Безработица в условиях пандемии

Автор: Искандарян М.В., Фадеева Е.А.

Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness

Статья в выпуске: 9-1 (79), 2021 года.

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена проблеме макроэкономического характера - безработице в России во время пандемии коронавирусной инфекции. В работе особое внимание уделяется рассмотрению влияния введения карантина и самоизоляции на занятость населения, а также вынужденных мер, на которые пришлось пойти работодателям, чтобы сохранить собственные компании в работоспособном состоянии. Описывается национальный план по восстановлению российской экономики. В статье приведены анализ безработицы в период COVID-кризиса 2020 г., а также рассматриваются иные проблемы, с которыми пришлось столкнуться российскому рынку труда, в том числе и при повторном введении режима самоизоляции. Таким образом, необходимо переосмыслить перспективы той или иной отрасли, восстановить производство в первоначальное состояние, тем самым обеспечив население полной занятостью, предотвратив снижение уровня жизни, избежав социальных катастроф и вернуть к «прежней жизни» экономику нашего государства.

Еще

Коронавирус, безработица, рынок труда, занятость населения, господдержка

Короткий адрес: https://sciup.org/170183729

IDR: 170183729   |   DOI: 10.24412/2411-0450-2021-9-1-101-104

Текст научной статьи Безработица в условиях пандемии

Одной из самых острых проблем рыночной модели экономики на протяжении многих лет остается безработица. Потеря работы и ее отсутствие влечет за собой снижение жизненного уровня граждан и вызывает социальное напряжение у значительной части населения. Данное макроэкономическое явление неизбежно ввиду ограниченности рабочих мест, оно также выступает как следствие конкуренции в условиях рыночной экономики.

Под безработицей подразумевают сложное социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения способна и желает работать по найму, но не может найти работу. Безработица есть отсутствие работы. Рассчитывают безработицу по соотношению числа неработающих людей к общему количеству граждан трудоспособного возраста всей страны.

В соответствии с Российским законодательством безработным называют трудоспособного гражданина, не имеющего работы и заработка, зарегистрированного в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущего работу и готового приступить к ней относятся лица, только закончившие учебу или уволенные по различным причинам. Согласно стандартам МОТ, к безработным относят лица, которые не имеют работы, готовы начать работу и ищут работу одновременно.

Влияние пандемии COVID-19 на безработицу

Понятие безработицы неразрывно связано с рынком труда. Труд выступает фактором производства, а значит, безработица влечет за собой огромного масштаба расточение производительных сил общества, влияя тем самым на экономику государства в целом. В таком случае, экономика «работает» без достижения максимума своих производственных возможностей.

По данным специалистов Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, после ограничения жизнедеятельности производств ввиду коронакри-зиса 2020 г. половина российских трудящихся была подвержена увольнению, сокращению или задержке зарплаты. Получается, около 35 миллионов человек оказались в зоне риска. Российский рынок труда старался адаптироваться не только за счет увольнений, провоцируя таким образом рост числа безработных граждан, но и за счет сокращения рабочего дня, а также отправки сотрудников в неоплачиваемый отпуск.

В мае 2020 г. уровень безработицы пересек черту максимальной отметки за последние 8 лет и составил 6,1%. В последний раз максимального значения она достигала в марте 2012 года. С марта этого же года число официально зарегистрированных безработных выросло более, чем в 4 раза. По данным Росстата, число безработных в стране за время коронакризиса превысило отметку в 4,5 миллиона человека. Напряженность на рынке труда стремительно нарастала с апреля по середину лета 2020 г. Доля неработающих возросла с 12% до 14% к июлю. При этом доля занятых снизилась пропорционально с 46 до 44% [1].

Согласно данным Российского государственного информационного агентства федерального уровня «ТАСС», примерно 45% работодателей сократили около 20% сотрудников в своих компаниях на конец весны. А вот «Финансовая газета» на конец сентября сообщала, что треть компаний была вынуждена сократить размер заработной платы из-за пандемии. И только 7% компаний не снижала своих затрат на оплату труда работников, а урезали затраты на рекламу и переходили на «удаленку». При этом около 44% респондентов ожидают, что полностью восстановить свой бизнес смогут не раньше, чем через год. Доля полностью закрывших бизнес составила 7%. Сильное влияние на состояние бизнеса оказали снижение покупательской способности граждан, уменьшение спроса.

