Безопасность личности в современной России: проблемы и перспективы

Автор: Дементьев Б. П.

Журнал: Вестник Прикамского социального института.

Рубрика: Наука и образование

Статья в выпуске: 1 (82), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются понятие личной безопасности, характерные угрозы безопасности личности, индикаторы уровня жизни и индикаторы качества жизни, принципы обеспечения безопасности личности, механизм реализации конституционных прав и свобод личности, роль государства в нейтрализации базовых угроз.

Безопасность, личность, угрозы, государство, проблемы, перспективы

Короткий адрес: https://sciup.org/14126576

IDR: 14126576

Текст научной статьи Безопасность личности в современной России: проблемы и перспективы

B. P. Dementiev Perm State University, Perm, Russia

SAFETY TO PERSONALITIES IN MODERN RUSSIA:PROBLEMS AND PROSPECTS

Dementiev Boris Petrovich — Doctor of Historical Sciences, Professor at the Department of Ancient and New History.

Понятие «безопасность» в литературе обычно трактуется как «отсутствие опасности». Но есть и другой смысл этого понятия: то, что «предупреждает опасность», условия, когда опасность не будет иметь силу, не будет реализовываться [9, c. 185], т. е. в контексте профилактики, подготовительных мер. Другими словами, безопасность личности должна пониматься не только как нейтрализация опасностей, угроз и как создание условий по защите личности, но и развитие личности (права, свободы, интересы, потребности).

Для того чтобы создавались нужные условия, необходимо точное понимание базовых принципов, которые должны обеспечивать безопасность личности. К основным принципам можно отнести:

  • 1.    Внутренняя и внешняя безопасность, все ее виды должны быть в единстве и взаимосвязи.

  • 2.    Безопасность личности (и общества в целом) должна базироваться на справедливости (обеспечены равные права, свободы, возможности); собственность, доходы не должны давать «запредельные» привилегии (в идеале — привилегии вообще).

  • 3.    Баланс интересов различных социальных слоев, групп, общностей (при соблюдении демократических, гуманитарных основ).

  • 4.    Государство сохраняет ведущую роль гаранта социальных условий безопасности личности, но при этом должны быть активизированы общественные организации и группы, усилия каждого человека [11, c. 191–192].

Следующий уровень принципов по обеспечению безопасности личности должен предполагать:

  • 1.    Соблюдение законности.

  • 2.    Баланс интересов государства, общества и личности.

  • 3.    Обеспечение безопасности как взаимная ответственность и государства, и общества, и личности.

  • 4.    Безопасность личности (в национальном, государственном аспекте) должна быть интегрирована в международные системы обеспечения безопасности [1, c. 115–116].

Какие факторы в первую очередь влияют на безопасность личности? Прежде всего это:

  • 1.    Зависимость от уровня благосостояния.

  • 2.    Общая культура человека (социума).

  • 3.    Зависимость от бытовых условий.

  • 4.    Зависимость от обычаев, нравов, поведенческих предпочтений.

  • 5.    Состояние нравственных и эмоциональных характеристик (на данный момент) и человека, и общества [13, c. 443].

Базовая безопасность личности — это экономическая безопасность и социальные гарантии. Рост внутреннего валового продукта (ВВП) в Российской Федерации в настоящее время остается незначительным — 1,5–2 % (по разным оценкам Росстата). Бедность сохраняется высокая — порядка 20 млн человек (13 % населения). Безработица относительно невысокая — 5 % [12, c. 20], но на фоне незначительного роста экономики и значительной бедности это серьезный негативный фактор. А ведь безработный — это человек, профессионально деградирующий, утрачивающий социальные связи, теряющий общественный статус. Человек попадает в состояние бедности, из которого (в силу вышеназванных факторов) трудно выбраться.

В число бедных попадают прежде всего пожилые, нетрудоспособные, больные, женщины и дети. В 1990-е гг. резкий рост бедности — это кризисный спад производства, резко снизились доходы, возникла массовая безработица, система социальной защиты оказалась явно неэффективной. В настоящее время бедность — это низкие доходы населения (прежде всего в сельской местности, малых городах, многодетных, неполных семьях) и инфляция (скрытая инфляция опережает реальные доходы большинства) [3, c. 125].

Бедность — это низкое качество жизни. Невысокий уровень образования и слабое здоровье приводят к низкому уровню доходов, а низкий уровень доходов не дает возможности получить более качественное образование и улучшить здоровье. Порочный круг бедности [4, c. 75].

