Богословие истории свт. Серафима (Соболева) в полемике с прогрессистским утопизмом ХХ в
Автор: Гаврилов Игорь Борисович
Журнал: Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии @theology-spbda
Рубрика: Теология
Статья в выпуске: 4 (12), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются наиболее значимые сочинения, отражающие богословскоисторические воззрения выдающегося православного мыслителя архиеп. Серафима (Соболева) (1881-1950), прославленного в 2016 г. в лике святителей. Показано, что богословие истории свт. Серафима формировалось в полемике с идеями прогрессистского утопизма (хилиазм, теория нравственного прогресса и преображения творения, социализм, концепция «соединения Церквей») под влиянием святоотеческой мистико-аскетической традиции православия. Учением о Царстве Божием на земле как ощущении человеком блаженства от единения с Богом посредством возрождающего действия крещенской благодати Святого Духа святитель задает богословско-исторической мысли, противостоящей теориям прогрессистского утопизма, пневматологический, экклезиологический и сакраментологический вектор. В эпоху секуляризации исторической науки, с одной стороны, и возникновения различных утопических исторических концептов, в том числе в христианской среде, с другой, теологические ответы свт. Серафима на эти вызовы могут быть определены как духовные и пророческие, а также как пример православного трезвомыслия в трактовке истории.
Свт. серафим (соболев), прот. п. я. светлов, вл. с. соловьев, прот. с. н. булгаков, богословие истории, историософия, эсхатология, софиология, экклезиология, утопизм, прогресс, хилиазм, гуманизм, социализм, "освободительное движение", революция, царство божие, благодать, обожение, смирение
Короткий адрес: https://sciup.org/140294184
IDR: 140294184 | DOI: 10.47132/2541-9587_2021_4_12