"Ароматические печати" в культуре Китая: происхождение, ритуальные и практические функции

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме происхождения курильниц-печатей (香印 сянъинь, 香篆 сянчжуань) в традиционной культуре Китая, анализу их функций в ходе эволюции на протяжении нескольких веков. Через изучение ряда религиозных, документальных и художественных источников эпох Тан (618-907) и Сун (960-1279), а также китайских каталогов и справочников, созданных в конце правления династии Цин (последняя четверть XIX в.), выявлена специфика ранних ароматических печатей, упоминаемых в буддийских текстах VII-VIII вв., проанализированы особенности символики и функций ароматических печатей в ритуальной, инженерно-научной областях, а также в художественной и бытовой сферах. В настоящее время практика воскурения ароматических печатей в Китае и на Тайване, как правило, ограничивается художественной и коммерческой сферами. При этом длительная религиозная, художественная и бытовая традиция Востока по-прежнему располагает большими возможностями использования ароматических печатей, органично комбинируя их с другими видами досуга, в том числе рассматривая их в качестве эффективного способа поддержания физического и нравственного здоровья.

Еще

Ароматические печати, китайская культура ароматов, эзотерический буддизм, измерение времени, художественная традиция, мастер дин юэху, культурный трансфер

Короткий адрес: https://sciup.org/147239012

IDR: 147239012   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2022-21-10-74-88

Список литературы "Ароматические печати" в культуре Китая: происхождение, ритуальные и практические функции

  • Войтишек Е. Э. Ароматическая культура Восточной Азии. Китай: с древности по настоящее время: Учеб. пособие. Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2021. 224 с.
  • Войтишек Е. Э., Шмакова А. С. Измерение времени с помощью благовоний в Восточной Азии // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 10: Востоковедение. С. 109-124. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-4-109-124
  • Маслов А. А. Практика «контролируемых сновидений» в алхимической традиции даосизма // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2021. Т. 20, № 10: Востоковедение. С. 9-23. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-10-9-23
  • Bedini S. The Trail of Time: Time Measurement with Incense in East Asia. Cambridge, Cambridge Uni. Press, 2005, 368 p.
  • Giebel R. Taishō volumes 18-21. In: Orzech C. D., Sorensen H. H., Payne R. K. (eds.). Esoteric Buddhism and the tantras in East Asia. Leiden, Boston, Brill, 2011, pp. 27-36.
  • Kieschnick J. The Impact of Buddhism on Chinese Material Culture. Princeton, NJ, Princeton Uni. Press, 2003, 352 p.
  • Needham J. Science and Civilization in China. New York, Cambridge Uni. Press, 1959, vol. 3, 926 p.
  • Needham J. Science and Civilization in China. New York, Cambridge Uni. Press, 1978, vol. 5, pt. 2, 510 p.
  • Rambelli F. Buddhist materiality: A cultural history of objects in Japanese Buddhism. Stanford, Stanford Uni. Press, 2007, 408 p.
  • Robson J. Signs of Power: Talismanic Writing in Chinese Buddhism. History of Religions, 2008, vol. 48, no. 2, pp. 130-169.
  • Sorensen H. Michel Strickmann on Magical Medicine in Medieval China and Elsewhere Chinese Magical Medicine. By Michel Strickmann. Ed. by Bernard Faure. Stanford, Stanford Uni. Press, 2002. 544 p. History of Religions, 2004, vol. 43, no. 4, pp. 319-332.
  • Steavu D. The Writ of the three sovereigns: from local lore to institutional Daoism. Honolulu, Uni. of Hawaii Press, 2019, 370 p.
  • Strickmann M. Chinese magical medicine. Stanford, Stanford Uni, Press, 2002, 432 p.
  • Ван Аньлунь. Динши иньсянлу яньцзю [王安伦。丁氏印香炉研究(硕士学位论文)]. Исследование ароматических печатей-курильниц господина Дина: Магистер. дис. / Центральная Академия изящных искусств. Пекин, 2019. 120 с. (на кит. яз.)
  • Лю Тао. Цинбайцы сянчжуаньпань сяоцзи [刘涛。青白瓷香篆盤小記]. Заметки об ароматической печати из сине-белого фарфора // Тайбэй: Гугун вэньу юэкань. 2018. № 428. С. 42-51. (на кит. яз.)
  • Сунь Чжумэй. Гудай сяншилэй цыхуэй яньцзю [孙竹梅。古代香事类词汇研究(硕士学位论文)]. Исследование лексики ароматической культуры древности: Магистер. дис. / Нанкинский пед. ун-т. Нанкин, 2020. 91 с. (на кит. яз.)
  • Тянь Цзыюй. Шисы шицзи цянь чжунго гудай сян цзюй дяньсинци яньцзю [田梓榆。十四世纪前中国古代香具典型器研究(博士学位论文)]. Исследование основных типов древнего инструментария китайской культуры ароматов до XIV в.: Докт. дис. / Ин-т искусств Китая. Ханчжоу, 2018. 264 с. (на кит. яз.)
  • Хань Чжэньхуа. Во го гудай чуаньхай юн дэ цзичжун хошицзи [韩振华。我国古代航海用的几种火时计]. Несколько видов «огненных часов», используемых в навигации в Древнем Китае. Пекин: Хайцзяоши янцзю, 1985. № 2. С. 1-4. (на кит. яз.)
  • Хуашо ханьцзы. Туцзе шовэнь цзецзы (Дун Хань Сюй Шэнь) [画说汉字 (图解说文解字) 。(东汉许慎)]. Иллюстрированный словарь происхождения китайских иероглифов (составлен Сюй Шэнем при Восточной Хань). Сиань: Шэньси шифань дасюэ чубаньшэ, 2010. 509 с. (на кит. яз.)
  • Чжоу Цзячжоу. Сян шэн [周嘉胄。香乘]. История благовоний. Пекин: Цзючжоу чубаньшэ, 2014. 596 с. (на кит. яз.)
  • Ян Чжишуй. Сян ши [扬之水。香识]. Знания о благовониях. Гуйлинь: Гуанси шифань дасюэ чубаньшэ, 2011. 184 с. (на кит. яз.)
Еще
Статья научная