Благотворительность как механизм передачи высших ценностей (на примере г. о. Тольятти)

Автор: Анучин Олег Иванович

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Социологические науки

Статья в выпуске: 24, 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье показывается социокультурная связь благотворительности современных жертвователей с движением общественной поддержки XIX столетия. Эмпатия как высшая ценность анализируется в качестве одного из каналов культурной преемственности, механизмом передачи которой в Средневолжском регионе является благотворительность. На примере сложившейся системы социальной поддержки в г. о. Тольятти исследуется зависимость милосердия от духовно-нравственных качеств населения.

Духовная культура, преемственность, благотворительность, среднее поволжье, г. о. тольятти, эмпатия

Короткий адрес: https://sciup.org/14938003

IDR: 14938003

Текст научной статьи Благотворительность как механизм передачи высших ценностей (на примере г. о. Тольятти)

Преемственность в области духовной культуры не возможна без осознания человеком ключевых ценностей. Ценности, имеющие непрерывный характер и переходящие от одного поколения к другому, выступают в качестве живого элемента культуры каждой исторической эпохи. Благотворительность как элемент духовной культуры не всегда видна в отечественной истории культуры. Однако ценности, на которых она базируется, присутствуют всегда. Возникновение и исчезновение различных форм милосердия не вызывают в обществе разрыва преемственности, так как, видимо, существует некий механизм передачи и сохранения этого феномена. Необходимость выявления механизма передачи культурных ценностей, лежащих в основе жизнедеятельности, обусловила актуальность данного исследования. В связи с этим целью работы стало осмысление милосердия и благотворительности современных жертвователей и меценатов на примере культурной преемственности их форм в Средневолжском регионе.

Территории Среднего Поволжья изначально заселялись многими народами. Немаловажен и тот факт, что культурные традиции региона не имеют средневековых корней. В Среднем Поволжье мирно уживались различные этносы и религии (ислам, христианство, язычество и т. д.). И сегодня регион является успешно развивающимся полиэтническим и поликонфессиональным пространством [1, с. 3101–3102].

Не случайно здесь сформировалась уникальная культура благотворительности и милосердия, которая стала результатом оптимального соотношения в ней государственного, общественного и частного компонентов [2, с. 54].

Этнические, нравственно-конфессиональные, хозяйственные традиции благотворительности были заложены в XIX в. и задали высокую планку для подражания последующим поколениям [3, с. 87]. Поэтому культурное движение благотворительности в Среднем Поволжье является актуальной темой социального и историко-культурологического анализа для выявления духовнонравственной преемственности в деле социальной и материальной помощи беднейшим слоям населения региона.

В качестве методологической основы работы положен принцип социокультурной обусловленности любых видов человеческой практики. В силу того, что предметом исследования выступает культура благотворительности, для решения поставленных исследовательских задач потребовалось сочетание нескольких методологических подходов: культурологического, исторического и системного.

Многие современные проблемы в обществе связаны с низким уровнем общей и духовно-нравственной культуры, а также с нарушениями этики [4]. Причем нередко богатые люди ведут себя менее этично, чем бедные. В российском государстве культивирование таких качеств, как сочувствие и сострадание оказалось не менее важным, чем борьба с экономическим неравенством и т. п.

Становление рыночных форм хозяйствования в современной России происходит неоднозначно и сопровождается катастрофической социальной и экономической дифференциацией, в том числе и в регионе. Всевозрастающая пропасть между бедными и богатыми делает задачу социальной защиты малообеспеченных слоев населения первостепенной. Решить эту насущную проблему на государственном уровне в настоящее время не представляется возможным. Поэтому участие гражданского общества в процессах взаимопомощи уже предопределено самой исторической практикой. Причем экономическая составляющая здесь не главная. Важно возрождая благотворительные общественные учреждения и частные организации, восстановить или вновь обрести ключевые ценности, обеспечивающие преемственность в области духовной культуры. Иначе такие организации превратятся в центры по удовлетворению амбиций или, еще хуже, будут заниматься «отмыванием» денег и т. п.

Только зрелое гражданское общество активно вкладывает средства в дело помощи малоимущим. Помогая им, оно само становится чище, добрее, милосерднее. Видимо, без эмоции сострадания общество оказывается неспособно к действиям, поддерживающим духовной рост граждан.

Итак, мы можем предположить, что одним из каналов межпоколенной культурной преемственности в регионе выступает эмпатия как «способность сопереживать эмоциональному состоянию другого человека» [5], откликаться на его страдания и горе. Суть этого феномена проявляется в устойчивой связи благотворительности и милосердия с ростом духовно-нравственных качеств.

