Археологический комплекс памятников средней поры верхнего палеолита Орхон-1 и Орхон-7 (Монголия)
Автор: Деревянко А.П., Кандыба А.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология каменного века палеоэкология
Статья в выпуске: XV, 2009 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521497
IDR: 14521497
Текст статьи Археологический комплекс памятников средней поры верхнего палеолита Орхон-1 и Орхон-7 (Монголия)
Вопрос о динамике развития каменных индустрий на территории Монголии всегда стоял особенно остро, в силу специфических условий осадконакопления. Поскольку большинство археологических объектов представляют собой места сборов подъемного материала, то изучение немногочисленных стратифицированных памятников становится наиболее важным.
Такими памятниками являются Орхон-1 и Орхон-7, расположенные в долине реки Орхон (Монголия), и обнаруженные совместной советско-монгольской экспедицией под руководством академика А.П. Деревянко Было установлено два крупных культурных подразделения, одно из которых относится к среднему палеолиту, другое к верхнему. В тоже время были проведены геологическая корреляция литологических слоев обоих памятников, палинологический, фаунистический анализы, получен ряд датировок из трех лабораторий [Деревянко, Николаев, Петрин, 1992].
В настоящей работе автор намерен дать технико-типологический анализ каменной индустрии, залегающей в одних и тех же литологических подразделениях, и, по предварительным исследованиям, отнесенной к верхнему палеолиту, и присутствующей на обоих памятниках, с целью уточнения принадлежности данного комплекса к конкретному этапу палеолита, его хронологические рамки, а также его сравнение с наиболее знаковыми памятниками сопредельных территорий.
К данному культурно-хронологическому этапу палеолита относятся верхние горизонты памятников Орхон-1 и Орхон-7. Общая численность составляет 4517 экз.
Нуклевидные изделия насчитывают 219 экз. (4,8% предметов комплекса), из них нуклеусов 43,8%. Господствующее положение занимает простое параллельное расщепление (57,7%) (рис. 1, 1–3 ). Предварительное оформление как у ядрищ с продольной ориентацией, так и с поперечной, заключалось в оформлении скошенной, в отдельных случаях прямой, ударной площадки одним, реже несколькими сколами и оформления одной из латерали в виде ребра. Группа ядрищ с большим количеством фронтов и ударных площадок (23,3%) демонстрирует все ту же параллельную систе-
Рис. 1. Нуклеусы археологического комплекса средней поры верхнего палеолита памятников Орхон-1 и Орхон-7.
му скалывания. Организация новой площадки или нового фронта расщепления производилась, когда реализация заготовок в рамках предыдущего скалывания становилась невозможной из-за образования заломов или из-за внутренней трещиноватости сырья. Группа подпризматических ядрищ (6,3%) включает в себя двуплощадочные и одноплощадочные нуклеусы (рис. 1, 4–6 ). В единичном экземпляре представлен конусовидный вари- 112
ант подпризматического нуклеуса. Для получения пластинчатых заготовок использовались торцовые нуклеусы (10,6%) (рис. 2, 1, 2 ). Оформление заключалось в подготовке ударной площадки одним сколом, и лишь в некоторых случаях контрфронт и основание преобразовано в ребро. По одному представлены ортогональное и радиальное ядрища.
Рис. 2. Нуклеусы ( 1, 2 ), технические сколы ( 3–5 ), пластины ( 6–8 ) и орудия ( 9–18 ) археологического комплекса средней поры верхнего палеолита памятников Орхон-1 и Орхон-7.
Индустрия сколов насчитывает 4084 экз. (90,4% предметов комплекса). Одной из наиболее многочисленных групп является обломки (29,5%). Довольно представительна группа вторичных сколов (17%). Сравнительно невелика численность первичных сколов (4,9%). В группе технических сколов (1,9%) доминируют продольно и поперечно-краевые сколы (68,4%) (рис. 2, 4, 5 ), гораздо меньше представлена численность реберчатых снятий (13,9%) (рис. 2, 3 ). Самой значительной по численности группой являются отщепы (44,1%). Анализ огранки дорсала показал преобладание такого типа, как параллельная однонаправленная (52,4%), потом идет гладкая (19,9%). Среди определимых остаточных ударных площадок превалируют гладкие (76%). Пластин в комплексе крайне мало (2,2%). Суммарная доля пластинок и микропластинок очень маленькая (0,4%).
