Балтийская ассамблея: дискурс и ее роль на современном этапе
Автор: Коневских О.В.
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Политика
Статья в выпуске: 5, 2022 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию деятельности Балтийской ассамблеи на современном этапе, в частности, определению её позиции по отношению к России. Балтийская ассамблея рассматривается в работе в качестве примера минилатерального сотрудничества государств. В результате исследования сделан вывод о том, что внешнеполитический курс Балтийской ассамблеи в отношении России почти не изменился за последние двадцать лет. Страны видят в России потенциального агрессора, соседство с которым представляет угрозу их безопасности. Сама деятельность объединения на современном этапе носит в большей степени формальный, протокольный характер. Его функционирование не помогает в выстраивании конструктивных отношений с Россией. В документах по итогам заседаний Балтийской ассамблеи декларируются лишь абстрактные тезисы стран в отношении России и не предусматриваются конкретные меры для налаживания диалога с ней.
Балтийская ассамблея, эстония, латвия, литва, страны балтии, Россия, неолиберализм, минилатеральное сотрудничество
Короткий адрес: https://sciup.org/149139882
IDR: 149139882
Текст научной статьи Балтийская ассамблея: дискурс и ее роль на современном этапе
Балтийская ассамблея (БА) – совещательный орган по сотрудничеству между парламентами Эстонии, Латвии и Литвы, где решаются вопросы, представляющие интерес для всех сторон. Главная задача ассамблеи – координация действий парламентов трёх стран, декларация общих позиций в формате резолюций, решений и рекомендаций1.
На сегодняшний день в академической литературе не так много исследований, посвящённых деятельности Балтийской ассамблеи. Чаще всего она лишь вскользь упоминается учеными при описании союзов и организаций, в которые входят Эстония, Латвия и Литва (Воротников, 2015; Auers, 2015; Romanovs, Andzans, 2017). О Балтийской ассамблее также мало говорят и в самих странах Балтии. Все это ещё больше подогревает научный интерес к исследованию данной темы для поиска ответов на вопросы: нужно ли это объединение самим странам Балтии на современном этапе или оно уже «отслужило» своё и стало пережитком прошлого; какое место отводится России в отношениях со странами Балтии; существует ли взаимодействие между Россией и Балтийской ассамблеей; помогает ли Балтийская ассамблея нормализовать отношения России с балтийскими странами.
Настоящее исследование произведено в рамках неолиберального подхода международных отношений. Выбор его обусловлен тем, что неолиберализм объясняет поведение государств на международной арене на основе их внутренней политики и отвечает на вопрос, почему содержание внешней политики государства меняется. Кроме того, именно в рамках либерального подхода была впервые широко разработана идея сотрудничества государств для поддержания мира и безопасности региона (Brummer, 2014: 35–36).
Применяя неолиберальный подход, необходимо обозначить ту его грань, которая наиболее точно подходит для исследования Балтийской ассамблеи. На наш взгляд, анализ указанного объединения в рамках учения о минилатеральном сотрудничестве кажется весьма интересным. Необходимо отметить, что в российских исследованиях понятия «минилатерализм» и «минила-теральное сотрудничество» встречаются довольно редко, в то время как на Западе сотрудниче-ствам и объединениям данного вида посвящено немало работ (McGee, 2011; Patrick, 2015; Pannier, 2015). Согласно концепции минилатерализма соответствующие объединения создаются между государствами, обладающими близким географическим положением, а также общим восприятием угроз региональной безопасности. Также минилатеральному сотрудничеству отдают предпочтение страны с общим историческим прошлым (Оленченко, Межевич, 2021: 38). Принимая во внимание членство в СССР трёх стран Балтии, а также их соседствующее географическое положение и непосредственную близость к России, можно предположить, что Балтийская ассамблея является классическим примером минилатерального сотрудничества. Так, например, оборонное взаимодействие между странами Балтии изначально возникло из-за необходимости изменения военных структур государств этого региона для обеспечения оперативной совместимости с возможностями стран – членов НАТО, а также из-за общего страха перед угрозой со стороны восточного соседа – России, который усилился после грузинского и украинского кризисов (Оленченко, Межевич, 2021: 40).
За время своего существования Балтийская ассамблея пережила годы развития и падения. Организация была основана в 1991 году – вскоре после распада СССР. В основном цель её создания была сопряжена с обеспечением выхода стран Балтии из состава СССР и обретением ими государственной независимости. Как пишет Н.М. Межевич, позднее целью сотрудничества стало обретение членства в ЕС и достижение наиболее полной интеграции с европейскими государствами (Оленченко, Межевич, 2021). После вступления стран Балтии в НАТО и ЕС деятельность регионального объединения была приведена в соответствие с новыми требованиями, то есть, можно сказать, что была нивелирована.
