Б. Ф. Малешевский и его вклад в развитие пенсионной системы дореволюционной России

Автор: Шабанова Оксана Владимировна, Шаброва Анастасия Дмитриевна

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Рубрика: Социология и политология

Статья в выпуске: 2 (24), 2016 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена истории становления и развития пенсионной системы в дореволюционной России. Во второй половине XIX века окончательно сформировалась система пенсионного обеспечения государственных служащих из положений и расчетов Б. Ф. Малешевского, которые в дальнейшем были заимствованы западноевропейскими специалистами в области страхового пенсионного обеспечения и легли в основу пенсионных систем ряда стран.

Дореволюционная Россия, социальное развитие общества, пенсионное обеспечение, эмеритальные классы

Короткий адрес: https://sciup.org/14114339

IDR: 14114339

Текст научной статьи Б. Ф. Малешевский и его вклад в развитие пенсионной системы дореволюционной России

Начало истории пенсионной системы в России не имеет точной даты. Принято считать, что зачатки пенсионной системы впервые проявились во времена правления Петра I. Благодаря его реформам первыми пенсионерами, которые стали получать денежное содержание по выходу в отставку, стали морские офицеры. Хотя сам термин «пенсия» тогда не применялся. Согласно нормам, закреплённым в Морском уставе 1720 года, «премию по старости» могла назначать верховная власть в лице государя императора [2].

Необходимо отметить, что указанный документ впервые закреплял право жён и детей погибшего офицера на денежное содержание при потере кормильца. После смерти венценосного реформатора дальнейшее развитие пенсионной системы России надолго забуксовало. Сказывалась инертность государственной машины и несогласованность в принятии решений различными структурами государственной власти.

Последовавшая череда дворцовых переворотов и постоянная борьба элит за влияние на российское самодержавие не оставляли шансов тому, чтобы пенсионная система Российской империи полноценно развивалась [2].

Экономическое развитие России отставало от экономического развития большинства стран Европы. Наполняемость государственной казны оставляла желать лучшего. На протяжении веков расходная статья бюджета значительно превышала доходы. Закрепощение крестьянства, отсутствие передовых технологий и средств производства были тем тормозом, который на долгие годы стал препятствием полномасштабным социальным реформам в стране. Огромные средства тратились на колонизацию и освоение Сибири и Дальнего Востока. Военная доктрина России включала в себя постоянное перевооружение армии и строительство оборонительных линий по периметру обширных границ государства. На это отвлекались баснословные средства из бюджета. Повсеместно преобладало кустарное производство, которое не отвечало растущим потребностям внутреннего и внешнего рынков. Назрела необходимость реформирования самих основ организации производства в стране. Государственная казна несла расходы по организации и функционированию новых промышленных предприятий. Пенсионная система просто не могла функционировать в госу- дарстве, где промышленность (основной донор бюджета) находилась в зачаточном состоянии. Во второй половине XVIII века быстрыми темпами формируется капиталистический (промышленно-мануфактурный) уклад российской экономики. С 1769 года в России начинают печатать бумажные деньги, однако безудержная эмиссия привела к девальвации рубля и стремительному обнищанию населения [6]. В начале XIX века, несмотря на усилия Павла I, российский рубль ассигнациями стоил 67 копеек серебром. На этом фоне расходование средств бюджета выглядело так: 88 % выделялось на содержание армии и флота, 11 % ежегодно уходило на содержание двора императора. На социальные нужды (здравоохранение, просвещение и т. п.) выделялось не более 1 % [6].

Социальное развитие общества неразрывно связано с уровнем доходов и распространением бедности. Нельзя рассматривать пенсионную систему в отрыве от макроэкономической системы Российского государства. Поэтому принципы, лежащие в основе создания пенсионной системы, близки с принципами реформирования социальной политики всего государства [4].

В 1827 году в России был принят Устав о пенсиях и единовременных пособиях.

Пенсии были положены лишь крупным чиновникам и лицам, которые являлись крупными армейскими чинами. Пенсионное обеспечение того времени распространялось на весьма ограниченный круг лиц. К этому кругу принадлежали служившие при дворе императора высшие военные и полицейские чины. Размер пенсионного обеспечения или, как его тогда именовали, финансового вспомоществования определялся индивидуально для каждого претендента и проходил процедуру утверждения государем [5].

