Архетипический образ птицы в сказках кольских саамов (в записях XIX-XX вв.)

Автор: Бакула Виктория Борисовна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 2 т.16, 2018 года.

Бесплатный доступ

Образы животных в саамском фольклоре остаются вне поля зрения исследователей, между тем они являются частью языческих представлений северного народа об окружающем мире. Цель нашего исследования - определить, какие мифологические представления этноса лежат в основе сказочного образа птицы и каково дальнейшее развитие его семантики. Материалом для исследования явились фрагменты саамского мифа о сотворении мира, в которых основную роль играет сакральный образ водоплавающей птицы, а также сборники саамских сказок. Была прослежена семантика образа от мифологического до фольклорного. Фрагменты саамского космогонического мифа обнаруживают следы финно-угорских (появление мира из яиц птицы) и прауральских (демиургом является водоплавающая птица) представлений. В основе фольклорного образа птицы лежат мифологические воззрения этноса на нее как на демиурга, птица является посредником между небом и землей, брачные отношения птиц с людьми отражают тотемические представления древних саамов. Мифологический образ птицы расширяет свою семантику в сказках, где птица становится помощником людей, участвует в решении их судьбы. Наряду с мифологическими образами утки, оляпки, ворона, в сказках встречаются образы гуся, лебедя, орла, чайки, голубя, сокола. Все птицы в фольклоре связаны с мотивом оборотничества.

Еще

Космогонический миф, саамский фольклор, сакральный образ, тотемические представления, оборотничество

Короткий адрес: https://sciup.org/147226161

IDR: 147226161   |   DOI: 10.15393/j9.art.2018.5221

Список литературы Архетипический образ птицы в сказках кольских саамов (в записях XIX-XX вв.)

  • Аникин В. П. Русское устное народное творчество. -М.: Высшая школа, 2004. -735 с.
  • Бакула В. Б. Духовная культура саамов и ее отражение в языке. -Мурманск: ООО «Принт-2», 2017. -288 с.
  • Бакула В. Б., Безвесельная А. Д. Национально-культурная специфика саамских пословиц//В мире научных открытий. -Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013. -№ 7 (43). -С. 356-370.
  • Беляева Л. С. Саамская этнопедагогика. -Мурманск: МГПИ, 1991. -69 с.
  • Бодрова О. А. Проблемы изучения фольклора кольских саамов//Труды Кольского научного центра РАН. -Апатиты: КНЦ РАН, 2016. -№ 3 (37). -С. 116-122.
  • Большакова Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. -Мурманск: Мурм. кн. изд-во, 2005. -416 с.
  • Глухова Н. Н., Глухов В. А. Системы ценностей финно-угорского суперэтноса. -Йошкар-Ола: Стринг, 2009. -276 с.
  • Дорошин Б. А. Архетипический образ птицы-демиурга в мифологических представлениях финно-угров Поволжья: некоторые антропокосмические аспекты//Социосфера. -2010. -№ 4. -С. 156-160.
  • Ермолова А. О саамских сказках//Саамские сказки. -Мурманск: Мурм. кн. изд-во, 1959. -С. 3-10.
  • Зыков С. Н. Сакральный образ птицы в предметах финно-угорской тематики//Фундаментальные исследования. -2014. -№ 9. -С. 1876-1880.
  • Китиков А. Е. Пословицы и поговорки финно-угорских народов. -Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 2004. -336 с.
  • Кулинченко Г. А. Сказание о Мяндаше на камне//Саамская литература: материалы и исследования. -М.: Литературная Россия, 2010. -С. 44-47.
  • Лангинен А. В. Мифология финно-угорских народов Евразии как система смыслов и значений//Вестник Челябинского государственного университета. -2004. -№ 1. -С. 36-41.
  • Лукина О. Г., Лазутина Т. В. Процесс превращения образа птицы (гагары) в символ в искусстве народов Севера России//Известия Томского политехнического университета. -Томск. -2014. -№ 6. -С. 89-95.
  • Мелетинский Е. Миф и историческая поэтика фольклора. . -URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/melet10/01.php (14.04.2018).
  • Мечкина Е. И. Фольклорные традиции в культуре саамской семьи. -Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2010. -54 с.
  • Напольских В. В. Миф о нырянии за землей (А812) в Северной Евразии и Северной Америке: двадцать лет спустя//«Не любопытства ради, а познания для…»: К 75-летию Юрия Борисовича Симченко/ред. Н. А. Дубова, Ю. А. Квашнин. -М., 2011. -С. 215-272.
  • Неклюдов С. Ю. Оборотничество//Мифы народов мира: онлайн энциклопедия . -URL: http://www.mifinarodov.com/o/oborotnichestvo.html (14.04.2018).
  • Пация Е. Я. Сказки саамов Кольского края//Саамские сказки. -Мурманск: Мурм. кн. изд-во, 1980. -С. 4-10.
  • Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. -М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. -464 с.
  • Пешкова В. С. Образы животных в саамских пословицах и поговорках//Язык. Речь. Коммуникация: сб. науч. ст. -Мурманск: МАГУ, 2016. -С. 122-127.
  • Сенкевич-Гудкова В. В. К вопросу о трансформации саамского эпоса//Специфика фольклорных жанров/отв. ред. Б. П. Кирдан. -М.: Наука, 1973. -С. 246-255.
  • Соколова З. П. Культ животных в религии. -М.: Наука, 1972. -216 с.
  • Телицына С. В. Поэтика саамского фольклора в обучении словесному творчеству детей дошкольного возраста: дис.. канд. пед. наук . -URL: http://www.dissercat.com/content/poetika-saamskogo-folklora-v-obuchenii-slovesnomu-tvorchestvu-detei-doshkolnogo-vozrasta#ixzz2si2NjwNY (14.04.2018).
  • Теребихин Н. М. Метафизика Севера: монография. -Архангельск: Поморский университет, 2004. -272 с.
  • Токарев С. А. Ранние формы религии. -М.: Политиздат, 1990. -622 с.
  • Харузин Н. Н. Русские лопари (Очерки прошлого и современного быта). -М.: Высочайше утвержденное Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1890. -472 с.
  • Чарнолуский В. В. В краю летучего камня. -М.: Мысль, 1972. -271 с.
  • Чарнолуский В. В. Легенда об олене-человеке. -М.: Наука, 1965. -139 с.
  • Чарнолуский В. В. О саамах и их сказках//Саамские сказки. -М.: Худож. лит., 1962. -С. 5-15.
  • Шохова Ю. П. Образ героя-богатыря в саамских сказках//XIV Масловские чтения: сборник научных статей/. -Мурманск: МАГУ, 2017. -С. 135-139.
  • Штырлова В. О. Традиции русского фольклора в саамских сказках//XV Масловские чтения: сб. науч. ст./. -Мурманск: МАГУ, 2018. -С. 21-30.
Еще
Статья научная