Бюджетные процессуальные нормы-расчеты в условиях использования программно-целевого метода ведения хозяйства: понятие и особенности реализации
Автор: Анна Александровна Федотова
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Право
Статья в выпуске: 7, 2021 года.
Бесплатный доступ
Анализ различных бюджетных процессуальных предписаний свидетельствует о том, что почти каждая общая норма конкретизируется специальным предписанием. Данную практику можно считать вполне оправданной, так как бюджетный процесс должен быть детально, четко, последовательно и безальтернативно регламентирован. Переход Российской Федерации к применению программно-целевого метода ведения хозяйства обусловил необходимость закрепления принципа эффективности – результативности – использования бюджетных средств, что привело к формированию нового подхода к определению сущности норм-расчетов в бюджетном праве, а также к уточнению их значения для бюджетного процесса и бюджетной деятельности государства. В рамках исследования автор обосновывает существование бюджетных процессуальных норм-расчетов, которые обеспечивают реализацию материальных норм бюджетного права на всех стадиях бюджетного процесса страны.
Норма-расчет, бюджетная процессуальная норма, формы реализации бюджетных процессуальных норм, виды норм-расчетов в бюджетном праве
Короткий адрес: https://sciup.org/149132264
IDR: 149132264 | DOI: 10.24158/tipor.2021.7.13
Текст научной статьи Бюджетные процессуальные нормы-расчеты в условиях использования программно-целевого метода ведения хозяйства: понятие и особенности реализации
Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Россия, ,
Saratov State Law Academy, Saratov, Russia, ,
В общей теории права принято выделять две большие группы правовых норм по критерию фундаментальности регулирования: отправные, которые определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений (в том числе принципы); и нормы – правила поведения, непосредственно регулирующие общественные отношения. Данный критерий применим как к материальным нормам, так и к процессуальным. Классификация правовых норм носит условный характер и проводится по различным основаниям. При этом следует отметить, что среди норм как материального права, так и процессуального существуют и другие их разновидности по иным критериям, например императивные, диспозитивные, управленческие, обязывающие, запрещающие, общие, специальные и т. д.
Нормы-расчеты выступают специфическим видом правовых норм, не являющихся нормами прямого регулирования. В общей теории права под нормой-расчетом понимается норма права, содержащая в себе «различные показатели, параметры, коэффициенты, нормативы, тарифы и т. д., требующие исчисления, отражающие количественные характеристики, обусловленные объективными потребностями формирования всевозможных общественных отношений в различных сферах деятельности и требующих нормативного закрепления» [1, с. 237]. Согласно общепризнанному подходу к классификации правовых норм, нормы-расчеты относятся к группе отправных норм права.
В науке бюджетного права нормы-расчеты принято трактовать как нормы, устанавливающие основные показатели бюджета: объемы доходов и расходов, предельный размер внутреннего и внешнего бюджетного дефицита. Нормы-расчеты отличаются от иных финансово-правовых норм тем, что содержат в себе числовые показатели индивидуального характера, запланированные на период действия федерального закона о бюджете [2, с. 214]. Более общее определение сформулировано профессором Ю.А. Тихомировым, который обращал внимание на то, что нормы-расчеты – это «показатели, содержащие выраженные в количественном измерении объемы деятельности и уровни развития» [3, с. 52]. Анализ норм-расчетов, содержащихся в законе о бюджете на текущий финансовый год и плановый период, подтверждает давно устоявшееся мнение о том, что данные нормы представляют собой «элементарный расчет, служащий основой для принятия обязательств и покрытия расходов» [4, с. 43].
Из приведенных определений следует, что нормы-расчеты в бюджетном праве не являются неизменными, а значит, носят временный характер. Подобный характер нормы-расчета бюджетного права обусловлен длительностью действия федерального закона о бюджете на текущий финансовый год и плановый период, т. е. с принятием нового закона о бюджете будут разработаны и установлены новые нормы-расчеты.