Орудийный набор насчитывает 242 экз. (5,4% предметов данного комплекса). Значительное количество орудий данного комплекса представлено сколами с ретушью (30,3%). Следующей по численности является группа зубчато-выемчатых орудий (19,8%), среди них больше выемчатых (54,2%), гораздо меньше собственно зубчато-выемчатых (27,1%) и зубчатых (18,7%). Среди скребел различных модификаций (19%) превалируют продольные прямые (28,3%) (рис. 2, 9–15 ) и продольные выпуклые (15,2%) (рис. 2, 16,17 ). Значительно меньше поперечных прямых (6,5%) и выпуклых (6,5%) (рис. 2, 18 ), а также двойных скребел (8,7%). Скребла с диагональной прямой (4,3%) и угловой (4,3%) формой рабочего лезвия тоже довольно редки. По одному экземпляру присутствуют такие скребла, как тройные, угловатые, конвергентные, с четырьмя рабочими лезвиями. Отдельно следует упомянуть группу скребел, выполненных на обломках с выпуклым рабочим краем (6,5%). Среди скребков (9,9%) доминируют концевые (45,8%), гораздо меньше боковых (25%), угловых (8,3%) и с рабочим лезвием на площадке (8,3%). Единичными экземплярами представлены скошенный и угловатый скребки и орудие с вторичной обработкой на ѕ периметра. Довольно представительными группами орудий являются ретушированные пластины (6,2%) и шиповидные орудия (6,2%). Незначительна доля проколок (3,7%) и резцов (1,7%), также долотовидных орудий (1,2%). По одному экземпляру присутствуют такие типы орудий как нож, стамеска и комбинированное орудие с рабочими элементами зубчатого орудия и скребка.
Приемами оформления для данного комплекса являются ретуширование, оббивка, выемчатое снятие и резцовый скол. Ретушь в большинстве случаев, в особенности для скребел и ретушированных сколов, расположена на дорсальной плоскости и имеет постоянный чешуйчатый характер нанесения. Часто встречался такой прием первоначальной обработки рабочего края, как оббивка, в особенности для скребел и зубчато-выемчатых орудий. Выемчатое снятие двух типов: образованное одним сколом с последующим эпизодическим ретуширование и образованное многочисленными сколами с интенсивным ретушированием. Резцовый скол фиксируется лишь в четырех случаях.
Данный комплекс демонстрирует все черты верхнепалеолитической индустрии. Господствует простая параллельная система расщепления, направленная на получение отщеповых заготовок. Доля призматической техники скалывания крайне низкая, что подтверждается низким количеством пластин в индустрии сколов. На уровне вторичной обработки, помимо ретуширования и обивки, активно применяется резцовый скол. В орудийном наборе, наряду с традиционными типами орудий, такими как зубчато-выемчатые орудия и скребла, существенно увеличивается количество скребков, резцов, долотовидных орудий, проколок. Для данного комплекса получены следующие даты: 23595±459 л.н. (США) верхней пачки литологического слоя 5 раскопа 1; 25000 л.н. (ЭПР), 25400±1100 л.н. (США) 25500±1400 л.н. (США) для литологического слоя 5 раскопа 3 памятника Орхон-7 [Деревянко, Николаев, Петрин, 1992].
Ближайшим памятником, содержащим индустрию сходную орхонской, являются Толбор-4. По технико-типологическим характеристикам наиболее близкие аналогии прослеживаются с 3 археологическим горизонтом. В группе, характеризующей первичное расщепление велика доля плоскостных, ортогональных и кубовидных ядрищ для получения отщепов и присутствие однонаправленных подпризматических ядрищ для снятия пластин и микропластинок. Отмечается существенное снижение удельного веса пластин по сравнению с нижележащими ранневерхнепалеолитическими горизонтами. Ведущими типами орудийного состава являются зубчато-выемчатые и шиповидные изделия, существенна роль скребел, но доля скребков снижается по сравнению с ранневерхнепалеолитическими горизонтами. Значительна группа ретушированных сколов и пластин. Небольшие группы образуют резцы и острия [Деревянко, Зенин, Рыбин и др., 2006].
К средней поре верхнего палеолита на территории Горного Алтая относится индустрия совершенного другого облика памятника Ануй-2. Хронологический диапазон существования индустрии от 23 431 ± 1 547 (ИГАН-1430) до 27 930 ± 1 594 (ИГАН-1425). Основная часть нуклеусов представлена ядрищами параллельного расщепления, в том числе и призматическими и торцовыми. Причем торцовое, призматическое скалывание направлено на получение микропластин. В составе типологически выраженного инвентаря наибольшим разнообразием отличаются изделия верхнепалеолитической группы – скребки, резцы, долотовидные орудия, проколки. Не менее значимую группу составляют зубчато-выемчатые орудия. Одной из особенностей данного комплекса являются скребла различных модификаций. Но в тоже время главной чертой этой индустрии является присутствие серии микроизделий, в число которых входят острия с притупленным краем граветтийского типа, миниатюрные скребки, проколки и микропластины с лезвиями, отделанными крутой краевой ретушью [Природная среда и человек в палеолите…, 2003].
Характерной чертой среднего этапа верхнего палеолита на территории Горного Алтая является возникновение микрорасщепления и увеличение микроизделий в орудийном наборе, как, например, на памятнике Ануй-2. В орхонском комплексе элемент микропластин ничтожен. В тоже время сравнение с толборским комплексом, иллюстрирующим дальнейшее развитие отщеповой индустрии с увеличением доли микропластинчатого компонента, показывает, что индустрии среднего этапа верхнего палеолита памятников Орхон-1 и Орхон-7 представляют собой определенную эволюционную стадию, своеобразную начальную фазу данного культурнохронологического этапа, для которой характерно именно отщеповый характер комплексов.