Благопожелательные китайские надписи на огнивах тюрко-монгольского типа

Бесплатный доступ

Анализируется два огнива тюрко-монгольского типа, украшенные металлическими накладками с прорезными изображениями китайских иероглифических надписей. Надписи относятся к традиционным китайским благопожеланиям богатства и благополучия. В народной художественной живописи такие надписи часто иллюстрируются поздравительными картинами (няньхуа), получившими широкое распространение со второй половины XIX в. Подобные пожелания являются культурными универсалиями, связанными с архетипическими представлениями о материальных и нравственных жизненных ориентирах. Огнива с благопожелательными надписями изготавливались китайскими мастерами для элитных групп скотоводческих народов. Появление высокохудожественных «гибридных» огнив - это показатель специфики этнокультурного взаимодействия населения Китая с монголами и тибетцами, что свидетельствует об адаптации престижно-знаковых предметов их материальной культуры к социально-политическим реалиям Империи Цин.

Еще

Центральная азия, китай, тибет, монголы, средневековье, поясная сумочка для огнива, благопожелание

Короткий адрес: https://sciup.org/147219555

IDR: 147219555

Список литературы Благопожелательные китайские надписи на огнивах тюрко-монгольского типа

  • Алексеев В. М. Китайская народная картина: Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. М.: ГРВЛ, 1966. 260 с.
  • Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят: Учеб. пособ. Улан-Удэ: [б. и.], 2004. 228 с.
  • Байбурин А. К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология: Сб. МАЭ. Л.: Наука, 1981. Вып. 37. С. 215-226.
  • Вайнштейн С. Я. История народного искусства Тувы. М.: Наука, 1974. 224 с.
  • Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Вост. лит., 2001. 488 с.
  • Виноградова Т. И. Китайская народная картина - няньхуа: проблемы систематизации и периодизации // XXVII Науч. конф. «Общество и государство в Китае»: Тез. докл. М.: ГРВЛ, 1986. Ч. 2. С. 50-55.
  • Виноградова Т. И. «Некитайские» китайские народные картины // Кюнеровский сборник: Материалы Восточноазиатских и Юго-Восточноазиатских исследований. СПб.: МАЭ РАН, 2013. Вып. 7: Этнография, фольклор, искусство, история, археология, музееведение, 2011- 2012. С. 32-38.
  • Гультяева Г. С. Китайская народная картина няньхуа в современной художественной культуре (1980-1990-е гг.) // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2007. Т. 10, вып. 31. С. 46-50.
  • Козлов П. К. Монголия и Кам. М.: Гос. изд-во геогр. лит., 1949. 439 с.
  • Кочешков Н. В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX - середины XX века. М.: Наука, 1979. 208 с.
  • Лазаревич О. В., Молодин В. И., Лабецкий П. П. Н. К. Рерих - археолог. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2002. 116 с.
  • Митько О. А., Ван Пэн, Нулицзяцзы Байкэнь. Огнива тюрко-монгольского типа с китайскими благопожелательными надписями и символами // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2014. Т. 13, вып. 4: Востоковедение. С. 50-59.
  • Митько О. А., Ступан Ю. С. Огниво с китайской надписью // Археология, этнография и антропология Евразии. 2011. № 4. С. 90-95.
  • Няньхуа: Картины Старого Китая. М.: Гермитаж-Пресс, 2005. 64 с.
  • Рерих Ю. Н. Звериный стиль у кочевников северного Тибета. М.: МЦР, 1992. 38 с.
  • Рерих Ю. Н. По тропам Срединной Азии. Самара: АГНИ, 1995. 496 с.
  • Рифтин Б. Л. Путешествие русского китаеведа в Китай // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 10: Востоковедение. С. 91-99.
  • Рудова М. Л. Китайская народная картинка. СПб.: Аврора, 2003. 65 с.
  • Соктоева И. И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии. Новосибирск: Наука, 1988. 106 с.
  • Соктоева И. И., Бадмаева Р. Д. Бурятский художественный металл. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1971. 83 с.
  • Тумахани А. В. Бурятское народное творчество. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1974. 112 с.
  • Beaver P. The Match Makers: The Story of Bryant & May. L.: Henry Melland, 1985. 128 p.
  • Воyer M. Mongol Jewelry: Researches on the Silver Jewelry collected by the First and Second Danish Central Asian Expeditions under the Leadership of Henning Haslund-Christensen 1936-1937 and 1938-1939.
  • København: National museets skrifter, Ethnografisk Raekke, 1952. 223 p.
  • Cassiandra V., Cesati A. Fire Steels. Torino: Umberto Allemandi & Co., 1996. 131 p.
  • Christy M. The Brayant and May Museum of Fire-Making Appliances: Catalogue of Exhibits. L.: Joseph Causton & Sons, Ltd., 1926. viii, 255 p.
  • Christy M. The Brayant and May Museum of Fire-Making Appliances: Catalogue of Exhibits, Supplement. L.: Joseph Causton & Sons, Ltd., 1928. [257]-331 p.
  • Hummel S. Geschichte der Tibetischen Kunst. Leipzig: Otto Harrassowitz, 1953. 123 S., 124 abb.
  • Rockhill W. W. The Land of the Lamas: Notes of a Journey the Through China Mongolia and Tibet with Maps and Illustrations. N. Y.: The Century Co., 1891. viii, 399 p.
  • Zwalf W. Heritage of Tibet. L.: British Museum Publications, 1981. 144 p.
Еще
Статья научная