Благотворительность "Болшевского Абрамцево" в истории русской культуры ХХ века

Автор: Калашников Александр Сергеевич, Казакова Ирина Сергеевна

Журнал: Культурное наследие России @kultnasledie

Рубрика: Музееведение и охрана культурного наследия

Статья в выпуске: 1, 2020 года.

Бесплатный доступ

Статья рассказывает о культурологическом термине "Болшевское Абрамцево" - истории микрорайона Болшево г. Королёв Московской области сквозь призму биографий выдающихся личностей, связанных с этим местом и их благотворительной деятельности.

Болшевское абрамцево, одоевские, дарьинский приют, болшевская трудовая коммуна, с.н.дурылин

Короткий адрес: https://sciup.org/170174206

IDR: 170174206   |   DOI: 10.34685/HI.2020.28.1.005

Текст научной статьи Благотворительность "Болшевского Абрамцево" в истории русской культуры ХХ века

Болшево – самая древняя часть города, который известен сейчас как Королёв Московской области. Впервые упоминается в летописях в 1573 году, однако, поселения в этом месте были и раньше, о чём свидетельствует история Клязь-мо-Яузского волока – древнего водного пути и селений, связанных с его обслуживанием.

Появлением термина «Болшевское Абрамцево» мы обязаны писателю, общественному и государственному деятелю – Николаю Дмитриевичу Телешову1. Именно он, часто отдыхая в санатории «Сосновый бор» и посещая Сергея Николаевича Дурылина в Болшево таким образом сравнил это место со всем известным центром притяжения деятелей искусства – усадьбой Абрамцево.

Если рассматривать историю Болшева целиком, и освещать в её контексте биографии всех выдающихся личностей, связанных с этим местом, исследование выйдет за формат статьи, поэтому, чтобы ограничить временные рамки, был выбран период истории, связанный с такими фамилиями как Одоевские и Дурылин и их благотворительной деятельности – как ограничение спектра тем, связанных с биографиями этих выдающихся личностей.

Именно с личностью культуролога, историка, педагога, религиозного философа, православного священника - Сергея Николаевича Дурылина, являвшегося домашним педагогом в семье Ма- монтовых в Абрамцево и его наследием связан термин «Болшевское Абрамцево», поэтому в названии статьи фигурирует ХХ век, тем не менее история благотворительности Болшева связана в первую очередь с последним владельцем этого села из рода князей Одоевских – отставным полковником Петром Ивановичем.

Одоевские появились в Болшево в 1651 году, получив эти земли по наследству от боярина Шереметева. Княжеский род Одоевских ведёт свою летопись от Рюрика и известен с XII века. Знаменит он тем, что подарил России многих видных государственных и военных деятелей, деятелей искусства2.

В 1805 году дочь князя Петра Ивановича – Дарья – выходит замуж за графа де-Кенсона, в связи с чем владелец Болшева делит имение на две части, между двумя детьми – Сергеем и Дарьей. Однако, сын погибает в 1813 году в битве с наполеоновскими войсками под Лейпцигом. Горе, постигшее семью, не позволяет оправиться от этого события жене князя Елизавете Николаевне, которая тоже вскоре скончалась.

В память о сыне Пётр Иванович передаёт его часть наследства на обустройство богадельни в Болшево, которой управляет до конца своих дней (умер в 1826 году), а после – богадельня поступает в ведение Московского Попечительного о бедных комитета Императорского Человеколюбивого Общества3. Так же богадельне были приписаны мельница на реке Клязьма и лес, ныне так же являющийся микрорайоном города Королёв и носящий наименование «Комитетский лес», по названию Попечительного комитета.

Брак дочери князя оказался бездетным, и Дарья Петровна умерла вскоре вслед за матерью в возрасте 32 лет в 1818 году. Трагические события в семье подтолкнули престарелого князя к дальнейшим благотворительным мероприятиям – так, в честь дочери он основал в своём Московском особняке «Дарьинский приют». Адрес этого заведения – Камергерский переулок д. 3, там, где сейчас располагается театр МХТ. (Фото 1).

