Арт-менеджер в спектре рисков информационной цивилизации

Бесплатный доступ

Впервые арт-менеджер и специфика его деятельности представлены в спектре рисков информационной цивилизации. Обозначены значимые качества и навыки арт-менеджера как гармонично развитой креативной личности для достижения устойчивого стратегического развития политики и солидарной экономики России. Рассмотрены проблемы взаимодействия человека и машины как естественного и искусственного интеллекта в процессе управления проектами в сфере искусств и культуры в условиях Нового гуманизма эпохи «Нового Ренессанса».

Арт-менеджер, риски информационной цивилизации, антропологический кризис, символическая продукция, навыки гармонично развитой креативной личности, солидарная экономика, нравственная экономика, новый гуманизм, новый ренессанс

Короткий адрес: https://sciup.org/144162567

IDR: 144162567   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2022-3107-102-108

Текст научной статьи Арт-менеджер в спектре рисков информационной цивилизации

В информационной цивилизации как «галактике Маркони» (М. Маклюэн) со спектром современных и грядущих рисков актуальна преобразующая/трансформирующая деятельность, креатив, инноватика, самосто-ятельной/суверенной личности арт-менедже-ра, применяющей в своей активности спектр теоретико-методологических оснований (парадигмы, концепции, принципы, подходы, методы), что способствует рациональному осуществлению проектной деятельности (в данном случае – в сфере искусств и культуры) для достижения стратегического устойчивого развития политики и солидарной экономики России.

Одна из ключевых проблем современности – это антропологический кризис, связанный с «уничтожением человеческого в человеке» (Ю. А. Шрейдер), в данном случае – в арт-менеджере как «коммерсанте от искусства». В качестве решения данной проблемы может стать антропологическая революция, к которой еще в 1970-е годы призывал Аурелио Печчеи, создатель Римского клуба как гуманистической организации по исследованию будущего. Суть таковой революции состоит в генерации Нового гуманизма, влияющего на самотрансформацию человека изнутри и поднятию такового на качественно новый уровень бытия/развития/жизнедеятельности, соответствующий современной уникальной VUCA-реальности. Творческий и убедительный Новый гуманизм приведет к появлению новых «духовных, философских, этических, социальных, эстетических и художественных» ценностей и мотиваций [7, с. 215], реанимации в человеке высших потребностей (любовь, дружба, взаимопонимание, солидарность, жертвенность, сосуществование), благ, приоритета духовности.

Неслучайно арт-менеджер, как и любой человек в современных условиях, обращает внимание на самотождественность, задавая себе вопрос: «Кто я?» Осуществляя поиск ответов на данный вопрос, человек обращается в недра «Я» как некоей отправной точке роста, что способствует его самоидентификации, постижению своей сущности, генерированию целостной картины мира/«образа мира» как коммуникативной системы координат, осознанию собственного места в таковой, встраивания себя в эту целостность для реализации потенциала.

Пребывание арт-менеджера в информа-ционной/диджитальной/ машинной/робо-тизированной цивилизации актуализирует постановку одного из философских вопросов о взаимодействии/взаимопонимании чело-века/естественного интеллекта и машины/ искусственного интеллекта [5]. Программисты, робототехники, нейробиологи, компьютерные дизайнеры справедливо утверждают, что в настоящее время искусственный интеллект вторгся и категорически изменил про-странство/реальность/повседневность/«образ мира»/профессиональную деятельность.

Арт-менеджер как современный цивилизованный человек осознает, что прошлое уже не вернется. Поэтому необходимо быть пластичным и находить собственное новое адекватное место под информационным «солнцем». В этой связи логично трактовать искусственный интеллект, информационные технологии исключительно в качестве средства для реализации различных идей. Однако в некоторых случаях возникает вопрос: мож- но ли воспринимать цифровые машины как партнеров по бизнесу в качестве значимых элементов для осуществления предпринимательской деятельности в том или ином виде искусства? Конкретный ответ на этот философский вопрос человечество может получить и получит, вероятно, в течение ближайшего или через незначительный период времени. И всё-таки в условиях нового мирового дид-житального порядка при соблюдении этического равновесия возможно мирное и эффективное сосуществование человека/естествен-ного интеллекта и машины/искусственного интеллекта [4]. В целом обязательно и даже неизбежно наступят времена, когда люди и машины сфокусируются в единой глобальной открытой информационной матрице [3] с колоссальной динамикой потока, увлекающего Мир, в том числе сферы искусств и культуры, в воронку кодов/символов/смыслов.

