Arist. Nicom. Ethic. III 4, 1111b4-7, 1113b22 как источник концептуального аппарата в учении Максима Исповедника о волении и волевом акте

Автор: Петров Валерий Валентинович

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.11, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуется учение византийского философа и богослова Максима Исповедника (c. 580-662) о воле и волевом акте. Анализируется группа понятий, содержание которых Максим обсуждает применительно к этапам и составляющим процесса воления. Показано, что сердцевину понятийного аппарата, на основе которого Максим, вовлеченный в христологическую полемику с монофелитами, строит свое учение о воле, составляют термины, обсуждаемые Аристотелем в «Никомаховой этике» III, 4, 1111b 4 - 7, 1113b 22. Также реконструируется учение Максима о естественной и избирательной волях человека.

Аристотель, никомахова этика, максим исповедник, естественная воля, избирательная воля, выбор

Короткий адрес: https://sciup.org/147103514

IDR: 147103514   |   DOI: 10.21267/AQUILO.2017.11.6469

Список литературы Arist. Nicom. Ethic. III 4, 1111b4-7, 1113b22 как источник концептуального аппарата в учении Максима Исповедника о волении и волевом акте

  • Bathrellos, D. (2004) The Byzantine Christ. Person, Nature, and Will in the Christology of Saint Maximus the Confessor. Oxford Univerity Press.
  • Dalmais, I.-H. (1967) «Le vocabulaire des activités intellectuelles, volontaires et spirituelles dans l'anthropologie de S. Maxime le Confesseur», Mélanges offerts à M.-D. Chenu (Bibliothèque thomiste, 37). Paris, 189-202.
  • Farrell, J. P. (1987) Free Choice in St. Maximus the Confessor. Oxford, 95-130.
  • Fortenbauch, W. W. (1965) «Τά πρὸς τὸ τέλος and Syllogistic Vocabulary in Aristotle's Ethics», Phronesis 10, 191-201.
  • Freeland, C. A. (1985) «Aristotelian Actions», Noūs 19.3, 397-414.
  • Gauthier, R.-A. (1954) «Saint Maxime le Confesseur et la psychologie de l'acte humain», Recherche de Théologie ancienne et médiévale 21, 51-100.
  • Irwin, T. H. (1986) «Aristotelian Actions», Phronesis 31, 68-89.
  • Kenny, A. (1966) «The Practical Syllogism and Incontinence», Phronesis 11, 163-184.
  • Larchet, J.-Cl. (1996) La divinisation de l'homme selon saint Maxime le Confesseur. Paris: CERF.
  • Madden, J. D. (1982) «The Authenticity of Early Definitions of Will (thelêsis)», F. Heinzer, Ch. Schönborn, éds., Maximus Confessor. Actes du Symposium sur Maxime le Confesseur, Fribourg, 2-5 septembre 1980. Fribourg (Suisse), 61-79.
  • Petroff, V. (2015) «Ὑπάρχω and ὑφίστημι in Maximus the Confessor's Ambigua», A. Lévy, P. Annala et al., eds. The Architecture of the Cosmos: St. Maximus the Confessor. New perspectives. Helsinki, 93-122. Piret, P. (1983) Le Christ et la Trinité selon Maxime le Confesseur. Paris, 241-358.
  • Renczes, P. G. (2003) Agir de Dieu et liberté de l'homme. Recherches sur l'anthropologie théologique de saint Maxime le Confesseur. Paris: CERF, 269-292.
  • Santas, G. (1969) «Aristotle on Practical Inference, the Explanation of Action, and Akrasia», Phronesis 14, 162-189.
  • Беневич Г. И. (2014) «Богословско-полемические сочинения прп. Максима Исповедника и его полемика против моноэнергетизма и монофелитства», Черноглазов Д.А., Шуфрин А.М., пер.; Беневич Г.И., науч. ред. Прп. Максим Исповедник. Богословско-полемические сочинения. СПб., 117-143.
  • Бронзов, А. (2002) «Предисловие переводчика», Иоанн Дамаскин (2002), 7-50.
  • Декомб, В. (2000) Современная французская философия. Пер. М. М. Федоровой. Москва.
  • Кожев, А. (2003) Введение в чтение Гегеля. Пер. А. Г. Погоняйло. СПб.
  • Орлов, И. (1888) Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. Историко-догматическое исследование. Санкт-Петербург.
  • Петров, В. В. (2005а) «Соединения и деления ипостаси тварного в О трудностях XLI (PG 91, 1304D -1316A) Максима Исповедника», Богословские труды 40, 47-73.
  • Петров, В. В. (2005б) «О трудностях XLI Максима Исповедника: основные понятия, источники, истолкование», П. П. Гайденко и В. В. Петров, ред. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы). Москва, 147-271.
  • Петров, В. В. (2005в) «Знание: его значение и функции в богословской системе Максима Исповедника», Puncta 3-4 , 7-25.
  • Петров, В. В. (2007а) «Логос сущего у Максима Исповедника: проблемы интерпретации», Философские науки 9, 112-128.
  • Петров, В. В. (2007б) Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII века. Москва.
  • Петров, В. В. (2007в) «О трудностях к Иоанну XXXVI (PG 91, 1304D-1316A) Максима Исповедника в контексте предшествующей философско-богословской традиции», XVII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т. 1. Москва: 99-109.
  • Петров, В. В. (2008а) Учение Максима Исповедника в контексте философско-богословской традиции поздней античности и раннего средневековья. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук (специальность 09.00.03 -история философии). Москва: ИФ РАН.
  • Петров, В. В. (2008б) «Онтология Макcима Исповедника: трансформация античной парадигмы», Вопросы философии 2, 161-166.
  • Петров, В. В. (2013) «Трансформация античной онтологии в "Ареопагитском корпусе" и у Максима Исповедника», Петров В. В., ред. ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΗΜΑΤΑ. Исследования по истории платонизма. Москва: Кругь, 376-393.
  • Петров, В. В. (2015) «Гнозис у Максима Исповедника», Вдовина, Г. В., ред. Мера вещей: Человек в истории европейской мысли. Москва, 618-640.
  • Поспелов, Д. А. (2004) «Преподобный Максим Исповедник как историческое лицо и богослов», Поспелов Д. А., отв. ред. Диспут с Пирром. Прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия. Москва, 15-111.
  • Флоровский, Г. В. (1990) «Преп. Максим Исповедник», Восточные отцы V-VIII веков. Из чтений в Православном Богословском Институте в Париже (11933). Paris, 195-227.
Еще
Статья научная