Только во второй половине XIX века окончательно сформировалась система пенсионного обеспечения государственных служащих. Вышедшие в отставку чиновники получали пенсион из эмеритальных касс. Эмеритальные кассы — это кассы, которые производили страхование пенсий и пособий за счёт взносов (обязательных отчислений) из заработной платы будущих пенсионеров. Из этих же касс производились выплаты пособий вдовам государственных служащих и их детям, оставшимся сиротами. Крестьянство и наёмные работники (пролетариат) право на пенсионное обеспечение не имели. Однако в 1912 году были приняты законы «Об обеспечении рабочих на случай болезни» и «О страховании от несчастных случаев» [4, 6]. Тем самым в России было положено начало пенсионному обеспече- нию широких слоёв населения страны. В государствах Европы это уже давно стало цивилизованной нормой. Лишь под давлением либеральных партий России и ширящегося забастовочного движения царское правительство пошло на этот шаг. К 1914 году правом на государственное пенсионное обеспечение обладали следующие категории государственных служащих:

  • —    чиновники всех ведомств и всех классных чинов;

  • —    офицеры и прапорщики силовых ведомств (армии, флота, жандармского корпуса, таможни и пограничной стражи);

  • —    учителя (гимназий, начальных и духовных училищ, народных школ и т. п.);

  • —    профессорско-преподавательский состав (институтов, университетов и других высших учебных заведений);

  • —    инженеры и научные работники казенных заводов;

  • —    врачи, фельдшеры и обслуживающий персонал казенных больниц и госпиталей;

  • —    рабочие казенных заводов [5].

Такая эволюция пенсионной системы обусловлена развитием промышленного производства в России на рубеже XIX—XX веков. Всё возрастающие объёмы товарного производства и, как результат, рост числа наёмных рабочих (пролетариата) вызывали необходимость переосмысления и реформирования пенсионной системы государства. Появляются страховые сберегательные и пенсионные кассы, которые требовали вовлечения самых широких масс пролетариата. Пенсионная система России неуклонно эволюционировала, и результаты этих изменений были весьма положительные. Опыт пенсионного обеспечения России привлёк внимание европейских специалистов. В 1892 году на Международном конгрессе железнодорожников, который проходил в Санкт-Петербурге, западные специалисты в области пенсионного обеспечения перенимали опыт у своих российских коллег в части построения пенсионных страховых касс, которые успешно функционировали на государственных железных дорогах России.

В 1895 году в Брюсселе на Международном конгрессе актуариев (специалистов по разработке и внедрению страховых тарифов) реформы, которым подверглось пенсионное обеспечение России, получили самую высокую оценку международного профессионального сообщества. Было отмечено, что проведенная подготовительная работа по составлению таблиц, по которым должны исчисляться пенсии, выполнена на самом высоком уровне. Эту кропотливую ра- боту по заданию правительства провёл известный математик Болеслав Фомич Малешевский [1]. В 1890 году в Санкт-Петербурге вышел его фундаментальный труд «Теория и практика пенсионных касс». Учёный подготовил и представил подробное сочинение, в котором содержался материал, необходимый для устройства и функционирования пенсионных касс России. В Европе подобного научного труда в тот период ещё не было, и многие из положений и расчетов Б. Ф. Малешевского были заимствованы западноевропейскими специалистами в области страхового пенсионного обеспечения и легли в основу пенсионных систем ряда стран. Работа, которую проделал ученый, была столь сложна и многогранна, что одни современники называли автора гением, а другие именовали умалишенным. Вот как о Малешевском в своих мемуарах вспоминал знаменитый граф С. Ю. Витте: «…Ма-лешевский был человек большого ума и математического образования; по натуре своей он принадлежит к тому классу людей, которые имеют в своём уме нечто особенное, что отличает их от обыденных людей, но что эта особенность их ума, с другой стороны, ставит таких людей на грань между нормальным человеком и сумасшедшим, — это обыкновенное свойство почти всех гениальных людей...» [1].

