Артистизм как критерий оценки в технико-эстетическом виде спорта (на примере спортивных бальных танцев)

Автор: Подольская И.Н., Плотникова Г.Г., Плотников А.В.

Журнал: Физическая культура, спорт - наука и практика @fizicheskaya-kultura-sport

Рубрика: Теория и методика спортивной тренировки

Статья в выпуске: 3, 2021 года.

Бесплатный доступ

Актуальность исследования артистизма как эстетического феномена связана с разнообразными формами его проявления в сферах человеческой деятельности, например, в искусстве, политике, религии, спорте, средствах массовой информации. В качестве объекта политических, информационных, спортивных зрелищных представлений выступает огромная зрительская аудитория. Но в культурном пространстве сегодня создаются события, которые развиваются с участием субъекта - зрителя и открывают для его участников возможность эстетического и нравственного преображения. Современный спорт как зрелищное явление притягивает к себевнимание не только соревновательной функцией, но и артистизмом, как специфической формой эстетической презентации.эмпирические: анкетирование, интервьюирование и включенный мониторинг респондентов по проекту, синтез показателей, характерных для оценочного критерия артистизма в техникоэстетических видах спорта.Результаты исследования. Проектные действия были реализованы авторской группой исследователей за период с июня 2019 года по июль 2021 года. В статье представлено ранжирование качественных характеристик критерия артистизма. Опираясь на опрос и интервью спортсменов и тренеров (спортивные бальные танцы) представлено сравнение и анализ содержательности наиболее существенных показателей, критерия артистизма. Визуальность зрелищного эффектасоревновательного выступления спортсмена, его композиционно-образная целостность всегда обусловливаются гармонией взаимодействия всех Цель исследования - обосновать характеристики артистизма как важнейшего критерия оценки уровня исполнительского мастерства спортсменов в технико-эстетических видах спорта.Методы исследования. В рамках исследования были использованы общенаучные методы: обзор терминологического аппарата для выявлений показателей критерия артистизма, метод системного анализа, сбор и анализ информации, классификация и систематизация полученных данных;составляющих компонентов исполнительского мастерства: технической сложности элементов и чистоты их исполнения, композиционного построения и артистизма исполнения.

Еще

Спортивные зрелища, артистизм, исполнительское мастерство, технико-эстетический вид спорта, спортивные бальные танцы, баланс техники и артистизма исполнительского мастерства, эстетизация, телесность спортсмена

Короткий адрес: https://sciup.org/142231455

IDR: 142231455   |   DOI: 10.53742/1999-6799/3_2021_26

Текст научной статьи Артистизм как критерий оценки в технико-эстетическом виде спорта (на примере спортивных бальных танцев)

Актуальность. Сегодня эстетизация как культурно-историческое явление становится частью глобальной проблемы современности. Сферы общественной жизни, в которых артистизм выступает главным компонентом деятельности относятся как к высокой, так и к повседневной культуре. В классическую эпоху «артистичность не выходила за пределы узких границ существования представителей элиты общества (театр, жизнь света, отточенное ремесло)» [1, с. 3]. Сегодня, «artistry» как «художественная одарённость, утонченность восприятия» [3], как специфическая форма эстетической презентации в повседневном и, особенно, медийном пространстве, главенствует в искусстве, политике, религии, спорте, средствах массовой информации. Актуальность исследования артистизма вызвана и «…постмодернизмом, для которого характерны множественность проявлений игрового начала культуры и культивирование артистических форм пародирования» [15, с. 91]. Все чаще в культурном пространстве создаются события, в которых участвуют не только художники, но и слушатели или зрители. Более того, зрелищные события возникают, развиваются и приходят к логическому завершению как результат сотворчества художника и зрителя. Другими словами, зрелищное событие открывает для его участников возможность эстетического и нравственного преображения.

Современный спорт как зрелищное явление социально-культурного пространства на новом информационно-визуальном этапе развития социума притягивает к себе внимание не только соревновательной функцией практики, где в основе процессов деятельности находится выявление сильнейшего или быстрейшего. Спортивные зрелища создают прецеденты эстетического преображения зрителя как непосредственного участника массового действа. Большинству видов спорта присущи эстетические характеристики, которые позволяют фиксировать проявление безукоризненности физического совершенства человеческой природы [17, 8]. В выступлениях спортсменов подвергаются оценке два показателя – техника выступления и артистизм. Отдельные спортивные практики, синтезирующие свою технико-эстетическую деятельность на грани спорта высоких достижений и высокого искусства, это касается спортивных бальных танцев, эстетической гимнастики, художественной и спортивной гимнастики, синхронного плавания, в специфике формирования деятельности спортсмена все больше закрепляют эстетические критерии в правилах проведения соревнований. Искать согласования технически сложных элементов и эстетики визуальной выразительности программы выступления спортсмена в таких видах спорта становится все более сложной проблемой в социокультурном пространстве, где спорт является одним из наиболее влиятельных видов творческой деятельности человека.