В условиях агрессивного и сверхпродуктивного влияния «эпохи машин» (К. Руз) / «второй эры машин» (Э. Бриньолфсон, Э. Макафи) на реальность, на сферу искусств и культуры, безусловно, возможно появление «бесполезного класса» (Ю. Н. Харари), или «лишних людей» (Ф. М. Достоевский), которые вытесняются информационными технологиями, искусственным интеллектом и становятся невостребованными в любых индустриях, в том числе, в креативных. Чтобы противодействовать такой ситуации, арт-ме-неджеру важно быть устойчивым с различных позиций не только к настоящему, но и к будущему.

Следствием этого является актуальность развития ключевых навыков будущего, адекватных современным трендам, оказывающих существенное влияние на бытие и динамику развития арт-менеджмента, креативных индустрий того или иного вида искусства. Так, согласно исследованию «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире», суммирующему многолетнюю совместную работу Global Education Futures и WorldSkills Russia по определению образа рабочих мест в экономике будущего [6], на формирование экономической ситуации в наступившем будущем оказывают влияние технологические (цифровизация всех сфер жизни, автоматизация и роботизация), техносоциальные (глобализация (экономическая, технологическая, культурная), экологизация), социальные (демографические изменения, становление сетевого общества) тренды.

Метатренд, связанный со скоростью происходящих изменений [6, с. 7], способствует ускорению обновления окружающей реальности, в том числе в сфере искусств и культуры. Вследствие этого значимыми для современного деятельного управленца проектами в том или ином виде искусства, как креативной индустрии, являются следующие навыки: концентрация и управление вниманием; эмоциональная грамотность, в том числе эмпатия, что важно для осуществления грамотных коммуникаций и развития антропоцентричной экономики; цифровая грамотность, информационная гигиена; творчество и креативность, что объясняется изменчивостью социокультурной реальности; экологическое мышление; кросскультурность; способность к (само)обучению [6, с. 75], выбору собственной стратегии и траектории образования/развития.

В наше время – в начале третьего тысячелетия – любому грамотному человеку, а тем более арт-менеджеру, кроме умения читать, писать и считать, необходимы следующие «4К» грамотности – критическое мышление, коммуникация, командная работа и креативность, или в оригинале – «Four Cs of 21st century learning: critical thinking, communication, collaboration, and creativity».

Для осуществления в условиях цифровизации эффективного и конкурентоспособного управления проектами, персоналом и различными бизнес-процессами в том или ином виде искусства арт-менеджерам необходимо использовать синтез возможностей/ресурсов и человека, и машины. Данный подход требует от руководителей и сотрудников конкретных учреждений/организаций/институций креативных индустрий гибкости, пластичности, адаптивности, открытости для неизбежных трансформаций, а также – применения следующих интегрированных действий: постоянное переосмысление деятельности, создание совместных решений, ответственная стандартизация, взаимное обучение, разработка ментальных моделей, регуманизация времени, расширение возможностей с помощью ботов, умное запрашивание для решения ряда проблем [2].

К трендам современной информационной цивилизации как особым вызовам и проблемам относится «снижение темпов роста экономики, увеличение безработицы, усиление социального неравенства, проблемы экологии, достижение целей устойчивого развития» [12]. Отсюда значимой для нового поколения лидеров системы управления проектами в различных видах искусства и культуры становится новая стратегическая повестка, отражающая «корпоративные принципы устойчивого развития – ESG: environment (ответственное отношение к окружающей среде), social (социальное благополучие сотрудников), governance (высокое качество корпоративного управления).

В этой связи для бизнес-деятелей и топ-менеджеров в сфере искусств и культуры важна не столько максимизация прибыли, сколько экологическая проблематика и приложение усилий для генерации всеобщего блага во внутренней и внешней среде учреждений/организаций/ институций, а также осознание новой миссии и нового предназначения структуры в условиях происходящих изменений реальности.

В эпоху «цифровой трансформации» (Т. Сибел) с облачными вычислениями, IoT, big data и искусственным интеллектом, арт-менед-жерам важно прочувствовать то состояние, в котором находятся их структуры/органи-зации/учреждения, а также понять, каким образом и в каком направлении необходимо двигаться, эффективно используя современные технологии, чтобы достичь значимого уровня в профессиональной активности для динамики развития собственного дела и экономики отрасли.