Почти треть граждан, получающих доход от предпринимательской деятельности, уверены, что их бизнес вторую волну ограничительных карантинных мер просто не переживет. Позитивным настроем насчет восстановления российской экономики не может поделиться и проректор Финансового университета при правительстве РФ А.Сафонов: «Я не испытываю большого оптимизма по поводу стабилизации российского рынка труда. Скорее всего, безработица останется на том уровне, которого она уже достигла. Экономика восстанавливается очень медленно…» Он отметил, что, выбирая из нескольких подходов, работодатели все же отдают предпочтение сокращению заработной платы своих сотрудников, которую они не собираются индексировать.

До 30 апреля 2020 г. работодатели могли уволить своих сотрудников лишь по личной инициативе, обоюдному соглашению сторон либо ввиду окончания действия срочного договора. Если организация переводит работников на удаленный режим работы, то она должна прикрепить дополнительное соглашение к трудовому договору, с которым необходимо ознакомить каждого сотрудника, при этом получив его согласие. Однако не все компании оказались добросовестными и пошли на крайние меры. Несмотря на тот факт, что работодатели не имеют права отправлять сотрудников в неоплачиваемый отпуск принудительно, около трети компаний заставили работников взять отпуск за свой счет - показал опрос ЦСР «Социальноэкономические эффекты от «шоковых» событий начала 2020 г.». Исследование провели во время первой официальной нерабочей недели, которая была объявлена президентом России с целью противодействия распространению новой инфекции с 31 марта по 2 апреля, и в нем приняли участие около 1 тыс. предприятий [2].

Говоря о масштабе проблемы и путях ее решения, необходимо придерживаться логики: если нет спроса, значит, нет производства, и соответственно, нет и прибыли. Можно долго пенять на работодателей, что те, оставляют без средств к существованию сотни тысяч людей, но их тоже можно понять. Им приходиться решать судьбу своих трудов: оставить свой бизнес «в живых» или сделать его убыточным и выйти из рыночной «игры». Проблема также заключается в том, что же произойдет с рынком труда при повторном введении режима самоизоляции.

Благодаря господдержке, госинвестици-ям и смягчению денежно-кредитной политики, многие прогнозы насчет стремительного роста безработицы все-таки не сбы- лись. Так, вместо спрогнозированных 10 миллионов безработных граждан Россия получила только 4,5 миллиона потерявших работу людей.

Несмотря на такие неутешительные цифры, одной из главных целей «плана спасения» российской экономики, разработанного правительством, остается снижение безработицы. Планируется, что ее уровень к концу 2021 года должен достигать не более 5%. Отмечается, что для запуска экономической деятельности будут выплачиваться длительные трехлетние субсидии в доле от размера налогов, которые организации уплатили государству. Эти субсидии будут направлены на оплату долгов поставщикам, на выплату зарплаты и на налоговые и кредитные платежи. Особо важным является проект беспро- центного кредитования малого и среднего бизнеса, разработанного крупнейшими банками совместно с Правительством РФ и ЦБ. Кредиты выдаются компаниям с целью уплаты заработной платы работникам (по данным на 30 марта 2020 г.). Сумма кредита исходит из общего числа сотрудников, умножается на МРОТ и на шесть. Ставка составляет 0% годовых, что значительно облегчает существование компаний во время борьбы государства с вирусной инфекцией и способствует скорейшему восстановлению жизнедеятельности предприятий.

Заключение. Такое явление как безработица наносит немалый ущерб жизнедеятельности людей, ущемляя их в реализации своего потенциала и возможностей и ухудшая их материальное положение. Несмотря на то, что временная незанятость экономически активного населения всегда выступала как неотъемлемая часть рыночной экономики и как естественный процесс экономического развития, борьба с ней как никогда остро встала в нелегкое для всех время пандемии. Есть риск, что такая безработица «затянется» не на один год. Выход из карантина и решение главных экономических проблем могут растя- нуться на достаточно длительное время. Это, заставит нас переосмыслить перспективы той или иной отрасли и восстановить производство в первоначальное состояние, тем самым обеспечив население полной занятостью, предотвратив снижение уровня жизни, избежав социальных катастроф и вернув к «прежней жизни» экономику нашего государства.

Список литературы Безработица в условиях пандемии

  • Пак А.В. Социально-экономические последствия пандемии COVID-19 / А.В. Пак, Е.А. Фадеева // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - №4-2 (74). - C. 58-60.
  • Опрос: почти половина работодателей заявили о сокращении сотрудников в конце мая. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/8958177
Статья научная