Регулярная сессия объединения проходит раз в год, на территории той страны, которая является председателем. По итогу заседания принимаются совместные резолюции, в которых прописывается общая позиция трёх государств по тому или иному вопросу. Председательство длится один год. Центральными темами сотрудничества стран являются безопасность в регионе, кибербезопасность, региональное сообщение (энергетика, транспорт, цифровая сфера), вопросы климата и экологии, культура и здравоохранение. Особое внимание уделяется темам, которые охватывают несколько сфер. Например, организация культурной жизни, экология, управление отходами и водородные технологии.
Наряду с регулярной сессией БА проходит также заседание Балтийского совета министров (БСМ), на котором встречаются руководители правительств Эстонии, Латвии и Литвы. На сегодняшний день цель сотрудничества этих государств – найти общие решения, учитывая частные интересы1.
Рассматривая отношения России с Балтийской ассамблеей, необходимо отметить, что РФ не обладает статусом члена или наблюдателя в этой структуре. Все контакты России с данным объединением ограничиваются взаимодействием с представителями входящих в него стран, которые происходят не так уж и часто. Однако на заседаниях Балтийской ассамблеи и Балтийского совета министров нередки упоминания о России. Так, в совместном заявлении совета и ассамблеи от ноября 2018 года говорится о необходимости ответить на «агрессивные» действия России у границ балтийских стран. «Важно, чтобы со стороны НАТО следовала защитная реакция на угрозы, возникающие в связи с провокационными действиями российских вооружённых сил, такими как неоднократное нарушение нашего воздушного пространства, крупномасштабные учения и всё большая милитаризация вдоль границы НАТО, включая развёртывание в Калининграде современных ракет «Искандер», способных нести ядерный боезаряд, и программы военной подготовки с отработкой сценариев наступления на западном направлении», – говорится в документах заседания1. Как видим, бездоказательно заявляется, что российская авиация «неоднократно нарушала воздушное пространство» стран Балтии, а Вооруженные силы РФ регулярно проводят масштабные манёвры у границ региона и отрабатывают сценарии наступления на западном направлении2.
В Балтийской ассамблее также достаточно интенсивно обсуждается тема энергетики, в частности, строительство газопровода «Северный поток – 2». «Эстония, Латвия и Литва подчёркивают, что проект газопровода “Северный поток – 2” является геополитическим инструментом России, который снизит для нее конкуренцию в энергетической сфере, изолирует Украину и сделает Европу ещё более зависимой от российского газа», – отмечается в документе БА3. Политики рекомендовали правительствам балтийских стран скоординировать действия по разработке общего регионального рынка газа.
Cтраны – участницы БА не остались в стороне от событий, происходящих на Украине. Так, 22 февраля 2022 г. на официальном сайте Балтийской ассамблеи было опубликовано заявление, в котором государства выразили решительное осуждение признания Россией независимости ДНР и ЛНР и ввода ею войск в эти районы. «Государства – члены БА расценивают это как очередное посягательство на независимость и территориальную целостность Украины, а также грубое нарушение международного права»4. Балтийские страны также в один голос призвали к изменению подхода к выстраиванию отношений с Российской Федерации внутри объединения: «Европа должна готовиться к худшему и осознавать, что недавнее решение Президента Российской Федерации о признании независимости самопровозглашенных Луганской и Донецкой Народных Республик является лишь началом серии крайне агрессивных, насильственных и неуважительных действий, чтобы проверить пределы терпения Европы и ее лидеров»5 .
24 февраля 2022 г. страны – участницы Балтийской ассамблеи сделали новое заявление, посвящённое действиям России на Украине, в котором осудили происходящее и призвали РФ «незамедлительно прекратить атаки на независимое государство, которое активно поддерживает Европейский союз и НАТО, и остановить все дальнейшие провокации, нацеленные на Украину», а также подтвердили свою полную поддержку и солидарность с Украиной и её народом6 .
14 марта 2022 г. Балтийская ассамблея опубликовала еще одно совместное внешнеполитическое решение, согласно которому объединение поддерживает отстранение России от участия в Парламентской конференции по сотрудничеству в регионе Балтийского моря до тех пор, пока взаимодействие с ней снова не станет возможным в соответствии с основополагающими принципами международного права7.
