Безопасность личности в современной России

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/147149322

IDR: 147149322

Текст статьи Безопасность личности в современной России

В начале XXI в. проблема безопасности приобрела для Российской Федерации особую актуальность. Это связано, во-первых, с глобальными геополитическими изменениями в мире, произошедшими в результате распада СССР, и определением нового места России в мировом сообществе; во-вторых, с кардинальными изменениями во внутренней политике: разгосударствлением экономики, сменой институтов государственной власти, становлением политического и идеологического многообразия, переходом России от фактически унитарного государства к реальной федерации1.

Наряду с положительными факторами, приблизившими нашу страну к становлению гражданского общества, реформирование выявило ряд негативных явлений: рост преступности, ухудшение демографической обстановки, обнищание значительной части населения, развитие националистических, сепаратистских сил, утрата многих социальных гарантий, которые были доступны гражданам в советские времена. Но проявляющиеся в последнее время положительные тенденции в экономическом развитии страны, сравнительное улучшение социального положения отдельных категорий населения вселяют сдержанный оптимизм относительно перспектив формирования социального правового государства в России.

Нельзя сказать, что вопрос обеспечения безопасности возник для России именно сейчас. Вряд ли можно согласиться с утверждением Ю.В. Голика, что «до 1991 года проблемы безопасности, даже как проблемы выживания, у нас не существовало»2. Еще К. Маркс писал, что «безопасность есть высшее социальное понятие гражданского общества»3. С ним соглашается А.Д. Градовский: «Государство, не дающее гражданам ничего, даже безопасности, несомненно, вызовет сначала равнодушие, потом вражду народа; оно разложится и погибнет или от внешнего врага, поддерживаемого апатией масс, или от внутренних раздоров»4.

В Конституции РФ термин «безопасность» употребляется десять раз:

  • 1)    в ч. 5 ст. 13 запрещается «создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на подрыв безопасности государства»;

  • 2)    в ч. 3 ст. 37 сказано, что «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности»;

  • 3)    в ч. 3 ст. 55 и ч. 1 ст. 56 речь идет об условиях допустимости ограничения прав и свобод человека, среди которых называются безопасность государства и граждан;

  • 4)    п. «м» ст. 71 относит безопасность к ведению Российского государства;

  • 5)    п. «б» ст. 72 закрепляет за совместным ведением РФ и ее субъектов обеспечение общественной безопасности;

  • 6)    п. «д» ст. 72 закрепляет за совместным ведением РФ и ее субъектов обеспечение экологической безопасности;

  • 7)    ч. 2 ст. 74 оговаривает возможность ограничения перемещения товаров и услуг в России, если это необходимо для обеспечения безопасности;

  • 8)    при вступлении в должность Президент РФ приносит присягу, в которой обязуется защищать безопасность государства (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ);

  • 9)    п. «д» ст. 114 относит к ведению Правительства РФ обеспечение государственной безопасности;

  • 10)    п. «ж» ст. 83 закрепляет полномочия главы государства по формированию и руководству Советом Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом.

В целом Конституция РФ отражает различные стороны реализации безопасности, во-первых, правовой (юридической) безопасности личности, имея в виду, например, физическую безопасность (ст. 20-23), информационную безопасность (ст. 24, 29), экономическую безопасность (ст. 34, 35) и т.д., во-вторых, безопасности государства (ч. 3 ст. 4, ч. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 55, п. «м» ст. 71), в-третьих, безопасности общества (ч. 2 ст. 7).

Поэтому можно сказать, что в Конституции РФ термин «безопасность» употребляется в широком смысле и отражает различные характеристики состояния безопасности участ- ников (субъектов) конституционно-правовых и иных отношений в обществе и государстве. Особое место среди участников конституционно-правовых отношений занимает гражданин, человек, личность, индивид.

Нельзя отрицать, что правовое государство по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно обеспечивает безопасность граждан, охрану и защиту их прав и законных интересов, эффективное восстановление в правах. Поэтому в Российской Федерации, как правовом государстве, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.