В настоящее время, когда большая часть населения страны нуждается в духовной, социальной или материальной помощи, требуется создание новых форм благотворительных учреждений и заведений, естественно, с опорой на региональную традицию. И сегодня ее смысл имеет значение. Эта традиция предлагает в центр деятельности благотворительных организаций и отдельных жертвователей ставить эмпатию.

Исторический опыт благотворительной деятельности в России и регионе свидетельствует о полезности разнопланового присутствия в ней государственного, общественного и частного компонентов. Однако, несмотря на то что благотворительная деятельность в России и Среднем Поволжье в большей степени регулируется законодательством, в ее основе лежит индивидуальная инициатива отдельных граждан, постепенное осознание прогрессивно мыслящими жертвователями личной ответственности перед обществом. Поэтому социокультурные мотивы благотворителя особенно важны для направления части общественной энергии в русло милосердия.

В этой связи можно привести пример сложившейся системы благотворительности в г. о. Тольятти. За последние 60 лет Тольятти стал своеобразной лабораторией всей страны. Здесь впервые проверялись, отрабатывались технические, экономические, организационные, градостроительные решения, которые затем широко внедрялись во многие отрасли народного хозяйства. Но главное - в городе живут творческие, деловые, инициативные, неравнодушные к судьбе своей малой и большой Родины люди, которые ценят свое прошлое и уверенно смотрят в будущее [6, с. 8]. Восстановление традиций благотворительности и меценатства стали закономерным и необходимым шагом в развитии городской культуры. Безусловно, «огромное значение в этом культурном процессе имеет сопричастность с различными воплощениями традиции» [7, с. 61]. Как и ранее, в городе благотворительностью называют любое доброе дело людей. Повторяя опыт прошлого, тольяттинские благотворители и меценаты стали объединять свои усилия: создавать благотворительные фонды, проводить конкурсы-поддержки, организовывать специальные программы по целевой поддержке творчества, искусства и т. п.

В городе работает ряд благотворительных фондов: некоммерческая организация «Благотворительный фонд “Гармония”», фонд «Духовное наследие» имени С.Ф. Жилкина, «Фонд Тольятти», который является надежным посредником между благотворителем и благополучателем. Авторитет этого фонда подтверждается ежегодной общей суммой средств, переведенной благотворителями через него, - более 150 млн руб.

В 2000 г. по инициативе муниципальной власти был организован конкурс «Благотворитель года». С тех пор конкурс стал традиционным. Его цель - возрождение и сохранение культурноисторических традиций России и Самарского региона в деле благотворительности [8].

«Благотворитель года» - это хорошая возможность повысить общественный статус благотворителей, выразить признательность за их активную гражданскую позицию. Но главное, что удается сделать - поддержать культуру, спорт, общественные организации, ученых, деятелей искусств и другие категории населения, стремящиеся сделать полезное дело для города.

Об этом говорят номинации конкурса: «Милосердие», «Меценат года», «СПОРТ», «Просвещение, образование, наука», «Фамильная благотворительность», «Некоммерческий проект года», «Позитивный имидж города».

Приведем только некоторые формы благотворительности, получившие номинацию в конкурсе. Например, в гипермаркете «Лента» в г. Тольятти стартовала собственная социальная программа для наименее защищенных жителей города (малообеспеченные семьи, ветераны войны и труда, инвалиды и др.), позволившая десяткам людей получить дополнительную скидку на социально значимые товары; ОАО «АвтоВАЗ» как социально ответственное предприятие осуществляет адресную помощь бывшим работникам завода: инвалидам, ветеранам и пенсионерам завода, а также другим социально незащищенным категориям населения (более 1 000 человек ежегодно); Национальный Торговый Банк (НТБ) выбрал основное направление своей благотворительной деятельности – меценатство, учредив тематический фонд для финансирования проектов в области детского и юношеского творчества, театрального искусства, образования и просвещения (оказывает финансовую поддержку фестивалю молодежного музыкального искусства «Классика над Волгой») и др. Приведенные примеры только дают представление о многообразных формах благотворительности в г. о. Тольятти, которые, естественно, постоянно развиваются и совершенствуются.

Большое количество благотворителей городу дает бизнес. Так, меценатом года города Тольятти и Самарской области ежегодно признается Владимир Валерьевич Яркин; меценат Николай Вартанович Абрамов создал благотворительную программу «Премия почетного гражданина г. о. Тольятти Н. В. Абрамова».