Цель исследования – обосновать характеристики артистизма как важнейшего критерия оценки уровня исполнительского мастерства спортсменов в техникоэстетическом виде спорта (на примере бальных спортивных танцев).

Очевидно, что художественные мерила эстетического совершенства участников спортивного состязания в том или ином виде спорта, предполагают осознание максимальной динамики совершенного уровня исполнительского мастерства. Следовательно, в спортивных практиках измерять идеальность исполнения спортивного упражнения или комплекса упражнений для гимнастки, танцовщика или спортсменки-синхронистки, значит не становиться зависимым только от количественных измеряемых физических величин: килограммов, секунд, метров. Ведь конечные результаты в таких видах спорта попадают под субъективность высказываний оценочных суждений судей, которые основываются на закрепленной в правилах системе оценивания параметров выступления спортсмена, что часто нарушает баланс элементов техники и артистизма. При этом объективность и точность экспертной оценки формируется из визуальных впечатлений эксперта от выступления спортсмена или команды.

Методы исследования. Методологической основой исследования являются объяснение феномена артистизма в ракурсе теории М. Хайдеггера о расположении и Присутствии человека в Бытии, а также с позиции эстетической функция искусства (М. Бахтин). В рамках исследования были использованы общенаучные методы: обзор терминологического аппарата для выявления показателей критерия артистизма, метод системного анализа, сбор и анализ информации, классификация и систематизация полученных данных; эмпирические: анкетирование, интервьюирование и включенный мониторинг респондентов по проекту, синтез показателей, характерных для оценочного критерия артистизма в технико-эстетических видах спорта. Проектные действия были реализованы авторской группой исследователей за период с июня 2019 года по июль 2021 года.

Результаты. Исследование феномена артистизма как эстетического явления отражено в трудах Д. Дидро, Г. Зиммеля, М. Бахтина, Н.Н. Евреинова, А.Ф. Лосева, М.С. Кагана, Н.А. Хренова. В работах по проблемам театра описаны особенности эстетической природы и художественные параметры артистизма (К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов, М.А. Чехов, А.Я. Таиров, П. Брук, Б. Брехт, М. Рейнхард, Г. Крэг, и др.). Театральное проявление артистизма подчиняется строгим правилам: артист должен обладать развитым эстетическим вкусом, высочайшим уровнем мастерства, чувством меры, способностью поэтизировать реальность. В этом случае его сценическое поведение (действие в предлагаемых обстоятельствах) производит эффект эстетического воздействия и вовлекает зрителя спектакля в процесс эмоционального переживания [2, 6]. Ведь «артистический жест подобен вспышке, рождающей иррациональное упоение самим чувством жизни. Он указывает на свободу, способность к игре, импровизации, творчеству» [11, с. 577].

С позиции философско-культурологического анализа феномен артистизма можно рассматривать как сложное и диалектическое образование культуры. Еще в эпоху античности артистизм связывается с телесной сущностью человека, с потенциальной способностью к многовариантному выражению себя, своей человеческой натуры. Жесты, слово, пластика – вот инструменты, которые способствовали самораскрытию человека, его презентации, поиску своего места в сложном и неоднозначном мире. С телесностью древнегреческого спортсмена связан и образ спорта. Эстетическая значимость физического спортивного движения человеческого тела заключалась в визуальном выражении. Известно, что в Древней Греции проповедовался культ красоты – это культ человеческого тела. В работе над его совершенствованием применялся принцип целостности телесности с духовным началом, а методами выступали гимнастика и агонистика [7]. В первом случае это – общее физическое воспитание, во втором – специальная подготовка и участие в состязаниях. И сегодня согласимся с Титовым П.Б. – «эстетика спорта основывается на чувственном впечатлении от телесных реализаций спортивных событий, и ее непосредственным предметом является актуальное воплощение присутствия человеческой телесности в спортивной ситуации и актуальное преображение этой телесности» [16, с.14].