Болеслав Фомич Малешевский, магистр физико-математических наук, профессор, тайный советник, кавалер орденов Святой Анны 1-й сте пени и Святого Владимира 2-й степени, родился в 1844 году в дворянской семье. Его родители имели поместье в Гродненской губернии. Отец мечтал о военной карьере для своего сына. Ма-лешевский поступает в Александровский кадетский корпус и успешно его оканчивает. Однако неординарные способности к точным наукам привели молодого человека в стены Варшавской главной школы (университета), где он в числе лучших выпускников получает степень кандидата математических наук. С математикой будет связана вся его дальнейшая деятельность. Ма-лешевский на основе теории вероятностей разработал и внедрил первые пенсионные кассы в России. Профессору Малешевскому принадлежит огромная заслуга в разработке принципов формирования пенсионных накоплений. В своих трудах он обращал внимание на то, что пенсия — это социальная компенсация тому человеку, который в силу возраста либо иных причин не может получать заработную плату.

Малешевский утверждал, что человек, который ушёл с рынка труда по достижению им преклонного возраста, вправе рассчитывать на социальную компенсацию [3]. Он не говорил о том, что пенсия должна создать условия для достойной жизни человека, но базовые принципы социальной компенсации трудящемуся были заложены именно им. В предисловии к своему монументальному труду «Теория и практика пенсионных касс», который увидел свет в 1890 году, Малешевский писал: «...Если предпринятый нами труд будет способствовать выяснению практической важности затронутых в нём вопросов, приобретающих постепенно возрастающее из года в год значение, и если, таким образом, — путём выяснения важности пенсионных касс и опровержения противоположных мнений, появляющихся ныне даже в печати и свидетельствующих, по нашему мнению, о далеко недостаточном знакомстве с главными основаниями страхового дела, — вопрос об обеспечении будущности служащих и их семейств станет, наконец, на правильную почву, то мы сочтём себя в достаточной степени удовлетворёнными и будем уверены, что наш посильный труд действительно принёс ожидаемую от него долю пользы...» [3].

Необходимо отметить, что пенсионная система России, началом реформирования которой принято считать 1912 год, продолжала формироваться вплоть до 1922 года. Именно тогда она приобрела всеобщий характер в рамках новой системы социального страхования населения. Значительно позже советским правительством были приняты законы «О государственных пенсиях» (в 1956 году) и «О пенсиях и пособиях членам колхозов» (в 1964 году).

Пенсионная система является интересным объектом для изучения. Было написано немало трудов и опубликовано много научных статей, но до сих пор эта тема остаётся актуальной для многих исследователей.

  • 1.    Витте С. Ю. Воспоминания, мемуары : в 2 т. М. : АСТ ; Минск : Харвест, 2002. Т. 2. 798 с.

  • 2.    Дегтярев Г. П. Пенсионное обеспечение государственных служащих в Российской империи в 18—19 веках // Пенсия. 1997. № 10. С. 58—64.

  • 3.    Малешевский Б. Ф. Теория и практика пенсионных касс : в 5 т. СПб., 1889—1890.

  • 4.    Платонов О. А. Экономика русской цивилизации. М. : Родник, 1995. 384 c.

  • 5.    Павлов В. А. История российской политической экономии : пособие для студентов гуманитарных вузов. М. : Аспект Пресс, 1995. 256 с.

  • 6.    Фридман М. И. Государственное хозяйство и денежное обращение в России (1913—1919). М., 1919. 38 с.

Список литературы Б. Ф. Малешевский и его вклад в развитие пенсионной системы дореволюционной России

  • Витте С. Ю. Воспоминания, мемуары: в 2 т. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. Т. 2. 798 с.
  • Дегтярев Г. П. Пенсионное обеспечение государственных служащих в Российской империи в 18-19 веках//Пенсия. 1997. № 10. С. 58-64.
  • Малешевский Б. Ф. Теория и практика пенсионных касс: в 5 т. СПб., 1889-1890.
  • Платонов О. А. Экономика русской цивилизации. М.: Родник, 1995. 384 c.
  • Павлов В. А. История российской политической экономии: пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Аспект Пресс, 1995. 256 с.
  • Фридман М. И. Государственное хозяйство и денежное обращение в России (1913-1919). М., 1919. 38 с.
Статья научная