Норма-расчет выступает в качестве установленной законодателем константы лишь для участников бюджетного процесса при реализации своих полномочий в бюджетной сфере. Она необходима для урегулирования отдельных финансовых вопросов, возникающих в рамках их правоотношений, например нормативов зачисления в бюджет субъектов РФ доходов от федеральных налогов и сборов.
Использование программно-целевого метода планирования бюджета и правил бюджетирования, ориентированного на результат, обусловило формирование нового подхода к пониманию сущности норм-расчетов как варианта бюджетных процессуальных норм, появления их разновидностей.
В целях реализации программно-целевого метода планирования бюджета и правил бюджетирования, ориентированного на результат, статьей 34 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип эффективности и результативности использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с применением наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) [5]. Следует отметить, что действующим бюджетным законодательством понятия «эффективность» и «результативность» не определены. В то же время в законодательстве всех уровней предусмотрены нормы-расчеты, позволяющие оценить эффективность и результативность использования бюджетных средств [6], а судебной практикой выработаны особенности применения таких правовых норм при рассмотрении споров, вытекающих из бюджетных правоотношений [7].
Бюджетные процессуальные нормы – расчеты по оценке эффективности использования бюджетных средств в рамках целевых программ, как правило, содержатся в отдельных методических рекомендациях. Например, в Методике оценки эффективности реализации Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие байкальской природной территории на 2012–2020 гг.» определено, что эффективность – это процентное соотношение фактического значения индикатора, концентрирующего реализацию отдельного направления программы, достигнутое в ходе ее реализации за оцениваемый период, и нормативного (планового) индикатора, утвержденного программой [8].
Таким образом, в современном бюджетном праве в рамках программно-целевого метода все большее значение приобретают нормы-расчеты, определяющие качественно-количественные характеристики использования бюджетных средств в целях реализации принципа эффективности, закрепленного в ст. 34 БК РФ. С учетом сказанного приходим к выводу, что в бюджетном праве имеют место не только нормы-расчеты, выраженные в твердых, неизменных числовых показателях (например, объемы доходов и расходов, установленных законом о бюджете на финансовый год и плановый период), но и бюджетные процессуальные нормы-расчеты, отличающиеся гибкостью и изменчивостью в зависимости от индикаторов. Качественно-количественная характеристика бюджетных процессуальных норм обусловлена спецификой их содержания. Нормы-расчеты в данной области являются «рамочными», универсально применимыми участниками бюджетного процесса в рамках однородных бюджетных правоотношений (действия целевых программ). При этом бюджетные процессуальные нормы-расчеты, как правило, представлены формулами и требуют математических вычислений для получения необходимого показателя.
Специфику норм-расчетов в бюджетном праве следует оценивать и через призму особенностей их реализации. Реализация бюджетных процессуальных норм, в том числе норм-расчетов, представляет собой сложный многоуровневый процесс, направленный на регулирование, упорядочивание общественных отношений в сфере управления публичными финансами. Главная цель реализации права состоит в претворении нормативных абстрактных предписаний в реальную действительность - правоприменительную практику. В качестве цели реализации норм-расчетов следует рассматривать получение достоверных контрольных показателей, используемых при установлении, изменении и прекращении бюджетных правоотношений, в частности процессуальных. Таким образом, можно предположить, что нормы-расчеты в бюджетном праве выступают как одна из разновидностей юридических фактов.
В общей теории права принято выделять четыре формы реализации права: исполнение, соблюдение, использование и применение. В условиях программно-целевого метода ведения хозяйства бюджетные процессуальные нормы-расчеты реализуются во всех перечисленных формах. В целях определения правовой природы бюджетной процессуальной нормы-расчета считаем целесообразным рассмотреть данные формы.
Исполнение бюджетных процессуальных норм-расчетов представляет собой совершение участниками бюджетного процесса активных действий в целях реализации возложенных на них обязанностей и предполагает их выполнение. Следовательно, исполнение бюджетных процессуальных норм-расчетов нужно рассматривать как реализацию обязывающих бюджетных процессуальных норм. Нормы-расчеты являются обязательными к исполнению уполномоченными органами, осуществляющими контроль при проверке отчетов о достижении установленных показателей результативности использования бюджетных средств. При этом контролируемые участники бюджетных правоотношений применяют такие нормы-расчеты при составлении соответствующего отчета.