Спортивная техника как критерий оценки в современной спортивной практике представляется как осознанное на рациональном уровне целеполагание, направленное на исполнение или спортивно-физических движений в каждом подходе, или упражнения спортсмена. С помощью телесных движений он достигает конкретного эффективного результата в схеме упражнения, проявляя, при этом связь волевой способности и мышечных усилий в необходимой мере для исполнения спортивных правил, преодолевая обстоятельства состязания или условия внешней среды. А пластическая выразительность проявляется, прежде всего, в чистоте и точности выполнения движений и двигательных действий в конкретном виде спорта. Поиск баланса техники и артистизма должен доводить конструкцию всей спортивной программы в целом до такого композиционного совершенства, чтобы не только сложность технических упражнений, но и ее художественно-смысловое содержание оказывались доступными для визу- альных впечатлений и целостного восприятия зрителей, а вместе с ними и членов судейских коллегий. По мнению Корсак Н.И «основная задача, возлагаемая на артистизм, как на составляющую упражнения, состоит в том, чтобы донести до зрителей эмоции и выразить идею упражнения» [10, с. 136]. Многолетние действия специалистов технических комитетов FIN, FIG, WDSF закрепляют в правила этих видов спорта пластическую выразительность, эмоциональность, зрелищность в едином термине артистизма, такая содержательная многозначительность в определении артистизма во многих случаях приводит к неоднозначности оценочных суждений судейских коллегий.

Действующие международные федерации художественной и спортивной гимнастики, спортивных бальных танцев или синхронного плавания, как и другие спортивные организации многие годы пытаются проводить исследования, чтобы, оставаясь на грани спорта и искусства, согласовать объективность количественных показателей и художественность эстетических критериев в системе оценивания [5, 9, 12, 14]. Пока не удается полностью отказаться от данной системы «объективной субьективности», поэтому важной задачей научных исследований социокультурной сферы остается необходимость разработки системы, которая опиралась бы на баланс четких критериев оценки технического уровня исполнительского мастерства и показатели уровня артистизма спортсменов. Владение высокой техникой исполнительского мастерства в спортивной гимнастике не всегда в выгодном свете отличает спортсмена, который владеет специфической визуальной выразительностью артистизма в подготовке. Вместе с тем, выразительное представление композиции выступления спортсмена с артистической харизмой становится совершенным, хотя и обязано быть сложным по набору включенных в него необходимых технических элементов, которые определены правилами вида спорта. Вспомним «космические упражнения» на перекладине в исполнении, четырехкратного Олимпийского чемпиона, гимнаста Алексея Немова, выступление которого не поддержали по непонятным причинам судьи, а зрители 15 минут освистывали это решение на Олимпиаде в 2004 году в Афинах. В настоящее время многие спортсмены, которые представляют технико-эстетические виды спорта достаточно сложные комбинации технических элементов выполняют на высочайшем профессиональном уровне. Такие примеры вызывают особенный интерес аудитории зрителей-болельщиков, именно поэтому значимость фактора артистизма в исполнительском мастерстве спортсмена вырастает, а система оценивания критерия усложняется.

Исследователь основ художественной гимнастики Р.А. Варшавская резонно считает выразительность или артистичность спортсмена результатом проявления двигательных эмоций в ходе выступления, когда качество выразительности прямо зависит от верности школе движений, выраженном апломбе личности, темпоритмической динамике и широте амплитуды выполнения технических элементов [4]. Известный наставник актерского мастерства и непосредственная ученица К.С. Станиславского Л.П. Новицкая, формулирует пластическую выразительность как «ясность эмоционального содержания сценического действия» [13]. Особенно близким к точности формулировки критерия артистизма видится позиция основателя русской классической балетной школы М.М. Фокина, когда целостность оценки определяется для начала мастерством, затем следует «полнота и искренность чувства, ясность его выражения» [18, с. 102]. Представленные разнообразные аспекты понятия «артистизм», на наш взгляд, становятся основополагающими для определения критериев оценки и в спорте, и в искусстве. И когда в своем выступлении спортсменка в художественной гимнастике или пара в спортивных бальных танцах синтезирует сбалансированную целостность художественной точности выполнения программы с многообразием технических элементов, свободной пластической выразительностью и динамикой физических движений, дополняя их амплитудными, сложными прыжками, легкостью и телесной раскованностью пластической схемы компонентов движения, создается композиционная целостность. Именно такая целостность и транслирует зрителю единство изящества внешней формы и глубину внутреннего содержания. Именно таким образом и возникает в практике человеческой деятельности «гармония виртуоза» на грани искусства и спорта, к созерцанию которой всегда стремятся не только зрители в художественных зрелищах, но и болельщики в спортивных баталиях.