Но так было далеко не всегда. Например, как справедливо отмечает В.Т. Кабышев, «советское конституционное законодательство при закреплении устоев общественного строя исходило из постулата «государство - общество - личность». В настоящее время во главу угла российского конституционного строя положена принципиально иная концепция -«человек - общество - государство»5.

Понятие «безопасность» претерпевало трансформацию с течением времени. Так, в XVIII в. акцент ставился в основном на противостояние физическому покушению на безопасность индивида (т.е. угрозе индивидуального насилия). С конца XVIII в. начинает осознаваться угроза для индивида со стороны самого государства, способного обернуться деспотией, а позднее - тоталитарным властвованием. Речь в данном случае идет об обеспечении безопасности индивида от властного могущества государства путем развития свободы и равенства с помощью защиты средствами позитивного права естественных прав человека, в том числе с помощью права граждан на сопротивление, неподчинение незаконной реализации государственной власти. В XX в. происходит осознание угрозы индивиду со стороны экономического неравенства, ставится вопрос об обеспечении максимальной социальной справедливости при распределении благ, государственного контроля за злоупотреблениями свободой рынка6.

Таким образом, безопасность личности в процессе своего обеспечения закономерно находится в диалектическом противостоянии безопасности общества и государства7.

Рассматривая гуманизм как основу конституционного строя Российской Федерации, Е.И. Колюшин так охарактеризует этот принцип: «В основу нынешнего конституционно правового строя России положена презумпция признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Такой подход демонстрирует явное дистанцирование от социалистического, для которого характерен приоритет интересов народа, строя над личностью. Однако если отбросить идеологический налет, то выясняется, что конституционно-правовой строй предполагает развитые отношения между человеком, обществом и государством, в которых первый не может иметь абсолютного приоритета»8. Автор выступает за необходимую коррекцию отношений между ценностями коллективного и индивидуального порядка, что отвечает интересам как минимум сохранения граждан, общества и государства9.

Аналогичных взглядов придерживаются и другие ученые. Так, В.В. Мамонов полагает, что «безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства находятся во взаимной зависимости: невозможно достигнуть одной, игнорируя интересы других»10. Ф.А. Григорьев основным принципом безопасности считает взаимную ответственность личности, общества и государства за ее обеспечение11.

Вместе с тем некоторые авторы усиливают значение того или иного элемента в отношениях по обеспечению безопасности. Например, в целом критикуя позицию противопоставления безопасности личности общества и государства, А.И. Александров, С.С. Ковалевский, А.В. Коровников и К.В. Сурков считают, что обеспечение безопасности государства и общества необходимо рассматривать преимущественно с позиций безопасности личности. Безопасность личности в итоге ведет к стабильности и безопасности каждого компонента структуры национальной безопасности12.

Ряд исследователей рассматривают безопасность личности как одно из проявлений свободы человека. Так, И.Ю. Жинкина непременным атрибутом безопасности личности считает реализацию социально значимых способностей и потребностей вне противодействия со стороны государства и общества13. И.Л. Петрухин, исследуя взаимоотношения личности и государства, говорит о том, что в иерархии целей общества интересы человека должны быть поставлены на первое место14. Некоторые авторы занимают более либеральную позицию и указывают на подчиненность государства главной цели - обеспечению прав и свобод человека

Мурадян Э.Р.

и гражданина, неоспоримом приоритете индивидуальных прав и свобод15.

Отдельные ученые весьма негативно оценивают идеи превосходства частных интересов над публичными (в том числе в сфере безопасности)16. Но в целом безопасность личности рассматривается как одно из условий безопасности общества, в свою очередь составляющего безопасное государство. Исходя из принципа приоритета человека, его прав и свобод над другими конституционными ценностями, в триаде объектов национальной безопасности на первый план выдвигается безопасность личности, которая носит основополагающий ха- 17 рактер .