Соблюдение бюджетных процессуальных норм-расчетов является конституционной обязанностью всех субъектов бюджетных правоотношений, особенно представителей власти, в силу положений п. 2 ст. 15 Конституции РФ. Использование как форма реализации бюджетной процессуальной нормы-расчета состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав. При реализации своих полномочий участники бюджетного процесса в силу служебных обязанностей принимают многочисленные решения (особенно в рамках исполнения бюджета и контроля за исполнением), самостоятельно определяя бюджетную процессуальную норму, подлежащую применению в каждом конкретном случае. В качестве примеров использования (и в то же время соблюдения) участниками бюджетного процесса норм-расчетов можно рассматривать нормы, устанавливающие правила расчета размера субсидии из федерального, регионального или местного бюджета, которую следует предоставить конкретному лицу. При этом получатель субсидии должен соблюдать бюджетные процессуальные нормы-расчеты, являющиеся для него обязательными (например, достижение установленных показателей результативности).
Таким образом, при реализации бюджетных процессуальных норм, в том числе норм-расчетов, прослеживается стирание грани между соблюдением и исполнением правовой нормы участниками бюджетного процесса.
С позиций применения бюджетных процессуальных норм-расчетов считаем возможным рассматривать правоприменение как разновидность государственной деятельности оперативноорганизаторского характера в целях обеспечения всеобщего и полного претворения правовых норм в реальную действительность [9]. Примером применения норм-расчетов участниками бюджетного процесса является установление уполномоченным органом показателя результативности использования бюджетных средств получателем субсидии.
Рассматривая особенности реализации норм-расчетов, следует обратить внимание на то, что участники бюджетного процесса при осуществлении своей деятельности используют все формы реализации права (применение, исполнение, использование и соблюдение), в то время как, например, органы судебной власти при отправлении правосудия только применяют или используют (при принятии решения) нормы-расчеты при рассмотрении и разрешении возникших гражданско- или административно-правовых споров. Иные участники бюджетных правоотношений (например, получатели субсидии из средств регионального бюджета) реализуют нормы-расчеты в форме соблюдения и исполнения.
Так, в рамках проведения контрольных мероприятий участники бюджетного процесса используют и применяют бюджетные процессуальные нормы-расчеты, оценивая эффективность использования бюджетных средств, предоставленных в виде субсидии в рамках целевых программ. В том случае, если при применении бюджетных процессуальных норм-расчетов будет установлено, что получателем субсидии не достигнуты установленные показатели эффективности (результативности), то он обязан возвратить в бюджет полученную субсидию полностью или частично (ст. 78 БК РФ, Порядок предоставления субсидии [10]). Частичный возврат субсидии рассчитывается контролирующим органом как разница между установленным и достигнутым результатом. Указанное положение считаем возможным также рассматривать в качестве нормы-расчета.
Органы судебной власти, в частности арбитражные суды, рассматривая споры о взыскании в доход бюджета субсидии, обращаются лишь к тем нормам-расчетам, которые позволяют установить объем достигнутых или не достигнутых показателей эффективности (результативности) бюджетных средств. В то же время суды обращают внимание и на нормы-расчеты, на основании которых участником бюджетного процесса был рассчитан и установлен показатель эффективности (результативности). Таким образом, органы судебной власти при рассмотрении споров, вытекающих из бюджетных правоотношений, не только используют, но и применяют бюджетные процессуальные нормы-расчеты [11]. Эти нормы, наряду с иными процессуальными нормами бюджетного права, имеют огромное значение для инструментария бюджетного устройства государства, бюджетного метода ведения государственного хозяйства [12, с. 252–277].
