Археологические исследования в Дербинском заливе Красноярского водохранилища в 2013 году
Автор: Акимова Е.В., Томилова Е.А., Стасюк И.В., Харевич В.М., Кукса Е.Н.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология каменного века палеоэкология
Статья в выпуске: XIX, 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14522005
IDR: 14522005
Текст статьи Археологические исследования в Дербинском заливе Красноярского водохранилища в 2013 году
Летом 2013 г. отрядом ИАЭТ СО РАН после пятилетнего перерыва были возобновлены археологические работы в Дербинском заливе Красноярского водохранилища. Задачами сезона являлись, в первую очередь, уточнение границ и мониторинг состояния ранее выявленных (1993–2007 гг.) палеолитических объектов, поиски новых памятников. Предполагалось, что ежегодные колебания уровня Красноярского водохранилища активизировали процесс разрушения береговых уступов и сформировали новые полигоны как с массовым выбросом экспонированного археологического и фаунистического материала, так и обнажением на отмелях культурных горизонтов, залегающих на уровне линии размыва. Однако резко повысившийся уровень (240 м по Б.С.) Красноярского водохранилища внес коррективы в программу исследований.
В условиях высокого уровня воды при сплошной задернованности тыловой части отмелей разведка в акватории залива не выявила новых объектов и не позволила определить степень сохранности ранее известных. Были обследованы местонахождения Дербина I, III, IX, X, Лысый Лог I, II, Зеленый Лог, Малтат, Конжул, Покровка I, II, Татарка, Дени-совка, Усть-Малтат II, III, Волчиха I, II. Небольшие подъемные сборы, как правило в полосе прибоя, были сделаны на местонахождениях Усть-Малтат I, Дербина II, IV, IVа, VI и VIII. На стоянках Труфаново, Дербина IX проведены шурфовочные работы. Культурный слой впервые был обнаружен на стоянке Дербина VII, где были предприняты раскопки на площади 21 кв. м (см. статью Стасюк и др. в настоящем сборнике).
Основные работы были сосредоточены на местонахождении Дербина V, наиболее изученном и достаточно полно опубликованном [Акимова и др., 1999; Акимова, Стасюк, 2009; Лаухин и др., 2002; Стасюк и др., 2002; Харевич, Акимова, Стасюк, 2010; и др.]. Памятник расположен по правому берегу залива, непосредственно ниже устья Малта-та (55°19′49,0″ с.ш. 92°26′41,8″ в.д.). Культурный горизонт приурочен к солифлюированной погребенной почве и перекрывающему ее серо- му суглинку. В разные годы из углей погребенной почвы были получены две серии дат: из зачистки берегового обнажения – в пределах 29–32 тыс. л.н. и из раскопа на береговой отмели – 20–21 тыс. л.н. Дальнейшие исследования (2005 г.) показали, что эти даты фиксируют не столько время формирования почвы (тем более время существования поселений человека), сколько эпизоды ее переотложения в конощель-ское и раннесартанское время [Акимова, Стасюк, 2009]. О гипотетической возможности выделения двух разновременных уровней с определенной спецификой в наборе и типологии инвентаря свидетельствуют работы 2001 г., позволившие зафиксировать материал непосредственно выше уровня погребенной почвы, а также анализ планиграфии подъемных сборов 1998–2002 гг.
В июле 2013 г. Дербина V была единственным объектом в заливе, где ширина береговой отмели превышала 20 м. В связи с тем, что плоскость размыва простирается под значительно меньшим углом, чем плоскость падения ископаемого склона, в тыловой части отмели культурный горизонт уничтожен полностью и археологический материал перемещен в переслаивающиеся пляжные отложения мощностью до 0,5 м. В прибрежной части уничтожена только верхняя часть горизонта, вследствие чего археологический и фаунистический материал фиксировался в трех позициях: в пляжных песках, в погребенной почве на контакте с песком и непосредственно в погребенной почве. С учетом данной ситуации было заложено два раскопа. Раскоп 1 (96 кв. м) располагался в прибрежной части и вскрывал солифлюированную погребенную почву и перекрывающие ее пески; раскоп 2 (65 кв. м) – в притыловой части, где весь материал из уничтоженного культурного горизонта был перенесен в песчаные отложения пляжа. На площади около 200 кв. м, севернее раскопа 1, немногочисленные (152 ед.) подъемные сборы были получены, в основном, с поверхности плотного красноватого суглинка, подстилавшего разрушенную погребенную почву. Здесь найдены крупные обломки бифасов (см. рисунок , 13, 14 ), концевые скребки на пластинах (см. рисунок, 15 ), нуклеусы, обломки орудий и нуклеусов, отщепы и сколы.