Безопасность личности предполагает особый объект защиты (личностные ценности, выраженные в основных правах и свободах), особые средства, которыми индивид обеспечивает собственную безопасность (субъективное начало), присущие только ему.

По мнению И.Н. Глебова, «отсутствие безопасности гражданина ограничивает возможности обеспечения безопасности как таковой, а, следовательно, и стабильности общества и государства. Невнимание к интересам личности создает предпосылки для формирования стойкой социальной напряженности и более того - для раскола общества на враждующие группировки»18.

Обобщая различные научные подходы о безопасности личности можно утверждать, что большинство исследователей выдвигает на первое место безопасность личности, рассматривая ее как критерий построения безопасного общества и государства. Это отвечает букве и духу конституционного принципа гуманизма, сложившимся научным представлениям о взаимодействии индивида и власти в правовом государстве. Однако представляется более верным говорить о тесной взаимосвязи безопасности личности с безопасностью общества и государства, а не о выделении каких-либо приоритетов.

Обеспечение безопасности личности, общества и государства должно осуществляться только синхронно. Безопасность человека допускает отклонения в сторону повышенной защиты государственных или общественных интересов, но только в том случае, если это не нарушает существа охраняемых конституцией ценностей и носит временный характер.

В данном контексте весьма интересны выводы ряда ученых относительно сохранения сущности государственного суверенитета. Так, Т.М. Пряхина отмечает: «Вступая в междуна родные организации ... следует иметь в виду, что количественный показатель степени уступки прерогатив может дойти до такой критической черты, когда суверенитет как качество может исчезнуть. Предел в правовом пространстве для уступок подобного рода определяется исходя из потребности обеспечения конституционной безопасности России»19.

Было бы справедливым придать этому правилу обратный эффект, распространив его на обеспечение безопасности человека.

В Российской Федерации данный принцип уже получил определенное законодательное и в первую очередь конституционное закрепление, а также доктринальное развитие. Речь идет о норме ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей отмену или умаление прав и свобод человека и гражданина, о режимах чрезвычайного и военного положения, целях и условиях их введения, а также предусмотренных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничениях конституционных прав и свобод личности.

Представляется справедливым утверждение Л.А. Тер-Акопова, что «только на основе безопасности человека можно проектировать и осуществлять меры по обеспечению безопасности общества и государства»20. Таким образом, обеспечив безопасное состояние личности, общество и государство могут свободно реализовывать публичные интересы сообразно намеченным целям, поставленным задачам и текущим политическим приоритетам.

  • 1    Батюшенков В.А. Конституционная ответственность в сфере обеспечения национальной безопасности России: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. - С. 54.

  • 2    Голик Ю.В. Реинтеграция как основа национальной безопасности // Журнал российского права. - 1998. -№ 2. - С. 56.

  • 3    Маркс К. К еврейскому вопросу // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-Т. 1.-М.,-С. 401.

  • 4    Градовский А Национальный вопрос в истории и литературе. И Собр. соч. - СПб., 1901. - Т. 6. - С. 31.

  • 5    Конституционное право РФ: лекции / отв. ред. В.Т. Кабышев, Е.В. Колесников. - Саратов, 1995. -С. 54.

  • 6    Каламанов В.А. Национальная безопасность Российской Федерации и международные конфликты (теоретико-правовой анализ): дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 1999.-С. 157.

  • 7    См., например: Мидова В.Н. Проблема правового регулирования безопасности личности в условиях современной России: дис. ... канд. социолог, наук. - Ростов-на-Дону, 1998. - С. 65-66.

  • 8    Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России: курс лекций. - М., 1999. - С. 54.

  • 9    Там же. - С. 54—55.

  • 10    Мамонов В.В. Становление национальной безопасности Российской Федерации. // Журнал российского права.-2003,-№4.-С. 78.

  • 11    Григорьев Ф.А. Конституционная стратегия устойчивого развития России // Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития. М., 1998. - С. 21-26.

