Библейская сотериология, учение М. Фичино о "Питающей душе" в "Платоновской теологии" и сонет 146 Шекспира

Автор: Тантлевский И.Р.

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 1 т.18, 2024 года.

Бесплатный доступ

Сонет 146 не просто стоит особняком в ряду сонетов Шекспира, но, по сути, является цельным философско-теологическим поэтическим памфлетом. Говоря о его сотериологическом контексте, репрезентирующем идею об отказе от забот о теле и спасении души за счет ее «питания» телом: Then soul, live thou upon thy servant’s (i. e. “thy body’s. - I. T.) loss… Buy terms divine in selling hours of dross; Within be fed, without be rich no more. So shalt thou feed on death… - то здесь прежде всего можно отметить новозаветные пассажи из Посланий апостола Павла об «умерщвлении» плоти и плотских страстей во имя спасения души: Рим. 8:13 (ср. также: 7:5; 8:7), Кол. 3:5 (ср. далее: 1 Кор. 3:1, 3), Гал. 5:24. Но вот что касается метафоры спасения души за счет ее «питания» плотью - вместо того, чтобы кормить плоть, как это обычно делают люди, которыми «кормится» Смерть, - то здесь можно усмотреть рефлексию и своего рода «реверсное» переосмысление доктрины М. Фичино о «питающей/кормящей душе» (anima nutritiva), которое тот развивает в своей «Платоновской теологии». (Об этом учении автор сонета 146 мог знать не непосредственно из трактата Фичино, а слышать от знакомых ему «университетских умов».) В данной связи представляются репрезентативными, прежде всего, пассажи из «Платоновской теологии» VII, 9; XIII, 5; VI, 12. Ср. также: XVIII, 9 и Ос. 13:14 (см. также: 1 Кор. 15:55; ср.: 1 Кор. 15:26; Откр. 21:4), Ис. (25:8 [ср.: 1 Кор. 15:54]; ср. также, например: Ис. 26:19, 41:14; Дан. 12:2, 13). Последняя строка сонета 146 (“And death once dead, ther’s no more dying then”; ср. также: сонеты 55, стк. 13; 60, стк. 13; 122, стк. 4) коррелирует c Откр. 21:4 и пассажем из «Платоновской теологии» Фичино XVIII, 9.

Еще

Еврейская библия, новый завет, сонет 146 шекспира, ренессансный неоплатонизм, теология платона фичино, anima nutritiva

Короткий адрес: https://sciup.org/147244484

IDR: 147244484   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-1-268-277

Список литературы Библейская сотериология, учение М. Фичино о "Питающей душе" в "Платоновской теологии" и сонет 146 Шекспира

  • Тантлевский, И. Р. (2023) “Мировоззренческий диалог или параллельное развитие мысли: античные параллели к Книге Кохелета 12:7”, ΣΧΟΛΗ (Schole) 17.1, 340–350.
  • Фичино, M. (2020) Платоновская теология о бессмертии души в XVIII книгах, пер. с лат. А. Я. Тыжова, СПб.: Владимир Даль.
  • Baldwin, T. W. (1944) William Shakespeare’s Small Latine & Lesse Greeke, Urbana, Illinois, vols. 1–2.
  • Bragg, M. (2011) The Book of Books: The Radical Impact of the King James Bible 1611–2011, Great Britain: Hodder & Stoughton.
  • Cody, R. (1969) The Landscape of the Mind: Pastoralism and Platonic Theory in Tasso’s Aminta and Shakespeare’s Early Comedies. Oxford: Clarendon Press.
  • Culpeper, J., Hardie, A., Demmen, J. (2023) Arden Encyclopedia of Shakespeare’s Language, Bloomsbury Publishing.
  • Everett, B. (2002) “Good and Bad Loves: Shakespeare, Plato and the Plotting of the Sonnets”, Times Literary Supplement 5179, 13–15.
  • Ficino, M. (2020) Plato’s Theology on the Immortality of the Soul in Book XVIII, trans. From Latin A. Я. Tyzhov, St. Petersburg: Vladimir Dal (in Russian).
  • Gray, R. (2007) “Shakespeare’s Sonnets, Plato’s Symposium, Alchemy and Renaissance Neoplatonism”, Shakespeare Survey 59: Editing Shakespeare, 225–238.
  • Hamlin, H. (2013) The Bible in Shakespeare, Oxford: Oxford University Press.
  • Huttar, Ch. A. (1968) “The Christian Basis of Shakespeare’s Sonnet 146”, Shakespeare Quarterly 19.4, 355–365.
  • Kambaskovic, D. (2015) “ ‘Of comfort and despair’, Plato’s Philosophy of Love and Shakespeare Sonnets”, Shakespeare and Emotions. Inheritances, Enactments, Legacies, ed. By R. S. While, M. Houlahan, K. O’Loughtin. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 17–28.
  • Kaytor, D. (2018) On the Kinship of Shakespeare and Plato, The Routledge Companion to Shakespeare and Philosophy, London: Routledge, 102–117.
  • Korobili, G. and R. Lo Presti (eds.) (2021) Nutrition and Nutritive Soul in Aristotle and Aristotelianism, Boston: Walter De Gruyter.
  • Marx, S. (2000) Shakespeare and the Bible, Oxford: Oxford University Press.
  • Noble, R. (1970) Shakespeare’s Biblical Knowledge and Use of The Book of Common Prayer as Exemplified in the Plays of the First Folio, New York: Octagon Books.
  • Onions, C.T. (1911) A Shakespeare Glossary. Oxford: Clarendon Press.
  • Quincy, B. (2009) “Plato and Shakespeare on Love”, History and Philosophy Quarter 26.2, 103–120.
  • Shake-speares sonnets (1609). Neuer before Imprinted. At London, by G. Eld for T. T[horpe] and are to be solde by William Aspley.
  • Southam, B. C. (1960) “Shakespeare’s Christian Sonnet? Number 146”, Shakespeare Quarterly 11.1, 67–71.
  • Stritmatter, R. (2017) “ ‘Small Latine and Lesse Greeke’. Anatomy of a Misquotation (Part 1: Setting the Stage), The Oxfordian Volume 19, 9–44.
  • Tantlevskij, I. R. (2020) “The Babylonian Exile of the Judaeans and the Formation of the Doctrine of the Bodily Resurrection of the Dead: From the Naturalistic Allegory of the Collective Revival of the Jews upon Their Expected Return to Judaea through the Personified Image of the People’s Rising from the Dead to the Concept of an Individual Eschatological Resurrection in the Flesh”, ΣΧΟΛΗ (Schole) 14.1, 26-37.
  • Tantlevskij, I. R. (2023) “A Worldview Dialogue or Parallel Development of Thought: Ancient Parallels to the Book of Qoheleth 12:7”, ΣΧΟΛΗ (Schole) 17.1, 340-350 (in Russian).
  • Taylor, A. B. (2004) “Plato’s Symposium and Titania’s Speech on the Universal Effect of her Quarrel with Oberon”, Notes and Queries 51.3, 276–278.
Еще
Статья научная