Исследование мнений специалистов по спортивным бальным танцам, проведенное в форме анкетного опроса и интервьюирования в 2019-2020 гг. на базе Союза Танцевального Спорта Краснодарского края позволило выявить перспективы дальнейшего роста и совершенствования исполнительского мастерства. И 96% опрошенных респондентов склонны видеть их не только в укреплении технической базы, но и в развитии артистизма. И подавляющее большинство участников исследования сошлись во мнении, что артистизм как компонент оценки исполнительского мастерства спортсменов должен получить более четкие критерии и понятные показатели в оценке выступления. В результате анкетирования более 100 спортсменов, тренеров, судей и зрителей проектов СТСК получены сводные материалы исследования и сформирован широкий перечень показателей критерия артистизма (таблица 1).

Единства в характеристиках показателей артистизма, как от опрошенных тренеров, так и от действующих спортсменов, добиться не удалось, а широкое число показателей оценочного критерия создает еще более значительную судейскую неопределенность для спортивной практики. Это подтверждает и синонимическое сходство содержательных характеристик показателей артистизма. Например, в словарях С.И. Ожегова и В.И. Даля понятие «элегантный» имеет сходство с опреде- лением – «изящный», «изысканный», а понятие «грациозный» звучит как «изящный в движениях, стройный». Следовательно, возможно их рационально объединить в содержательность единого критерия артистизма.

Таблица 1.

Показатели критерия артистизма

Наименование показателя

Кол-во (в %)

Выразительность программы исполнения

98,5

Непринужденность исполнения программы

82

Легкость исполнения программы

80

Грациозность исполнения программы

75

Изящество линий в исполнении программы

79

Темперамент исполнения программы

53

Музыкальность исполнения программы

58

Передача настроения зрителю в программе

62

Современная техника исполнения программы

43

Школа движений исполнения программы

60

Акцентирование жестов спортсмена в исполнении программы

30

Гимнастическая осанка спортсмена в исполнении программы

78

Индивидуальный почерк в исполнении программы

72

Точность и чистота исполнения программы

82

Юмор в исполнении программы

30

Четкость исполнения программы

60

Элегантность спортсмена в исполнении программы

78,8

Задор спортсмена в исполнении программы

64

Оригинальность программы исполнения

68

Культура движений спортсмена

67

Эмоциональность спортсмена

82

Одухотворенность спортсмена в исполнении

61

Смена ритма движений

28

Законченность движений

64

Обаяние спортсмена

42

Виртуозность спортсмена

85,5

Композиционная целостность исполнения программы

55

Драматизм программы исполнения

61,5

Образность программы исполнения

98

Гармоничность программы исполнения

89

Сложность программы исполнения

40

Результаты. Более 30 различных показателей могут характеризовать смысловую специфику артистизма как многомерного понятийного фактора. Углубленный анализ с учетом процентного соотношения мнений респондентов, позволяет определить наиболее существенные показатели критерия:

  • •    для спортсменов:

  • •    индивидуальность (72%);

  • •    гимнастическая осанка (78%);

  • •    изящество линий (79%);

  • •    легкость (80%);

  • •    грациозность (75%);

  • •    выразительность (98,5%);

  • •    элегантность (78,8%);

  • •   виртуозность программы исполнения (85,5%);

  • •   непринужденность (82%);

  • •    для тренеров:

  • •    композиционная целостность исполнения программы (55%)

  • •    драматизм программы исполнения (61,5%)

  • •    гармоничность программы исполнения (89%)

  • •   сложность программы исполнения (40%)

  • •   оригинальность программы исполнения (68%);

  • •    эмоциональность программы исполнения (82%);

  • •    образность программы исполнения (98%).

Артистизм как содержательный критерий значения оценки исполнительского мастерства спортсменов определяется сбалансированностью эстетических показателей: виртуозности, образности, непринужденности, элегантности и выразительности выполнения спортивного результата в технико-эстетическом виде спорта (на примере бальных спортивных танцев).

Выводы. Наше исследование может быть продолжено в двух аспектах: анализом ранжирования плотности результатов спортсменов по спортивным результатам, а также по эстетическим компонентам исполнительского мастерства. Перечисленные в исследовании показатели критерия артистизма, должны стать не только точными и объективными по четкости содержательных определений, но быть разъяснены в дополнительной программе повышения квалификации судей и тренерского корпуса, а также войти в дополнительный регламент в качестве приложений к правилам проведения спортивных состязаний, чтобы без субъективности использоваться и учитываться судьями.