Проблема еще и в том, что когда в 1990-е гг. появились «новые русские» (сверхбогатые), то появились и «новые бедные». «Новые бедные» — это работающие, но попадающие в зону бедности, а этого быть не должно. Минимальная оплата часа труда в США — 7,25 долл. Это позволяет платить за квартиру, коммунальные услуги, оплачивать питание, медицинскую страховку. Любой работающий человек не должен быть бедным. В России минимальная оплата часа труда — 0,53 долл. [2, c. 4]. Отсюда и бедность.

Понятно, что «помогать бедным» и «бороться с бедностью» — это разные алгоритмы действия. Помогать — это в основном адресная, распределительная помощь нуждающимся (различные льготы, программы). А вот борьба с бедностью — это комплексная, долгосрочная стратегия [5, c. 74]. На этом пути необходимы: активизация производства (прежде всего, малого бизнеса), внедрение новейших технологий в различные секторы народного хозяйства, повышение покупательной способности населения (потребление, спрос интенсифицирует производство).

В настоящее время кроме традиционных угроз для человека (экономических, криминогенных, экологических, здоровья и т. д.) резко возросла угроза информационнопсихологической безопасности [6, c. 121]. Кроме обычного манипулирования сознанием через средства массовой информации (радио, телевидение, прессу) в повседневную жизнь человека вошел интернет, и в группу риска попала молодежь, прежде всего — дети. Порносайты, пропаганда национализма, расизма, экстремизма (ИГИЛ и др.), суицида («Синий кит» и другие группы смерти) [7, c. 85]. И взрослая аудитория под угрозой безопасности личности. Через мобильный телефон (даже когда он выключен), интернет, видеокамеры (система распознавания лиц) [8, c. 73] идет тотальное отслеживание всех и каждого. С одной стороны, это необходимость (борьба с преступностью, терроризмом). С другой стороны — личная, приватная жизнь человека становится все более и более доступной для различных служб и организаций (как бы человечество не пришло к «1984» Дж. Оруэлла). Значит, для обеспечения безопасности личности надо параллельно совершенствовать законы, правила, ограничения по вмешательству в личную жизнь человека [10, c. 127].

При комплексном подходе к проблемам и перспективам безопасности личности в современной России необходимо учитывать и то, что у весьма значительной части населения присутствует патерналистский подход, вера и убеждение в то, что проблемы должно решить государство. И только государство. Чиновники могут быть плохими, но государство — конечная инстанция веры и надежды. И это совмещается с тем, что рейтинг различных государственных инстанций (кроме президента) может быть низким. Такой когнитивный диссонанс. В крайнем случае — уход в себя, в семью, расчет только на свои силы.

Значит, необходимо понимать, что усилия только государства или только человека дадут весьма ограниченный результат, что для реального обеспечения безопасности личности в современном мире необходима совместная и слаженная деятельность и государства, и общества, и отдельных социальных, политических групп, организаций, и каждого человека.

Список литературы Безопасность личности в современной России: проблемы и перспективы

  • Аверин А. Н. Социальная защита отдельных категорий населения. Москва : РАГС, 2009. 116 с.
  • Артамонов В. С. Концепция безопасности человека в глобальной геополитике // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2017. № 1 (17). С. 4–13.
  • Арустамов Э. А. Безопасность жизнедеятельности. Москва : Дашков и К, 2016. 448 c.
  • Буркин А. И., Возжеников А. В., Синеок Н. В. Национальная безопасность России. Москва : РАГС, 2008. 480 с.
  • Возжеников А. В. Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России. Москва : РАГС, 2008. 224 с.
  • XXI век — вызовы и угрозы. Москва : Ин-октаво, 2005. 304 с.
  • Ильин Ю. Д. Право человека и государства на безопасность в современном мире. Москва : Норма, 2007. 288 с.
  • Михайлов Л. Психологическая безопасность. Москва : Дрофа, 2017. 288 с.
  • Поздняков А. И. О понятийном аппарате теории безопасности (аксиологический подход) // Безопасность. 2002. № 7–8. С. 185–192.
  • Почекаева Е. И. Экология и безопасность жизнедеятельности. Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. 556 c.
  • Пушкарев Е. А. Безопасность человека в России: политико-правовой концепт и реальное состояние. Ростов-на-Дону : Изд-во СКАГС, 2010. 192 с.
  • Рабкин С. В. Стратегическое планирование в регионе: особенности применения пороговых значений экономической безопасности // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2017. № 1 (17). С. 20–25.
  • Урсул А. Д. Обеспечение безопасности через устойчивое развитие // Безопасность Евразии. 2001. № 1. С. 443–456.
Еще
Статья научная