Для успешного арт-менеджмента в той или иной структуре/организации/учреждении актуальной видится «трансформация культурной ДНК» (Г. Пизано) с акцентом исключительно на креативного созидающего лидера как гармоничную личность.

В условиях информационной цивилизации арт-менеджеру необходимо быть неординарным, социальным, непредсказуемым, исключительным, неожиданным, не позволять гаджетам управлять собой и своим личным пространством, сопротивляться машинному дрейфу, говорить «нет» цифровой диктатуре [10], а также разрабатывать такие продукты и программы, которые будут не заменять, а лишь расширять способности homo sapiens sapiens.

Арт-менеджер сегодня – это «homo in-formaticus» [8], образованная и креативная личность, управляющая проектами в сфере искусств и культуры, не столько заглядывает в будущее, сколько самостоятельно генерирует таковое.

Ярчайших представителей российского арт-менеджмента отличает уникальная индивидуальность, яркий ум и темперамент, энциклопедическая образованность, утонченность натуры, предприимчивость, чувство собственного достоинства, целеустремленность, энергия, сила воли, пассионарность (Л. Н. Гумилев). Данные грани личности были обозначены еще в эпоху Возрождения.

Для успешной реализации проектного управления в сфере искусств и культуры, или в конкретном виде искусства, арт-менеджеры используют широчайший спектр технологий – художественно-творческие, организационноуправленческие (в том числе психологические), финансово-экономические, маркетинговые, нормативно-правовые.

Сегодня важно восприятие оцифрованных знаний и информации (произведения различных видов искусства) в качестве ключевого фактора производства, информационных сетей – носителя востребованной информации как символической продукции, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) – движущей силы производи- тельности и оптимизации структуры цифровой экономики [11], которая есть новый вариант бытия арт-менеджеров в информационной цивилизации и креативном бизнесе.

К очередным проблемам арт-менеджмен-та в креативных индустриях в условиях цифровой эпохи относятся и проблемы, связанные как с защитой интеллектуальной собственности, авторского права, смежных прав, так и с борьбой с пиратством [9].

В целях реализации государственной культурной политики важным является и финансовая обеспеченность проектов, а тем более – в условиях диджитализации. К актуальным технологиям как вариантам решения данной проблемы относится, например, краудсорсинг, генерирующий пространство «викиномики» (Д. Тапскотт, Э. Д. Уильямс), и краудфандинг.

Цифровые/информационные технологии, в том числе блокчейн как «машина правды» (П. Винья, М. Кейси), воспринимаются как локомотив развития и роста цифровой экономики (Н. Негропонте, Д. Тэпскотт), «энерджайзер» информационной цивилизации для дальнейшего развития различных сфер жизнедеятельности социума, в том числе сферы искусств и культуры.

Деятельность арт-менеджера в современном нелинейном сингулярном VUCA-мире требует доверия, креативности, вовлеченности, вдохновения, гибкости, «эстетического интеллекта», или «альтернативного интеллекта» (П. Браун), быстроты выполнения задач, использования небольшими проектными коллективами концепции «быстро и вовремя», а также – создания новой культуры организации, и т. п. [1].

В условиях «нового цифрового мира» (Э Шмидт, Д. Коэн), где практически все переведено в диджитал, действует «закон ускорения отдачи». Суть такового состоит в том, что, если «технология – это продолжение эволюции другими средствами, следовательно, это эволюционный процесс» [13]. Вот почему в арт-проектировании в процессе обмена знаниями и творческой энергией, безус- ловно, происходит экспоненциальный рост коллективной выгоды, а отсюда возникает и экономическая прибыль, значимая для этого «дивного, дивного, дивного Мира» проектного менеджмента в сфере искусств и культуры.

Арт-менеджмент имеет отношение и к ритейлу, связанному с трансграничной торговлей музыкальными инструментами, картинами, книгами и т. п. В процессе «онлайфикации» (В. Йонген) с отсутствием грани между онлайн и офлайн-торговлей, для эффективности деятельности структуры учитывают несколько элементов, т. е. вариантов бытия экономики, а именно: цикличную, совместного потребления (шеринг-экономика), умную, экономику. И действительно, в клиентоориентированном/ антропоцентричном мире это приводит к сверхположительной и успешной динамике продаж продукции конечным потребителям.