Необходимо, выстраивая каждое спортивное упражнение, учитывать визуальность влияния процесса выступления на зрителя, создавать архитектонику образной целостности вида спорта с гармонией эстетического взаимодействия составляющих компонентов программы исполнительского мастерства, синтезировать в единое художественно-спортивное целое технически сложные элементы, чистоту их исполнения по шкале вида спорта, композиционное построение программы и артистизм ее исполнения спортсменом. В работе со спортсменами стоит использовать специальные упражнения по актерскому мастерству и пластической выразительности.

Список литературы Артистизм как критерий оценки в технико-эстетическом виде спорта (на примере спортивных бальных танцев)

  • Бажанова Р.К. Феномен артистизма: автореф. дис. ... канд. философ. наук : 24.00.01 / Римма Кашифовна Бажанова. - Казань, 2003. - 17 с.
  • Бажанова Р.К. Феномен артистизма и его театральные разновидности / Р.К. Бажанова // Обсерватория культуры. - 2010. - № 4. - С. 42-49.
  • Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gramota.ru/ Дата обращения 13 августа 2021
  • Варшавская Р.А. Художественное движение как часть эстетического и физического воспитания: дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Роза Абрамовна Варшавская. - Л., 1946. - 130 с.
  • Винер И.А. Уровень артистичности гимнасток на этапе начальной и специализированной подготовки / И.А. Винер // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3 (85). - С. 49-53.
  • Запашний Е.А. Понятия «артистизм» и «актерское мастерство» в современной психологии искусства и педагогике / Е.А. Запашний // Культура, искусство, образование в современном мире: вопросы теории и практики: Сборник научных трудов Высшей школы музыки им. А. Шнитке (институт) РГСУ. - М.: КТ «Буки-Веди», 2019. - С. 169-172.
  • Кашкарова Д.А. Телесность спортсмена в контексте культурной индустрии / Д.А. Кашкарова // Тезисы докладов ХЬУИ научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного Федерального округа: Материалы конференции. - Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2020. - 173 с.
  • Карпенко Л.А. О выразительности, артистизме, эмоциональности в гимнастике / Л.А. Карпенко, О.Г. Румба // Избранное из научно-методических работ по эстетической гимнастике: сборник трудов: к 10-летию эстетической гимнастики в России / Санкт-Петербургская Спортивная Федерация эстетической гимнастики. - Санкт-Петербург, 2012. - С. 21-24.
  • Кашина А.Д. Критерии оценки артистизма девушек при выполнении соревновательной программы по фитнес-аэробике в дисциплине «аэробика» / А.Д. Кашина, Т.В. Заячук // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. - Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2017. - С. 628-631.
  • Корсак Н.И. Некоторые аспекты развития артистизма в художественной гимнастике / Н.И. Корсак // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию факультета физической культуры и спорта Нижневартовского государственного университета. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2015. - С. 134-137.
  • Кривцун О.А. Артистизм как соблазн Соперничества искусства и жизни / О.А. Кривцун // Искусствознание. - 2007. - № 3-4. - С. 567-599.
  • Мазепа И.А. Компоненты аритистизма и методы их развития / И.А. Мазепа // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - №1 (59). - С. 42-46.
  • Новицкая Л.П. Элементы психотехники актерского мастерства: тренинг и муштра / Л.П. Новицкая. - М.: ЛЕНАНД, 2015. - 163 с.
  • Приходько Н.К. Критерии артистизма и их влияние на формирование оценки спортивного мастерства (анализ источников литературы) / Н.К. Приходько, И.Н. Закасовская // Современные проблемы физической культуры и спорта: Материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции. - Хабаровск: Дальневосточная государственная академия физической культуры, 2017. - С. 274-278.
  • Романова Е.В. Основные параметры артистизма / Е.В. Романова // Вестник МГУКИ. - 2011. - №2. - С. 90-93.
  • Титов П.Б. Антропологические аспекты концепта «телесность» в философии спорта: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13 / Павел Борисович Титов. -Москва, 2015. - 29 с.
  • Торопова А.А. Конструирование телесности в культуре постмодерна : автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.13 / Анастасия Александровна Торопова. - Волгоград, 2017. - 28 с.
  • Фокин М.М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, интервью, открытые письма / М.М. Фокин. - М.: Планета музыки, 2019. - 520 с.
Еще
Статья научная