Арлекинада в повести Д.Г. Лоуренса «Божья коровка»
Автор: Косарева А.А.
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Зарубежные литературы
Статья в выпуске: 3 (66), 2023 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена карнавальному прочтению повести Д.Г. Лоуренса «Божья коровка». Посредством выявления арлекинадной образности и исследования ее переплетения с античными сюжетами в тексте произведения, устанавливается роль карнавального контекста в отражении «лоуренсианского» мировидения, а именно размышлений писателя о последствиях Первой мировой войны и способах преодоления полученных на войне душевных ран. Автор статьи показывает, как Д.Г. Лоуренс, которого на протяжении жизни в равной степени вдохновляли и Италия с ее карнавалами и масочными представлениями, и психоанализ в лице К.Г. Юнга, создал полифоническую повесть, которая с одной стороны, композиционно и сюжетно подражает английским пантомимам, совмещая «божественное» с «фарсовым», а с другой - объединяет архетипы человеческой культуры и реализует диалог между философскими учениями и традициями. Детальный анализ образов героев демонстрирует их сходство с Арлекином, Коломбиной и Пьеро, а также позволяет обнаружить языковую игру в тексте повести и аллюзии на популярные в Англии XVIII-XIX века пантомимы «Божья Коровка, или Арлекин Лорд Дандриэри» (1795) и «Фурибонд, или Арлекин-негр» (1807). Образы арлекинады используются Лоуренсом как в качестве иллюстрации его собственной версии психоанализа, «Арлекинады бессознательного», так и в виде переработки идей Юнга и Ницше. Кроме того, обращение к арлекинаде позволяет писателю вывести сюжет повести во вневременное пространство карнавала, где метафорическое шествие «развенчанных богов» - главных героев - в «подземном мире» бессознательного позволяет им пройти через очищающий карнавальный огонь и возродиться к новой жизни. Арлекинада в повести - это и одно из ее измерений, и вариант исцеляющей психодрамы, и одно из отражений «лоуренсианской» модели взаимодействия микро- и макрокосма.
Английская литература, повесть, лоуренс, бахтин, юнг, ницше, арлекин, пьеро, коломбина, пьеретта, античные боги, дионис, миф, психоанализ, арлекинада, фарс, пантомима, комедия дель арте, комедия масок, карнавал, маскарад, театр
Короткий адрес: https://sciup.org/149143540
IDR: 149143540 | DOI: 10.54770/20729316-2023-3-262
Список литературы Арлекинада в повести Д.Г. Лоуренса «Божья коровка»
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 545 с.
- Bishop P. The Dionysian Self: C.G. Jung’s Reception of Friedrich Nietzsche. New York: Walter De Gruyter, 1995. 411 p.
- Burden R. Radicalizing Lawrence: Critical Interventions in the Reading and Reception of D.H. Lawrence’s Narrative Fiction. Amsterdam: Brill Rodopi, 2000. 378 p.
- Daalder J. Background and Significance of D.H. Lawrence’s «The Ladybird» // The D.H. Lawrence Review. 1982. № 15 (1-2). P. 107–128.
- Donaldson G., Kalnins M. D.H. Lawrence in Italy and in England. New York: Macmillan Press Ltd, 1999. 233 p.
- Eggert P., Worthen J. Lawrence and Comedy. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. 216 p.
- Ellis D., Mills H. D.H. Lawrence’s Non-Fiction: Art, Thought and Genre. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 193 p.
- Fleishman A. Lawrence and Bakhtin: Where Pluralism Ends and Dialogism Begins // Rethinking Lawrence. Milton Keynes: Open University Press, 1990. P. 109–119.
- Humma J.B. Metaphor and Meaning in D.H. Lawrence’s Later Novels. Columbia: University of Missouri Press, 1990. 116 p.
- Lawrence D.H. The Ladybird. Harmondsworth, Middlesex: Penguin Books, 1960. 251 p.
- Leone M. Shapes of Openness: Bakhtin, Lawrence, Laughter. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2010. 175 c.
- Lodge D. After Bakhtin: Essays on Fiction and Criticism. New York: Routledge, 1990. 198 p.
- Ryu D.-S. «Banana-skin» and «Sideward Glance»: Lawrence, Bakhtin, and the Theory of the Novel // Journal of D.H. Lawrence Studies. 1999. № 8. P. 60–80.
- Scott C., Howard C. The Life and Reminiscences of E.L. Blanchard. London: Hutchinson and co., 1891. 352 p.