Информационные технологии – это важнейший ресурс, значимый не столько для экономики потребительской/экономики впечатлений/ «оранжевой» экономики, сколько для «экономики нравственной» (М. Форд), в основе которой – не удовлетворение спектра в большей степени материальных потребностей, а духовная и нравственная составляющая современного человека – создателя и потребителя различных художественных произведений (картина, выставка, роман, опера, фильм и т. д.) того или иного вида искусства как символической продукции в информационной цивилизации.

Арт-менеджеру, эффективно осуществляющему профессиональную деятельность в условиях великого Маркетинга как Хозяина Мира, необходимо содействовать ревитали-зации в потребителе результатов проектной деятельности в сфере искусства и культуры аксиологической составляющей, духовных и нравственных ценностей, внимания к культурному наследию, к Просвещению, к Красоте и Прекрасному!

Трансформации различных мировоззренческих концепций/установок предшествующих времен/эпох/систем привели к генерации ценностно-смысловой матрице Текста культу- ры современного информационного социума (Й. Масуда), постиндустриального социума (Д. Белл), цифровой/информационной эпохи (М. Кастельс), посттехногенной цивилизации. Одним из ключевых элементов данной матрицы является восприятие и трактовка Человека как гармонично развитой созидательной/кре-ативной личности, функционирующей в условиях «оранжевой» экономики/ экономики впечатлений/ экономики символического обмена/ экономики счастья/ цифровой экономики.

В уникальную «эпоху открытий» как эпоху «Нового Ренессанса», или «Второго Ренес- санса» (Й. Голдин, К. Кутарна) с приоритетом гражданственности, подвижничества, креативности, гениальности, таланта и способности арт-менеджера к риску, ответственности, предпринимательству, инновациям появляется необходимость противостоять возникающим и существующим вызовам/проблемам/ кризисам информационной цивилизации, генерировать и реализовывать безумные идеи и трансформировать – не столько сегодня, сколько завтра – Мир искусств и культуры, Мир экономики, Мир нового Человека третьего тысячелетия.

Список литературы Арт-менеджер в спектре рисков информационной цивилизации

  • Блуммарт Т., Брук С. ван ден. Четвертая промышленная революция и бизнес: как конкурировать в эпоху сингулярности /Пер.с англ. Москва: Альпина Паблишер, 2019. 202 с.: ил., цв. ил.
  • Доэрти П., Уилсон Д. Человек + машина. Новые принципы работы в эпоху искусственного интеллекта / Пер.с англ. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 297 с.
  • Келли К. Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее /Пер.с англ. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 343 с.
  • Ли Кай-Фу. Сверхдержавы искусственного интеллекта: Китай, Кремниевая долина и новый мировой порядок / Пер.с англ. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 233 с.
  • Маркофф Д. Homo Roboticus?: люди и машины в поисках взаимопонимания /Пер.с англ. Москва: Альпина нон-фикшн (АНФ), 2017. 404 с.: ил.
  • Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире /Е.Лошкарева, П.Лукша, И.Ниненко, И.Смагин, Д.Судаков. Москва, 2017. 93 с.
  • Печчеи А. Человеческие качества /Пер. с англ. 2-е изд. Москва: Прогресс, 1985. 312 с.
  • Соколов А.В. Философия информации: профессионально-мировоззренческое учебное пособие. Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2010. 365 с.
  • Тодд Д. Цифровое пиратство: как пиратство меняет бизнес, общество и культуру /Пер.с англ. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2013. 319 с.: ил.
  • Харари Ю.Н. 21 урок для XXI века /Пер.с англ. Москва: Синдбад, 2019. 412 с.
  • Цифровая трансформация Китая: опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики / М. Хуатэн, М. Чжаоли, Я. Дели, В. Хуалей; Пер. с кит. Москва: Альпина паблишер: Интеллектуальная лит., 2019. 249 с.: ил.
  • Шваб К., Ванхэм П. Капитализм всеобщего блага: новая модель мировой экономики /Пер. с англ. Москва: Эксмо, Бомбора, 2022. 348 с.
  • Kurzweil R. The Age of Spiritual Machines: When Computers Exceed Human Intelligence. New York: Penguin Books, 1999. 372 р.
Еще
Статья научная