  • 12    См.: Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федераций. - М. -С. 27.

  • 13    См.: Жинкина И.Ю. Стратегии безопасности России: проблемы формирования понятийно аппарата. - М., 1995.-С. 11.

  • 14    См.: Петрухин И.Л. Человек и власть (в сфере борьбы с преступностью). - М., 1999. — С. 16.

  • 15    См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. - М., 2001. - С. 101-102.

  • 16    Боброва Н.А. Безопасность и си да государства - основа безопасности и защищенное личности // Права

    человека и конституционная безопасность: материалы докладов сообщений участников межвузовской научнопрактической конференции. - С. 36, 37; Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. - Саратов, 2003. - С. 277; Савенкова Л.Н. Актуальные проблемы конституционной законности в вооруженных силах Российской Федерации и роль прокуратуры в их решении: автореферат дис.... д-ра юрид. наук. - М., 2002. - С. 16,22.

  • 17    См.: Гыске А.В. Теоретико-методологические аспекты обеспечения общественной безопасности Российской Федерации. - М., 2000. - С. 7.

  • 18    Глебов И.Л. Право национальной безопасности: монография. - М., 1998. - С. 25.

  • 19    Пряхина Т.М. Конституция и международно-правовая политика России // Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития. - С. 80.

  • 20    См.: Правовое обеспечение безопасности человека: материалы научно-практической конференции Н Государство и право. - 1999. - № 3. - С. 108.

Список литературы Безопасность личности в современной России

  • Батюшенков В.А. Конституционная ответственность в сфере обеспечения национальной безопасности России: дис.... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 54.
  • Голик Ю.В. Реинтеграция как основа национальной безопасности//Журнал российского права. 1998. № 2. С. 56.
  • Маркс К. К еврейскому вопросу//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 401.
  • Градовский А. Национальный вопрос в истории и литературе.//Собр. соч. СПб., 1901. Т. 6. С. 31.
  • Конституционное право РФ: лекции/отв. ред. В.Т. Кабышев, Е.В. Колесников. Саратов, 1995. С. 54.
  • Каламанов В.А. Национальная безопасность Российской Федерации и международные конфликты (теоретико-правовой анализ): дис.... д-ра юрид. наук. СПб., 1999. С. 157.
  • Мидова В.Н. Проблема правового регулирования безопасности личности в условиях современной России: дис. … канд. социолог, наук. Ростов-на-Дону, 1998. С. 65-66.
  • Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России: курс лекций. М., 1999. С. 54.
  • Мамонов В.В. Становление национальной безопасности Российской Федерации.//Журнал российского права. 2003. № 4. С. 78.
  • Григорьев Ф.А. Конституционная стратегия устойчивого развития России//Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития. М., 1998. С. 21-26.
  • Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федераций. М. С. 27.
  • Жинкина И.Ю. Стратегии безопасности России: проблемы формирования понятийно аппарата. М., 1995. С. 11.
  • Петрухин И.Л. Человек и власть (в сфере борьбы с преступностью). М., 1999. С. 16.
  • Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. М., 2001. С. 101-102.
  • Боброва Н.А. Безопасность и си да государства -основа безопасности и защищенное личности//Права человека и конституционная безопасность: материалы докладов сообщений участников межвузовской научно-практической конференции. С. 36, 37.
  • Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С. 277.
  • Савенков А.Н. Актуальные проблемы конституционной законности в вооруженных силах Российской Федерации и роль прокуратуры в их решении: автореферат дис. … д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 16, 22.
  • Гыске А.В. Теоретико-методологические аспекты обеспечения общественной безопасности Российской Федерации. М., 2000. С. 7.
  • Глебов И.Л. Право национальной безопасности: монография. М., 1998. С. 25.
  • Пряхина Т.М. Конституция и международно-правовая политика России//Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития. С. 80.
  • Правовое обеспечение безопасности человека: материалы научно-практической конференции//Государство и право. 1999. № 3. С. 108.
Еще
Статья