Автобиографическое начало "Стихотворений двух тысячелетий" В. С. Баевского

Бесплатный доступ

На примере «Стихотворений двух тысячелетий» анализируется автобиографическое начало лирики смоленского литературоведа и писателя В. С. Баевского. Актуальность исследования обусловлена малоизученностью творческого наследия филолога, а также отсутствием анализа его стихотворений с точки зрения автобиографического начала. Цель работы - рассмотреть особенности проявления автобиографического начала в лирике Баевского. Использованы биографический, культурно-исторический и сравнительно-сопоставительный методы исследования. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что автобиографическое начало реализуется в сюжете, на уровне системы образов и обработки жизненного материала. Это позволяет воссоздать реальных личностей (из сферы науки и литературы), не только автобиографические, но и исторические эпизоды. Для лирики Баевского свойственно фиксирование, документальное свидетельство написанного, которое проявляется в указании конкретного места, «автобиографического пространства» и времени. В стихотворениях нашло отражение архивное наследие Баевского (эпистолярий, дневники), посредством которого стало возможным реконструировать ситуацию общения писателя и его адресатов. Лирика, в которой обнаруживается автобиографическое начало с опорой на документальные свидетельства, обладает дневниковым, исповедальным характером. Благодаря наличию литературных подтекстов и стилизаций лирика приобретает обобщенное звучание.

Еще

В. с. баевский, автобиографическое начало, документальность, человеческий документ, исповедальность, дневник, образ

Короткий адрес: https://sciup.org/147240760

IDR: 147240760   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2023.896

Список литературы Автобиографическое начало "Стихотворений двух тысячелетий" В. С. Баевского

  • Баевский В. С. Пастернак: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Изд-во МГУ, 1997. 112 с.
  • Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. № 4. С. 135-152.
  • Каспэ И. Когда говорят вещи: документ и документность в русской литературе 2000-х. М.: Издательский дом Государственного университета Высшей школы экономики, 2010. 48 с.
  • Кустова А. В. Советская цензура детской литературы на примере произведений К. И. Чуковского // Вестник Московского университета печати. 2005. № 8. С. 45-48.
  • Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Акад. проект, 2002. 542 с.
  • Павлова Л. В., Романова И. В. Литературная и внелитературная реальность «Романа одной жизни» Вадима Баевского // Литературные знакомства. 2020. № 48. С. 255-268.
  • Романова Г. И. Автобиографические жанры // Литературная учеба. 2003. № 6. С. 195-199.
  • Рубинс М. Русский Монпарнас: парижская проза 1920-1930-х годов в контексте транснационального модернизма. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 325 с.
  • Сарнов Б. Сталин и писатели. Книга первая. М.: Эксмо, 2009. 832 с.
  • Сегал Д. М. Пути и вехи: русское литературоведение в двадцатом веке. М.: Водолей, 2011. 207 с.
  • Rutz A., Elit S., Kraft S. Egodocumenten. A virtual conversation with Rudolf M. Dekker // Zeitenblicke. 2002. Vol. 1, № 2. P. 1-28.
Еще
Статья научная