Базовые модусы реальности художественной картины мира в живописи

Автор: Климова Ольга Михайловна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Культура

Статья в выпуске: 9, 2018 года.

Бесплатный доступ

Целью статьи является анализ художественной картины мира. В контексте структуры авторской модели обоснована взаимообусловленность принципов и подходов к существованию образа-концепта, перевоплощающего реальные объекты и явления в знаково-символические формы, и утверждается, что при помощи художественного языка объекты и явления преображаются в художественный образ-концепт, далее - в художественный образ-символ. Автором предлагается рассмотрение основных объективизирующих средств живописи посредством структурированных совокупностей цветовых сочетаний и фактур красочной поверхности и сделано утверждение о возможности репрезентации фактов и аспектов бытия природы, человека, общества и культуры в рамках физиопластической и идеопластической ориентации. Автор приходит к выводу, что базовые модусы художественной картины мира в живописи репрезентируются средствами образов-подобий, образов-метафор, образов-олицетворений, образов-аллюзий, образов-абстракций и образов-символов, отражающих внешний план бытия в их визуально-предметном статусе, а внутренний план бытия в эмоционально-чувственной и гносеологической освоенности.

Еще

Художественная картина мира, художественный образ-концепт, физиопластика, идеопластика, образы-подобия, образы-метафоры, образы-олицетворения, образы-аллюзии, образы-абстракции, образы-символы

Короткий адрес: https://sciup.org/149133815

IDR: 149133815   |   DOI: 10.24158/fik.2018.9.16

Список литературы Базовые модусы реальности художественной картины мира в живописи

  • Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства [Электронный ресурс] // Библиотека Максима Мошкова. URL: http://lib.ru/TEXTBOOKS/ART/vipper.txt (дата обращения: 04.05.2018).
  • Меркулова Н.Г. Менталитет - культурный код - язык культуры: к вопросу о корреляции понятий // Регионология. 2015. № 2 (91). С. 188-196.
  • Мусат Р.П. Художественная картина мира в духовном универсуме современной эпохи: дис. … д-ра филос. наук. Красноярск, 2016. 343 с.
  • Жильсон Э. Живопись и реальность. М., 2004. 368 с.
  • Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М., 1988. 507 с.
  • Коллингвуд Р.Дж. Принципы искусства. М., 1999. 328 с.
  • Edgar A., Sedgwick P. Cultural Theory. The Key Concepts. Second edition. London; New York, 2011. 445 p.
  • Инишев И.Н. Феноменология как теория образа // Логос. 2010. № 5 (78). С. 196-204.
  • Демин Г.С. Художественный образ в живописи // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2011. № 10. С. 179-185.
  • Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. 350 с.
Статья научная