Между вечностью и божественным дуализмом: "Сочинение" II.1 Гуго Сен-Шерского
Автор: Нехаенко Ф.В.
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Переводы
Статья в выпуске: 1 т.18, 2024 года.
Бесплатный доступ
Статья содержит выполненные впервые латинскую транскрипцию и английский перевод первой части второй книги "Сочинения" Гуго Сен-Шерского (1231-1234 гг.), то есть его комментария на "Сентенции" Петра Ломбардского. В основу транскрипции лег манускрипт Vat. lat. 1098, который я сличил с пятью вспомогательными рукописями. Следуя за Гийомом Оксерским и Александром Гэльским, Гуго критикует языческие и еретические концепции творения, представленные Платоном, Аристотелем, Эпикуром и манихеем. Мое предисловие посвящено анализу и оценке философских аргументов Гуго, а также историческому контексту проблемы и отношению Гуго к современным ему теологам, чьи идеи доминиканец собирает и модифицирует в рамках одного лаконичного текста. Я доказываю, что Гуго объединяет четыре вышеназванных позиции, дабы поставить под сомнение и опровергнуть вечность мира и божественный дуализм. В отличие от стандартных обвинений в постулировании Аристотелем трех начал, богослов вменяет Стагириту дуализм. В то же время Гуго вкладывает в уста катаров идею о противоположных началах Аристотеля, прежде процитированного Гийомом Оксерским. Даже Платон и Эпикур превращаются в поборников божественного сотворения мира из предлежащей материи, что сближает метафизику греков и катаров. Даже если "Сочинение" Гуго не является оригинальным в современном смысле этого слова, оно тем не менее предвосхитило волну критики, направленную против еретиков и "аверроистов". Представленный Гуго изоморфизм Аристотеля-Еретика и Катара-Перипатетика частично сформировал ранние аргументы против ереси как в теологических "Сентенциях", так и в инквизиционной "Сумме". Тогда как обсуждение манихейского дуализма сошло на нет, когда катары были стерты с лица земли, аргументы Гийома, Александра и Гуго против перипатетического взгляда на вечность мира продолжили привлекать внимание среди теологов, сражавшихся с "аверроистами".
Гуго сен-шерский, аристотель, вечность, катары, божественный дуализм,
Короткий адрес: https://sciup.org/147244488
IDR: 147244488 | DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-1-347-386