Фото 2. Церковь Бессребренников Косьмы и Дамиана, построенная П.И.Одоевским в 1786 году.

В своём завещании Одоевский оставил щедрые вознаграждения всем своим крестьянам, служащим и домовой прислуге.

Похоронен Пётр Иванович вместе со своей дочерью Дарьей в церкви Бессребрянников Косьмы и Дамиана в Болшево. (Фото 2).

Эту церковь он сам и построил для всех прихожан в независимости от благосостояния и положения в 1786 году взамен деревянной обветшалой церкви. А позже, в 1800 году, ещё и церковь Преображения. (Фото 3).

Фото 3. Храм Преображения Господня, построенный П.И.Одоевским в 1800 году. Реконструирован после возврата здания РПЦ в 2003 году.

(В годы Советской власти в здании находился поселковый совет мкр. Болшево).

Появление второй церкви в одном селе обусловлено тем, что храм Косьмы и Дамиана был летним, а Преображения – отапливаемым.

Фото 4. Здание 3-летнего училища - церковно-приходской школы П. И. Одоевского

Фото 5 Здание 3-летнего училища - церковно-приходской школы П. И. Одоевского.

(сейчас здесь располагается Болшевская библиотека им. С.Н.Дурылина).

Благотворительные дела князя не закончились с его смертью – Убежище Бедным, или т.н. «богадельня» продолжали существовать до самой революции. Опись построек Болшевской богадельни от 1876 года упоминает о более, чем десяти постройках благотворительного назначения (сноска 4 – опись построек). Кроме того, на средства князя, оставленные Комитету, в 1863 году в Болшево было построено 3-летнее училище – церковно-приходская школа П.И. Одоевского «... с целью доставить детям местного населения бесплатное обучение чтению, письму, священной истории и первым правилам арифметики»4. Училище посещали крестьянские дети из близлежащих деревень: Болшева, Костино, Власова, Куракина, Лапина.

В 70-е годы владелец Любимовки – С.В. Алексеев стал попечителем школы им. П.И. Одоевского, устроил в ней бесплатный пансион для 20 детей.

В 1903 здание было перестроено и расширено. Школе передали учащихся из закрытой фабричной школы «Товарищества Ф. Рабенек». Занятия проводились на первом этаже в двух светлых классных комнатах. На втором этаже помещались квартиры для учителей.

В 1913 обучалось 112 человек.

Следует отметить, что школа в этом небольшом здании существовала до 1951 года и носила название «Болшевская школа № 1». Сейчас в этом помещении располагается Болшевская библиотека имени С.Н. Дурылина. (Фото 4).

Говоря о традициях благотворительности в этих местах нельзя не упомянуть Болшевскую трудовую коммуну №1 им. Ф.Э.Дзержинского, организованную в селе Костино, рядом с Болшево в 1924 году по инициативе Дзержинского. О событиях тех дней снят художественный фильм «Путёвка в жизнь»5.

Масштабный педагогический эксперимент продолжался до 1937 года, когда был признан удачным, но завершённым. Изучив описания этой организации и мемуары бывших коммунаров можно заявить, что это был полноценный рай для беспризорников. Альтернатива тюрьме и ГУЛАГу – возможность оказаться в дружном трудовом коллективе, а именно на процветания всего коллектива, как новой формации общества, была направлена вся деятельность Коммуны. Множество спорных моментов, связанных с педагогическим подходом организации БТК, тем не менее, дают право говорить, что всё-таки это был акт благотворительности, т.к. на коммуну государство не жалело денег и условия содержания там основывались на принципе добровольности и достаточных свобод, давая возможность бывшим беспризорникам полноценно влиться в советское общество и даже создать семью. То, что поначалу называли экспериментом, постепенно выходило за его рамки и приобретало черты масштабного социального явления6. К Болшеву приписали двух

Мусский И. А. Сто великих отечественных кинофиль мов. М.: Вече, 2005.