Таким образом, использование программно-целевого метода ведения государственного хозяйства обусловило не только возникновение нового подхода к определению сущности нормы-расчета, но и выявление новой ее разновидности, а именно – бюджетной процессуальной нормы-расчета. С учетом обнаруженных тенденций правоприменительной практики считаем возможным определить норму-расчет в бюджетном праве как особую разновидность правовой нормы, обусловленную спецификой бюджетных правоотношений и представляющую собой «твердые» числовые показатели, установленные на период действия закона о бюджете (материальные нормы-расчеты), и универсальные («рамочные») показатели в виде математических формул (процессуальные нормы-расчеты), служащие основой как для принятия обязательств и покрытия расходов, так и для установления и прекращения правоотношений в бюджетной сфере.
Список литературы Бюджетные процессуальные нормы-расчеты в условиях использования программно-целевого метода ведения хозяйства: понятие и особенности реализации
- Комиссарова Е.С. Нормы-расчеты в российском праве: к постановке проблемы научного исследования // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 4 (32). С. 235–240.
- Пешкова Х.В. Понятие и природа отношений, развивающихся в связи с функционированием бюджетного устройства государства // Российский юридический журнал. 2011. № 4 (79). С. 211–218.
- Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. 485 с.
- Основные принципы государственной системы во Франции. М., 1993.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации : Федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ : в ред. от 8 июня 2020 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
- См., например: Об утверждении плановых значений показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ по осуществлению переданных полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов и порядка их оценки, а также формы и порядка предоставления субъектами РФ сведений о расходовании ими субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (вместе с «Порядком оценки показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ по осуществлению переданных полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов») [Электронный ресурс] : при- каз Минтруда России от 23 нояб. 2017 г. № 804н : зарегистрирован в Минюсте России 21 дек. 2017 г. № 49343. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- См., например: Определение Верховного суда РФ № 303-ЭС20-631 от 2 апр. 2020 г. по делу № А37-59/2019 [Электронный ресурс] // Картотека арбитражных дел. URL: https://clck.ru/VnXRA (дата обращения: 22.06.2021) ; Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2020 г. по делу № А22-3759/2018 [Электронный ресурс] // Там же. URL: https://clck.ru/VnXVk (дата обращения: 22.06.2021) ; Решение Арбитражного суда Новгородской области от 31 марта 2020 г. по делу № А44-448/2020 [Электронный ресурс] // Там же. URL: https://clck.ru/VnXa7 (дата обращения: 22.06.2021).
- О федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской при- родной территории на 2012–2020 гг.» : Постановление Правительства РФ от 21 авг. 2012 г. № 847 : в ред. от 17 марта 2018 г. // Собрание законодательства РФ. 2012. № 36. Ст. 4899.
- См.: Григорьев Ф.А. Акты применения норм советского права : дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 1971. С. 50 ; Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права : учебник. М., 2015. С. 685 ; Милушева Т.В. Исполнительная власть как форма реализации права : дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 179 ; Орзих М.Ф. Формы реализации норм социалистического права // Советское государство и право. 1968. № 2. С. 102.
- Об утверждении Порядка предоставления субсидии из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), научным организациям, профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку, на повышение продуктивности в молочном скотоводстве [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Воронежской области от 23 янв. 2018 г. № 52 : в ред. от 9 окт. 2019 г. // Правительство Воронежской области : официальный сайт. 2019. URL: http://pravo.govvrn.ru/content/постановление-правительства-воронежской-области-от-23012018-№-52 (дата обращения: 22.06.2021).
- Определение Верховного суда РФ от 18 янв. 2018 г. № 310-ЭС17-20701 по делу № А62-8701/2016 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28 нояб. 2019 г. по делу № А14-14668/2019 // Картотека арбитражных дел. URL: https://clck.ru/VnXgT (дата обращения: 22.06.2021) ; Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28 нояб. 2019 г. по делу № А14-14669/2019 [Электронный ресурс] // Там же. URL: https://clck.ru/VnXku (дата обращения: 22.06.2021).
- См. подробнее: Пешкова Х.В. Теоретико-правовые основы бюджетного устройства государства : монография. М., 2018. 315 с.