Даже этот неполный анализ позволяет констатировать, что благотворительность в г. о. Тольятти не «модный тренд», а хорошо структурированная система, которая имеет проверенные формы и активно развивается среди всех слоев населения. Это говорит о частичном восстановлении успешно работавшей в XIX в. системы, при которой общественное служение, основанное на милосердии к ближнему, было престижно и почетно.

Таким образом, находит подтверждение тезис о том, что без развитой системы благотворительности невозможно социальное и нравственное оздоровление общества. Социокультурные тенденции развития региона свидетельствуют о том, что духовно-нравственные основы и новые ценности, складывающиеся в Среднем Поволжье, способны поддержать функционирование системы благотворительности, сочетающей традиционные и инновационные формы. Современные национальные культуры имеют перспективы устойчивого развития только на основе консенсуса и преемственности в духовном измерении. Одну из главных ролей здесь играет система ценностей «социальной ответственности», окончательно выработанная в российском обществе в XIX в. Она основывалась на традициях благотворительности как добродетели. И сегодня принцип коллективной взаимопомощи и поддержки людей, попавших в трудные ситуации, является важной духовно-нравственной опорой в России и Среднем Поволжье.

Ссылки:

  • 1.    Алехина Н.В., Лепешкина Л.Ю. Региональная идентичность в Среднем Поволжье: перспективы социокультурного исследования // В мире научных открытий. 2015. № 3.7 (63). С. 3096–3129.

  • 2.    Горячев М.Д. Просветительская и благотворительная деятельность земских учреждений в России (по материалам Самарского земства). Самара, 2004. 192 с.

  • 3.    Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001. 443 с.

  • 4.    См.: Казанцева С., Зубова О. Нравственно обязан. Традиции благотворительности в Самарской губернии на рубеже ХIХ–ХХ вв. Самара, 2005 ; Казус Сколково: кому нужны «какие-то сотни тысяч долларов»? [Электронный ресурс]. URL:    http://www.forbes.ru/mneniya-column/gosplan/239011-kazus-skolkovo-komu-nuzhny-kakie-sotni-tysyach-dollarov

    (дата обращения:  01.11.2015)  ; Рощин А. Страна утраченной эмпатии [Электронный ресурс]. URL:

  • 5.    Академик. Словари и энциклопедии на академике [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru//Эмпатия (дата обращения: 30.10.2015).

  • 6.    Овсянников В.П. Городской округ Тольятти: краткая историко-культурная характеристика // Этносоциум и межнациональная культура. № 4 (58). 2013. С. 7–13.

  • 7.    Овсянников В.П., Якунин В.Н. Традиционное культурное наследие в молодых индустриальных городах // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 58–62.

  • 8.    Фонд Тольятти [Электронный ресурс]. URL: http://www.fondtol.org/ (дата обращения: 23.10.2015).

(дата обращения: 16.10.2015).

Список литературы Благотворительность как механизм передачи высших ценностей (на примере г. о. Тольятти)

  • Алехина Н.В., Лепешкина Л.Ю. Региональная идентичность в Среднем Поволжье: перспективы социокультурного исследования//В мире научных открытий. 2015. № 3.7 (63). С. 3096-3129.
  • Горячев М.Д. Просветительская и благотворительная деятельность земских учреждений в России (по материалам Самарского земства). Самара, 2004. 192 с.
  • Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001. 443 с.
  • См.: Казанцева С., Зубова О. Нравственно обязан. Традиции благотворительности в Самарской губернии на рубеже XIX-ХХ вв. Самара, 2005 ; Казус Сколково: кому нужны «какие-то сотни тысяч долларов»? [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/mneniya-column/gosplan/239011-kazus-skolkovo-komu-nuzhny-kakie-sotni-tysyach-dollarov (дата обращения: 01.11.2015) ; Рощин А. Страна утраченной эмпатии [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosbalt.ru/blogs/2012/10/26/1051631.html (дата обращения: 16.10.2015).
  • Академик. Словари и энциклопедии на академике . URL: http://dic.academic.ru//Эмпатия (дата обращения: 30.10.2015).
  • Овсянников В.П. Городской округ Тольятти: краткая историко-культурная характеристика//Этносоциум и межнациональная культура. № 4 (58). 2013. С. 7-13.
  • Овсянников В.П., Якунин В.Н. Традиционное культурное наследие в молодых индустриальных городах//Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 58-62.
  • Фонд Тольятти . URL: http://www.fondtol.org/(дата обращения: 23.10.2015).
Еще
Статья научная