Позамантир Р. Болшевская трудовая коммуна // Мо сковский журнал. 1999. №7.

Фото 6. Сергей Николаевич Дурылин.

известных советских архитекторов – А. Лангмана и Л. Чериковера. В популярном в то время конструктивистском стиле они возводили корпус за корпусом. На главной улице – носившей имя Ф.И. Дзержинского (она и по сей день так называется) – появлялись фабрика-кухня, стадион, учебный комбинат, больница, общежития, жилые дома, магазин, мастерские, цеха, производственные корпуса. Многие из этих сооружений сохранились до наших дней. К 1931 году Коммуна уже выпускала обувь, лыжи, теннисные ракетки и прочий спортивный инвентарь. Достаточно быстро освоили производство коньков, спортивной одежды и других товаров, имеющих отношение к здоровому образу жизни. (Фото 5).

В 1936 году, благодаря Литературному фонду в Болшево появляется общественный и культурный деятель, писатель – Сергей Николаевич Ду-рылин. (Фото 6).

Это можно считать фактом так называемого духовного наследования, так как Дурылин в достаточной мере разделял славянофильские религиозные взгляды семьи Одоевских.

Происходит Дурылин из московской купеческой семьи. Получив отличное образование Сергей Николаевич увлекается в разное время педагогикой, в частности опыт «Народной школы» Л.Н.Толстого, революционными идеями, захлестнувшими все слои населения в преддверии первой русской революции 1905 года, религиозной философией, связанной с такими деятелями как Лосев, Бердяев, Новосёлов, Булгаков, Ро- занов, Флоренский, Леонтьев, театроведением. В 1920-е годы имел две ссылки по обвинениям, связанным с религиозной деятельностью. Однако, в начале 1930 годов произошёл окончательный поворот направления, русла интересов Дурылина и дальше он уже продолжает педагогическую деятельность и развивается как литературный и театральный деятель7.

С 1936 года у 50-летнего философа С.Н.Ду-рылина начинается самый спокойный и плодотворный в плане творчества, т.н. «болшевский» период жизни – последние 18 лет жизни, проведённые в собственном доме.

В доме Дурылина постоянно гостили представители творческой интеллигенции, среди которых были известные артисты московских театров, писатели, художники, философы и музыканты.

От Одоевских Сергей Николаевич унаследовал не только этот «гений места», как религиозный славянофил, но ещё и тягу к благотворительности, пик которой, без сомнения, приходится на военное время. В начале войны ему предложили эвакуироваться. Вернувшись из Союза писателей, он сказал жене, Ирине Алексеевне: "Война будет долгая. Мы победим, но не за один месяц или год. А ехать нам некуда и незачем!" И они остались в Болшеве, в двадцати километрах от Москвы8.

С самого начала войны величественный дом с мансардой Дурылиных гудел как улей. Здесь бывали многочисленные друзья Сергея Николаевича, корреспонденты по переписке, коллеги: семьи композиторов Бирюкова и Васильева, художника Нестерова, писателя Безруких, критика и публициста Перцова. (Фото 7).

Конечно, это было не «убежище бедных», но Сергей Николаевич с удовольствием принимал всех, кого он мог уберечь от тягот войны.

В конце лета 1941 г., завершив напряжённую работу над портретом академика А.Н.Щусева, к С.Н.Дурылину в Болшево в очередной раз приезжает друг писателя художник М.В.Нестеров, которому на тот момент исполнилось уже 79 лет, вместе с больным туберкулёзом сыном Алексеем. В 1941 и 1942 гг. до самого ухода из жизни он ведёт с Сергеем Николаевичем активную переписку. Но и после смерти художника связь с

Фото 7. Дом С.Н. Дурылина в Болшево.

близкими Михаила Васильевича у Дурылина не прерывалась. В 1945 г. дом в Болшево посетила младшая дочь живописца Наталья Михайловна Нестерова со своим женихом художником Фёдором Сергеевичем Булгаковым, который только что вернулся с войны. Сергей Николаевич, как священник, бывший, однако, не снявший с себя сан, благословил молодых людей на брак и обвенчал их.

