Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии

О журнале:

Журнал «Труды кафедры богословия» является рецензируемым научным журналом (периодическим печатным изданием), публикующим статьи по богословию, философии, культурологии, педагогике (теории образования).

Учредители:

Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви

ID:
journal-1401398
ISSN:
Печатный 2541-9587.

Еще выпуски журнала...

Статьи журнала

Уважаемые друзья, коллеги!

Уважаемые друзья, коллеги!

Другой

Бесплатно

Научно-исследовательская и педагогическая деятельность Н. М. Малахова. период 1911‒1918 гг.

Научно-исследовательская и педагогическая деятельность Н. М. Малахова. период 1911‒1918 гг.

Д.А. Карпук

Статья научная

В статье на основании архивных и опубликованных материалов рассматривается научно-исследовательская, педагогическая и церковно-общественная деятельность Нила Михайловича Малахова (впоследствии протоиерея) в тот период времени, когда он являлся исполняющим должность доцента Санкт-Петербургской духовной академии (с 1911-го по 1918 г.). Некоторое внимание уделено периоду обучения Н. М. Малахова в столичной академии и содержанию его кандидатской диссертации на тему «Теория психофизического параллелизма и ее критическая оценка». Было выяснено, что в течение всего времени преподавания курс лекций по Основному богословию Н. М. Малахова практически не менялся и был посвящен морфологии религии. Под научным руководством Малахова было написано не менее 15 кандидатских диссертаций, одна из которых сохранилась вплоть до настоящего времени. Особое внимание в статье уделено редакторской деятельности Н. М. Малахова, который с мая 1914 г. по декабрь 1915 г. исполнял обязанности редактора академического журнала «Церковный вестник», являвшегося на рубеже XIX‒XX вв. одним из авторитетных церковно-общественных и научно-публицистических церковных изданий. Кроме того, в январе — феврале 1916 г. Малахов на собственные деньги издавал журнал «Церковь и общество». Все это позволяет говорить о том, что Н. М. Малахов являлся одним из перспективных молодых специалистов Санкт-Петербургской духовной академии в начале XX в.

Бесплатно

Критический разбор курса основного богословия преподавателя петроградской духовной академии Нила Михайловича Малахова (1884‒1934)

Критический разбор курса основного богословия преподавателя петроградской духовной академии Нила Михайловича Малахова (1884‒1934)

Священник Димитрий Лушников

Статья научная

Настоящая статья посвящена критическому анализу неизданного курса лекций по основному богословию, прочитанного Н. М. Малаховым студентам I курса Петроградской Духовной Академии в 1916–1917 учебном году. Автор знакомит читателя со структурой и кратким содержанием курса лекций и обнаруживает, что предложенная Н. М. Малаховым во введении структура преподавания основного богословия в самом курсе не реализуется. Содержание курса всецело посвящено философии религии — одному из разделов основного богословия, — тогда как остальные разделы, касающиеся рационального обоснования главных религиозных истин, решения вопроса об отношении Бога к миру, происхождения мира, проблемы зла и др., остаются у Н. М. Малахова не разработанными. При исследовании содержания лекций обнаруживается, что их автор в своей философии религии придерживается эволюционного принципа, но не в «классическом», т. е. атеистическом варианте Э. Тайлора, а в варианте совмещения принципа развития с объективным бытием Бога. В статье обосновывается вывод о несостоятельности данной концепции и предпринимается попытка объяснения ее формирования у Н. М. Малахова.

Бесплатно

Стили православного богословия ХХ века. К оценке трудов архиепископа Михаила (Мудьюгина)

Стили православного богословия ХХ века. К оценке трудов архиепископа Михаила (Мудьюгина)

Протоиерей Константин Костромин

Статья научная

Статья основана на предположении, что богословская мысль оформлялась при помощи языка, образов, общей стилистики и направления мысли господствующего художественного стиля, который соответствующим образом косвенно влиял и на «повестку дня» богословской науки, постановку спорных тем или форму фундаментальных исследований и даже на выводы, которые делал тот или иной автор. Стиль мышления и выражения своих мыслей неодинаков в разные эпохи. Исходя из этого утверждения автором выделены три стиля, которые сменяли друг друга в ХIХ–ХХ вв. и повлияли на изменения в русской богословской мысли, — классика, модерн и постмодерн. В статье обосновывается утверждение, что русская богословская мысль ко времени революции перешла от классического стиля мышления к модерну, продолжив развиваться синхронно с общей культурой в направлении постмодерна в эмиграции. В СССР же она приобрела специфические формы, которые можно охарактеризовать как неоклассику. Архиепископ Михаил (Мудьюгин) был одним из наиболее ярких богословов эпохи неоклассики. С падением коммунизма в России парадигма мышления стала быстро меняться, что обусловило слабый интерес к трудам классических и неоклассических богословов, в частности архиепископа Михаила.

Бесплатно

Ватикан и ислам

Ватикан и ислам

Архимандрит Августин (Никитин)

Статья научная

В статье, основанной на материалах книги автора «Ислам в Европе», прослеживаются взаимоотношения Римско-Католической Церкви (Ватикан) с мусульманскими государствами на протяжении нескольких столетий. В кратком историческом обзоре приводятся наиболее яркие факты, свидетельствующие о противостоянии Святого Престола исламской агрессии в Южной Европе начиная с VII столетия — времени возникновения ислама. Со второй половины ХIХ в. Католические исследователи начали углубленное изучение ислама; коренное изменение взаимоотношений Римско-Католической Церкви с мусульманским миром произошло после II Ватиканского Собора (1962‒1965). Такие предстоятели Римско-Католической Церкви, как папы Павел VI, Иоанн Павел II, Бенедикт ХVI и Франциск, на протяжении десятилетий пытались улучшить отношения с исламским миром, но при этом они нередко сталкивались с фанатизмом представителей мусульманской уммы. В статье отмечается, что межрелигиозный богословский диалог сегодня не дает каких-либо позитивных результатов. За несколько десятилетий, прошедших со времен II Ватиканского собора, диалог мусульман и католиков не удалось вывести на серьезный богословский уровень.

Бесплатно

Езидизм

Езидизм

И. В. Базиленко

Статья научная

Настоящая статья посвящена религиозному учению езидов — эндогамной этно-конфессиональной общине, члены которой говорят на курманджи — одном из основных диалектов курдского языка. Исследователи полагают, что эта уникальная конфессия содержит разнообразные элементы ислама, зороастризма, манихейства, гностицизма, христианства и иудаизма. Автор знакомит читателей с различными версиями происхождения езидизма, в основе религиозных традиций и обрядовой практики которого лежит забота о сохранении религиозной чистоты, тесно связанная с метемпсихозом — учением о переселении душ. Значительное внимание уделено религиозной космогонии и мифологии езидов, рассматриваются особенности езидских религиозных ритуалов, обрядности, празднеств; их взаимозависимость и связь с местами компактного проживания отдельных общин. В статье также даны краткая характеристика езидских священных писаний, определенного синкретизма езидского вероучения, религиозных табу, молитвенной практики и сложной структуры социально-религиозной организации. В заключении приведены данные о современном состоянии езидизма, включая имеющиеся в наличии статистические данные о численности и географической распространенности езидов в мире.

Бесплатно

Еще статьи журнала...

Журнал