Раскоп 1. В пляжных песках, перекрывающих погребенную почву, найдено 130 каменных предметов, включая нуклеусы, орудия, обломки изделий, пластины и отщепы с ретушью, отщепы и осколки. Почти все нуклеусы, в том числе заготовки и обломки, являются двуплощадочными бифронтальными с перекрестным расположением фронтов. На обломке одного выполнено скребловидное орудие кареноидной формы с отвесным выпуклым краем, переходящим на суженный «носик». Этот прием – оформление скребловидного края (нанесение крутой ретуши) после разлома/раскола нуклеуса или галечного изделия только в этой коллекции прослеживается трижды. Найдены два бифаса листовидной формы. В одном случае просматривается четкая асимметрия в плане и профиле с разной крутизной ретуши по краям (см. рисунок, 3 ), во втором – симметричная форма и уплощенная обработка, предполагающие использование предмета в качестве наконечника (см. рисунок, 4 ).
Каменный инвентарь позднепалеолитической стоянки Дербина V (работы 2013 г.).
1 – раскоп 1, культурный слой; 2–4 – раскоп 1, пляж; 5–12 – раскоп 2, пляж;
13–15 – подъемные сборы.
Непосредственно в культурном слое (в погребенной почве) обнаружено более 300 каменных артефактов и более 60 фрагментов костей, включая материалы промывки. В составе коллекции нуклевидное изделие на крупной кварцитовой гальке (ортогональный нуклеус?), провертка-остроконечник на ретушированной пластине (см. рисунок, 1 ), пластины и отщепы с ретушью, микропластина, целые и фрагментированные пластины, оббитые гальки, отщепы и обломки. В промывке найден обломок миниатюрной каменной бусины. Ранее подобные изделия были найдены только на стоянках Малтат и Конжул с датами 12–10 тыс. л.н. Экземпляр с Дербины V отличается необычайной тонкостью и широким биконическим отверстием.
Фаунистические остатки крупных млекопитающих принадлежат бизону, северному оленю, маралу, носорогу, мамонту. В 2013 г. впервые обнаружена кость (mc 1) корсака (определение канд. биол. наук С.К. Васильева).
Промывка культурного слоя выявила кости мелких млекопитающих: серые полевки, пищуха, красные (сибирские) лесные полевки , красносерые лесные полевки , лесные лемминги (определение канд. биол. наук А.Н. Мотузко) (см. статью Мотузко, Акимовой в настоящем сборнике).
Раскоп 2. Общее количество археологического материала составляет 948 ед. В составе коллекции микронуклеусы, бифасы-острия, скребки, долотовидное орудие, остроконечники, пластины и ощепы с ретушью, чоппер, битые гальки, обломки и осколки.
Наиболее представительны группы бифасов и скребков.
Бифасы (11 экз.) представлены один целым изделием листовидной формы и 10 крупными и мелкими обломками. Преобладают предметы с утолщенным основанием, плоские в сечении с небольшой асимметрией в плане (см. рисунок, 11 ).
Скребки (25 экз.). Абсолютно преобладают концевые на пластинах и отщепах с ретушью по выпуклому дистальному концу и прямому продольному краю (см. рисунок, 9, 10 ). В единственном экземпляре присутствует традиционный для Дербины V двулезвийный концевой скребок на пластине (см. рисунок, 8 ). Единичными предметами представлены также кареноидные формы на массивных сколах с тонкой удлиненной ретушью по выступающему рабочему краю, скребки на отщепах с широкими выпуклыми рабочими краями, скребок на крупном широком отщепе с ретушью по большей части периметра и узким рабочим краем на сильно выступающем участке, случайные (приспособительные) варианты на пластинах и сколах с разной степенью оформления рабочего края.
С учетом большого количества обломков достаточно условно разделимы группы остроконечников, скребловидных орудий на пластинах и пластин с ретушью без явно выраженных функциональных признаков. Ретушь, как правило, крутая, чешуйчатая, расположенная по одному или обоим краям.
Все нуклеусы коллекции (13 экз.) предназначены для получения мелких пластин. На галечных обломках изготовлены плоскостной и торцовый одноплощадочный монофронты (см. рисунок, 5, 6 ). Наиболее интересную группу составляют микроядрища, в составе которой конические микронуклеусы (3 экз.) (см. рисунок, 7 ), торцовые монофронты (3 экз.), двухплощадочные бифронты со смежными встречно- и продольно-поперечно направленными фронтами (2 экз.); микронуклеус «карене» на сколе (?) (1 экз.). Помимо типологически выраженных форм в коллекции присутствуют заготовки (3 экз.) и нуклевидные обломки (2 экз.).
Работы этого года еще раз наглядно показали, что процесс береговой абразии продолжается независимо от уровня воды в водохранилище. Даже при стабильно низком уровне воды разрушение происходит за счет талых и дождевых вод. Угроза полного уничтожения палеолитических памятников в зоне Красноярского водохранилища является вполне реальной.