Фото 8. С.Н. Дурылин и М.К.Морозова в Болшево.

По воспоминаниям писателя, фронтовика А.П. Галкина9, часто бывавшего в доме С.Н. Ду-рылина, ни М.В.Нестеров, ни С.Н.Дурылин не поехали в эвакуацию. Они были уверены, что Гитлеру Москву не взять. Оба упорно продолжали работать и помогали, чем могли советской армии.

Во время войны к С.Н. Дурылину в Болшево приезжали также: перед своим третьим арестом священник Сергей Фудель, молодой начинаю- щий писатель Сергей Голицын, Вера Бобринская, дочь погибшего в заключении в 1937 г. священника Сергея Сидорова, Маргарита Морозова – в прошлом меценат. (Фото 8).

В эти тяжёлые годы продолжается переписка С.Н.Дурылина с поэтом Б.Л. Пастернаком и писателем – мемуаристом Н.Д. Телешовым.

Жена С.Н. Дурылина Ирина Алексеевна, её сёстры Александра и Полина шили дома маскировочные халаты, вязали варежки, которые отправляли на фронт с записками Сергея Николаевича: «Пусть эти варежки согреют не только руки, но и души ваши заботами и любовью оставшихся под Москвой жён, сестёр, матерей»10.

Рядом с Болшевом, в посёлке «Лесные поляны» располагался большой военный госпиталь. По инициативе Сергея Николаевича перед ранеными солдатами и офицерами здесь часто выступали актрисы Полянская, Обухова, Турчанинова.

В Болшеве в военные годы С.Н. Дурылиным написано около 50 работ критико-публицистической направленности, по которым были так же прочитаны благотворительные лекции. Среди них: «Идея и образ Родины в русской литературе», «Героическая поэзия М.Лермонтова», «Московский Художественный театр во время войны», «Лирой и мечом. Из истории 1812 г. », «Гоголь и Родина», «Нашествие» (о пьесе Л. Леонова) и др.11 (афиши многих благотворительных лекций сохранились в личной коллекции Сергея Николаевича)12.

В 1944 г. С.Н. Дурылину была присвоена учёная степень доктора филологических наук. В 1945г. он был утверждён заведующим кафедрой истории русского театра Государственного института Театрального искусства им. Луначарского. В годы войны Сергей Николаевич не только плодотворно работал, как писатель-публицист, но и делал много докладов, выступал с лекциями перед ранеными в госпиталях. Он делился своими знаниями и со слушателями литературного кружка одного из заводов в Подлипках. Его труд писателя, лектора, про- светителя был оценен по достоинству – накануне дня Победы, в начале мая 1945г. Указом Президиума Верховного Совета СССР С.Н. Дурылин был награждён медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За оборону Москвы»13.

Многие военные самых разных чинов узнавали Сергея Николаевича, а встречи с ним иногда происходили при мистических обстоятельствах. Так, однажды над микрорайоном оказался советский самолёт. Потеряв управление, он врезался в деревья сада у дома С.Н. Дурылина, совсем близко от веранды, на которой в этот момент сидели гости – отмечали чаепитием день рождения хозяйки дома Ирины Алексеевны. (Фото 9).

Фото 10. Самолёт, упавший около дома С.Н.Дурылина 18.05.1942 г.

Фото 9. Ирина Алексеевна Комиссарова-Дурылина.

Фото в альбоме.

Тогда никто не пострадал, включая пилотов, которые выбравшись из кабины самолёта, первым делом сказали: «А мы знаем вас, Сергей Николаевич. Вы читали в нашей воинской части лекцию несколько месяцев назад». Это памятное событие в истории дома Дурылина произошло 18 мая 1942г. Уникальное событие осталось запечатлённым на фотографии, которая хранится в настоящее время в фондах Мемориального дома-музея С.Н. Дурылина в Болшево. (Фото 10).

Фото 10. Самолёт, упавший около дома С.Н.Дурылина 18.05.1942 г.

