии эпохи бронзы были включены в подсекцию «Археология каменного и бронзового века», а доклады, посвященные изучению археологических памятников раннего железного века, первоначально заслушивались на тематической подсекции «Археология раннего железного века», а затем были включены в состав объединенной подсекции «Археология раннего железа – раннего средневековья». В 2004 г. все доклады, в которых рассматривались проблемы палеометалла, были включены в подсекцию «Археология бронзового и раннего железного века». С 2005 г. доклады по каменному, бронзовому и раннему железному векам включены в первую подсекцию «Археология каменного века и эпохи палеометалла». Эти изменения в хронологической тематике подсекций связаны с количеством заявок, присланных на конференцию в течение последних пяти лет.

В работе данной подсекции активное участие принимали аспиранты ИАЭТ, которые выступали с докладами по темам своих будущих диссертаций [10. С. 35–37; 40. С. 37–39; 18. С. 24–25]. В дальнейшем они успешно защитили кандидатские диссертации [11; 19; 41]. К сожалению, часть институтских и университетских аспирантов, принимавших участие в работе археологических подсекций по проблематике бронзового и раннего железного века на МНСК в течение последних пяти лет, до настояще- го времени не довели свои работы до защиты. Доклады на археологические подсекции МНСК, на которых рассматривались проблемы археологии палеометалла, представляли также аспиранты Алтайского и Кемеровского университетов.

В те же годы с докладами по проблемам палеометалла на археологических подсекциях выступали студенты ГФ НГУ, специализирующиеся на кафедре археологии и этнографии. Среди них были А. О. Пронин и К. Ы. Кыпча-кова, которые в дальнейшем успешно защитили свои дипломные сочинения и продолжили обучение в аспирантуре на кафедре археологии и этнографии ГФ НГУ. Среди иногородних студентов чаще других интерес к участию в работе подсекций по проблемам бронзового и раннего железного века проявляли студенты Алтайского, Барнаульского педагогического и Кемеровского университетов.

Проблемы археологии хунно-сяньбий-ского времени, раннего и позднего средневековья в последние пять лет были постоянным предметом обсуждения на подсекциях МНСК. Они рассматривались на отдельной подсекции «Археология средневековья», на двух подсекциях «Археология раннего железа – раннего средневековья» и «Археология позднего средневековья». В течение трех последних лет в составе секции археологии и этнографии работает одна, объединенная подсекция «Археология хуннского времени и средневековья». Эти изменения в названиях и тематике подсекций были обусловлены разным количеством заявок и докладов аспирантов и студентов по проблемам археологии хунно-сяньбийского времени и средневековья. Объединение в рамках одной подсекции докладов по данной пробематике представляется вполне оправданным, поскольку этнокультурные процессы и многие особенности предметного комплекса, характерные для средневековых культур, начали формироваться еще в хунно-сяньбийское время.

В работе этих подсекций в течение рассматриваемого периода принимали участие аспиранты ИАЭТ, Алтайского, Бурятского и Новосибирского университетов [3. С. 47–49; 4. С. 50–52; 32. С. 50; 16. С. 37–39; 24. С. 42–44; 28. С. 40–42; 7. С. 42–46; 9. С. 52–55; 34. С. 46–49]. Среди них были те, кто первоначально являлся студентом, а затем аспирантом и успешно защитил диссертацию [8; 17; 25; 29]. На заседаниях подсекций высту пали с докладами по проблемам средневековой археологии студенты, которые затем поступили в аспирантуру на кафедру археологии и этнографии ГФ НГУ [30. С. 62–64; 31. С. 55–59; 33. С. 65–67; 5. С. 59–62; 13. С. 49–52; 14. С. 79–83]. В работе подсекций по средневековой проблематике участвовали студенты из Алтайского, Бурятского, Новосибирского, Новосибирского педагогического, Томского, Уральского университетов, Кузбасской педагогической академии.

Как показывает опыт работы археологических подсекций МНСК за последние годы, регулярное активное участие в них студентов, специализирующихся по археологии, выступление с докладами и в обсуждениях остаются важным стимулом для последующего обучения в аспирантуре и продолжения научной деятельности. Участие в конференции служит студентам хорошей школой для корректного и заинтересованного ведения научных дискуссий, отстаивания своей точки зрения на ту или иную научную проблему. Поэтому в процессе подготовки в НГУ квалифицированных специалистов по археологии это научное мероприятие продолжает выполнять весьма важную функцию.

В то же время в работе археологических подсекций в рамках секции «Археология и этнография» МНСК за последние годы отчетливо проявились определенные сложности. Главной из них, как уже упоминалось, является невозможность для многих иногородних аспирантов и студентов приехать в Новосибирск и принять непосредственное участие в работе конференции из-за отсутствия средств на подобные расходы в сибирских вузах. Понятно, что решить эту проблему своими силами организаторы МНСК в ближайшие годы вряд ли смогут. Однако предпринять усилия для улучшения ситуации вполне возможно. Необходимо установить более тесные контакты с преподавателями, аспирантами и студентами тех университетов, докладчики из которых приезжают достаточно регулярно. Тем более важны подобные контакты между археологами и аспирантами ИАЭТ и университетов г. Новосибирска, участие которых повышает научный уровень и статус конференции. Присутствие на заседаниях археологических подсекций опытных, квалифицированных специалистов, работающих в профильном академическом институте и ведущих университетах Сибирского региона, безусловно, должно способствовать заинтересованному обсуждению докладов аспирантов и студентов. В предшествующие годы многие специалисты, среди которых были не только организаторы конференции, но и научные сотрудники, не имеющие прямого отношения к ее подготовке и проведению, проявляли определенный интерес к студенческим и аспирантским докладам. К сожалению, в последние годы эта хорошая традиция оказалась утерянной. Восстановить ее для НГУ, Новосибирского государственного педагогического университета и ИАЭТ вполне по силам. Надо надеяться, что с развитием отделения археологии на ГФ НГУ организаторы конференции смогут вернуться к проведению заседаний в рамках трех подсекций, образованных в соответствии с основными направлениями археологической науки в Сибири: подсекции археологии каменного века, подсекции археологии палеометалла, подсекции археологии хуннского времени и средневековья. Это позволит равномерно развивать данные направления в рамках подготовки квалифицированных специалистов-археологов для Сибирского региона.

Несмотря на все существующие трудности, МНСК сохраняет свое значение в качестве важного студенческого научного форума для университетов Сибирского региона. Конференция – это хорошая возможность для студентов-археологов из других сибирских городов побывать в Новосибирском научном центре, выступить с докладом, сравнить и реально оценить свои достижения на поприще изучения археологии, узнать о поисках и находках студентов из других университетов, посетить ИАЭТ, осмотреть археологические экспозиции в Музее археологии и этнографии народов Сибири при ИАЭТ и в Новосибирском областном краеведческом музее, ознакомиться с новыми изданиями по археологии Северной и Центральной Азии. Для многих предшествующих поколений исследователей участие в этих конференциях послужило важным стимулом для продолжения работы в археологии. Имеется полная уверенность, что МНСК как в настоящее время, так и в дальнейшем будет выполнять эту значимую функцию.

Материал поступил в редколлегию 09.11.2006

Статья обзорная