Изучая документы, принятые на 40-й сессии Балтийской ассамблеи, которая проходила в Вильнюсе в ноябре 2021 г., можно чётко понять позицию объединения по отношению к России. Участники сессии обсудили сотрудничество в регионе, энергетическую проблему и роль стран Балтии в решении проблем безопасности на внешних границах ЕС. Объединённую позицию стран в отношении России хорошо демонстрирует итоговый документ Балтийского совета министров, а также слова представителей стран на заседании Балтийской ассамблеи. Так, заместитель председателя делегации Эстонии в БА Свен Сестер, отмечая, что энергетика – одна из важных тем работы ассамблеи, заявил: «Принимая во внимание как безопасность, так и повседнев- ную жизнь населения, всё важнее становится синхронизация работы наших электросетей с Европой и отсоединение их от России. Это непросто, но это должно быть сделано уже к 2025 году»1. В итоговом документе Балтийского совета министров Россия упоминается в контексте потенциального агрессора. В нём говорится, что «сохранение военного присутствия НАТО и союзников в странах Балтии и готовность к коллективной обороне остаются ключевыми элементами надежного сдерживания, особенно в контексте агрессивной военной позиции России». Подчёркивается, что «она остается самой большой угрозой безопасности для стран Балтии и НАТО». Говоря о взаимодействии с РФ, страны Балтии выступают за сохранение последовательного подхода в выстраивании отношений с ней, основанного на пяти принципах, принятых ЕС в марте 2016 года2. Также они приветствуют всеобъемлющую стратегию ЕС в отношении России, которая направлена на прекращение внешней агрессии Кремля, а также внутренних репрессий при одновременном укреплении партнёрских отношений с гражданским обществом и народом России. Страны Балтии заявляют, что необходимо продолжать отстаивать демократические ценности и настаивать на том, чтобы РФ выполняла свои международные обязательства3.
Резюмируя все вышесказанное, можно прийти к выводу, что внешнеполитический курс Балтийской ассамблеи в отношении России почти не меняется с течением времени. Страны видят в РФ потенциального агрессора, который в любое время может «напасть» на них.
Если посмотреть на саму деятельность Балтийской ассамблеи, то можно заметить, что она носит формальный характер. Мероприятия осуществляются размеренно, без экстренных заседаний: раз в год проводится ежегодная сессия, которая, как правило, совмещена с заседанием Балтийского совета министров. Поэтому сложно не согласиться с мнением Н.М. Межевича (Олен-ченко, Межевич, 2021), который отметил, что деятельность БА представляет собой в основном реагирование на текущие события без чётко сформулированных стратегических целей внешней и внутренней политики .
Таким образом, на сегодняшний день Балтийская ассамблея выступает в роли дополнительной площадки для встреч представителей трёх государств, однако нельзя сказать, что она является центральным местом для выработки единой политики стран-участниц. Регулярная сессия ассамблеи проходит всего раз в год, а чрезвычайные заседания в последние годы не объявлялись. Также нельзя точно сказать, что её функционирование помогает в налаживании отношений с Россией, так как в итоговых документах объединения декларируются лишь абстрактные тезисы стран в отношении РФ, но не предлагаются конкретные меры для налаживания диалога с ней. В принятых документах Балтийской ассамблеи и Балтийского совета министров за последнее время не просматриваются предпосылки для инициатив по установлению и поддержанию деловых связей с Россией, в том числе с целью нормализации отношений между ней и странами Балтии.
Список литературы Балтийская ассамблея: дискурс и ее роль на современном этапе
- Воротников В.В. Внешняя политика государств Балтии в начале XXI века. М., 2015. 272 с.
- Оленченко В.А., Межевич Н.М. Вишеградская группа и Балтийская ассамблея: коалиции внутри Евросоюза в российском внешнеполитическом восприятии // Балтийский регион. 2021. Т. 13, № 3. С. 25-41. DOI: 10.5922/2079-8555-2021-3-2 EDN: OUPBPG
- Auers D.Comparative Politics and Government of the Baltic States: Estonia, Latvia and Lithuania in the 21st Century. L., 2015. 269 р. DOI: 10.1057/9781137369970
- Brummer C.J. Minilateralism: How Trade Alliances, Soft Law and Financial Engineering are Redefining Economic Statecraft. Cambridge, 2014. 220 р. DOI: 10.1017/CBO9781107281998
- McGee J.S. Exclusive Minilateralism: an Emerging Discourse Within International Climate Change Governance? // Portal. Journal of Multidisciplinary International Studies. 2011. Vol. 8, iss. 3. Р. 1-29. DOI: 10.5130/portal.v8i3.1873
- Pannier A. Le "Minilateralisme": Une Nouvelle Forme de Cooperation de Defense // Politique Etrangere. 2015. Vol. Printmps, iss. 1. Р. 37-48. 10.3917/pe.151.0037 (на фр. яз.). DOI: 10.3917/pe.151.0037
- Patrick S. The Unruled World: The Case for Good Enough Global Governance // Foreign Affairs. 2014. Vol. 93. Р. 58-73.
- Romanovs U., Andzans M. The Trilateral Military Cooperation of the Baltic States in the "New Normal" Security Landscape // Security in the Baltic Sea Region: Realities and Prospects. RTga, 2017. Р. 14-22.