Несмотря на всё ухудшающееся ещё с юности зрение, Сергей Николаевич так же посвящал себя борьбе с врагом – в первые месяцы войны он дежурил на улицах Болшева, ночью гасил падавшие зажигалки14.

Одной из феноменальных благотворительных акций, совершённой Сергеем Николаевичем является предоставление в собственном доме приюта для монахини Феофании. Известно, что на строительство дома частично пошли стройматериалы разрушенного Страстного монастыря в Москве, одна из монахинь которого, Елена Григорьевна Першина (в миру), оказалась буквально на улице. Семьёй Дурылина было принято решение приютить у себя в строящемся доме эту женщину, не смотря на уже пройденные две ссылки за религиозную деятельность. Таким образом, кроме хозяев в Болшевском доме жила до конца своих дней совершенно чужая для них женщина – матушка Феофания. По понятным причинам она скрывала своё монашество и если появлялась в городе, то обязательно без облачения15.

Следует отметить, что благотворительность как явление имеет в нашей стране исторические корни, связанные со становлением и развитием Российского государства. Первоначально благотворительность формировалась на идеях христианства, и поэтому наиболее простой и древней формой филантропической деятельности в России были раздача милостыни нищим и пожертвования в церковь. Церковное имущество провозглашалось достоянием бедных, а священнослужители лишь распорядителями этого имущества в интересах обездоленных. Пожертвования в церковь притекали также под влиянием взгляда на благотворительность как на «защиту от грехов». Вполне естественно, что все это обе-

15 Там же.

спечило церкви на долгое время ведущую роль в благотворительной деятельности. Благотворительность оказывалась церковью через монастыри, но выражалась она, главным образом, в бесплатной раздаче пищи и милостыне бедным, что приводило к «увеличению числа нищих вместо облегчения бедности». Вторым, не менее важным источником благотворительности, была народная традиция взаимопомощи, которая основывалась не столько на моральных и религиозных воззрениях, сколько на здравом смысле и опыте человеческого общежития: любой, кто помогает ближнему в беде, давая ему работу и деньги, знает, что, окажись он в подобной же ситуации, ему можно рассчитывать на помощь со стороны других. Взаимопомощь обусловливает принцип равенства дающего и берущего. Именно с пониманием последнего благотворительность приобретает всё более организованный характер и можно сказать «индивидуализируется», т.е. рассматривая историю благотворительности мы всё больше обращаемся не просто к явлениям, а к биографиям выдающихся личностей.

К счастью, стремление к благодеяниям не иссякло и в наши дни и сейчас тоже можно говорить о меценатах, жертвователях и попечителях, спонсирующих те или иные благотворительные мероприятия.

Список литературы Благотворительность "Болшевского Абрамцево" в истории русской культуры ХХ века

  • Бондаренко Л.К., Позамантир Р.Д. Калининград - Королёв. К космическим высотам - из глубины веков // Московский журнал, 1998 г.
  • Власьев Г.А. Потомство Рюрика. Т.1, Ч.1. СПб., 1906-1917.
  • Галкин А.П. Память сердца. М.: НПО «Энергия», 1993.
  • Горкуш С.В. История становления благотворительности в России: теоретический аспект // Сб. ст. ФГБОУ ВО «Московский технологический университет». М., 2017.
  • Забелин И.Е. История города Москвы. М., 1905.
  • История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). Т. X. Литература 1890--1917 годов. М., 1954.
  • Мусский И. А. Сто великих отечественных кинофильмов. М. : Вече, 2005.
  • Позамантир Р. Д. Болшевская трудовая коммуна // Московский журнал. 1999. №7.
  • Рыбалко В.И. Дома и души: Рассказы, повести, эссе / М.: РУСАКИ, 2007.
  • Соколов А. Р. Благотворительная деятельность «Императорского Человеколюбивого общества» в XIX веке // Вопросы истории. 2003. № 3.
  • Торопова В.Н. Сергей Дурылин: Самостояние. М.: Молодая гвардия, 2014.
Статья научная