Бохайские пагоды

Бесплатный доступ

В бохаеведении остро стоит проблема этнического состава правящей элиты Бохая. Изучение погребальных памятников бохайской элиты поможет в решении данной проблемы. Одна из примечательных особенностей погребальной обрядности бохайской элиты - возведение башен-пагод рядом с могилами. На данный момент известно три погребения с пагодами: гробница Чжэнь Сяо, могила в Мадида, пагода Ёнгвантхап. Над некоторыми могилами возводились культовые сооружения. Такая особенность бохайской погребальной обрядности отличает ее от когурёской. Это отличие свидетельствует в пользу того, что правящий слой Бохая состоял в основном из мохэ, которые в культурном плане больше ориентировались на Тан, формируя при этом свой бохайский культурный облик.

Еще

Бохай, мохэ, пагода, чжэнь сяо, лунхай, людиншань, саньлинтунь, ёнгвантхап, мадида

Короткий адрес: https://sciup.org/14522186

IDR: 14522186

Текст научной статьи Бохайские пагоды

В современном бохаеведении активно обсуждается вопрос этнического состава правящей элиты государства Бохай. Большая часть исследователей склоняется к тому, что бохайский правящий слой состоял в основном из представителей мохэ-ских племен. Однако, есть и такие исследователи, в основном с Корейского полуострова, которые утверждают, что особо важное место в элите Бо-хая занимали когуреcцы. Изучение погребальных памятников бохайской элиты поможет в решении данной проблемы. Одна из примечательных особенностей погребальной обрядности бохайской элиты – возведение башен-пагод рядом с могилами.

Из известных на данный момент бохайских могил по масштабности погребального сооружения, по богатству погребального инвентаря наиболее выделяются гробницы принцесс Чжэнь Хуэй в Людиншани и Чжэнь Сяо в Лунхае [Ким Вонён, Ан Хвиджун, 2004, с. 362]. Помимо погребения Чжэнь Хуэй в Людиншани имеются и другие круп- ные каменные склепы, например погребение № 6, на первом участке захоронения этого могильника [Song Kiho, 2007, p. 32]. Элитной считается могила в Хэнаньтуни около городища Сигучен, в ней были обнаружены золотые поясные украшения, золотой браслет [Пан Хакпон, 2006а, с. 95]. Другой могилой знати, может быть даже представителя правящей династии, считается погребение № 1 на могильнике Саньлинтунь [Чан Саннёль, 1992, с. 273]. Из крупных могил примечательно погребение № 1 (по нумерации раскопок 1963 г.) на могильнике Бэйда в уезде Хэлун [Чосон…, 1995, с. 282]. Отдельно стоит остановиться на могильнике Лунхай [Ли Цян, 2009]. Найденные здесь в могилах № 3 и № 12 стелы с эпитафиями свидетельствуют о том, что здесь захоронены императрица (кит. «хуанхоу») Сяо И, супруга третьего правителя Бохая Вэнь-вана и императрица Шунь Му (кит. «хуанхоу»), супруга девятого правителя Бохая Цзянь-вана.

Могильник Лунхай известен тем, что здесь располагается погребение принцессы Чжэнь Сяо. Над погребальной камерой данной могилы имеется подквадратный фундамент, сложенный из кирпича. Длина его по внешней линии с севера на юг 5,65 м, с запада на восток – 5,55 м. Высота фундамента 0,7 м, толщина стен 1,5 м. Внутри фундамент состоит из утрамбованного грунта в несколько слоев, смешанного с мелкими камнями. Кроме того, вокруг него возведен небольшой грунтовой вал. Он в плане подквадратный, длина с севера на юг 7,77 м, с запада на восток 6,66 м. На поверхности рядом с фундаментом обнаружены кирпичи и их фрагменты. Все это говорит о том, что над могилой было строение, и вероятность того, что это пагода, довольно высока [Ом Джаннок, 1993, с. 151]. На могильнике Лунхай найдены также остатки фундамента предположительно от буддийского храма. В процессе исследования данного памятника найдены погребения № 13 и № 14, которые располагались ниже уровня пола этого строения.

Некоторые исследователи считают, что над могилой Саньлинтунь № 1 располагалась небольшая пагода или храм, где могли приноситься жертвоприношения умершему. Такой вывод сделан на основе описаний данного кургана, дошедших с позднего Средневековья. Кроме того, в верхних слоях курганной насыпи Саньлинтуь № 1 обнаружены фрагменты черепицы и каменные базы для колонн.

В провинции Цзилинь в уезде Хунчунь в местности Мадида обнаружена могила, над которой была пагода. Пагода разрушена в 1921 г. Однако остались её описания, согласно которым она имела семь уровней и была сложена из кирпичей, на некоторых из них имелись надписи. В плане фундамент пагоды подквадратный. Длина его с севера на юг – 4,95 м, по линии запад-восток – 4,8 м, толщина стен 0,7 м. Над уровнем современной поверхности фундамент возвышается на 0,6 м. Вокруг фундамента остались следы от оградки. Под фундаментом имеется погребальная камера. Высота камеры 2,3 м, длина 2,7 м, ширина 1,86 м. Стены камеры сложены из кирпича. Потолок четырехступенчатый, перекрытый двумя большими плитообразными камнями. Длина этих камней 3,61 м, ширина 3,4 м, толщина 0,5–0, м. Стены и потолок намазаны известью. В камере найдены человеческие останки: нижняя челюсть, кости ног и рук. Из инвентаря найдены позолоченные бронзовые изделия, железное кольцо-задвижка, железные гвозди, фрагмент глазурованного сосуда. Проход в камеру располагался с южной стороны, он был выстлан кирпичом. При строительстве пагоды в Мадида использовались в том числе орнаментированные кирпичи. Погребальная камера под этой пагодой по своей конструкции, методу сооружения очень похожа на камеру в гробнице Чжэнь Сяо, поэтому ее бохайская атрибуция не вызывает сомнений у большинства бохаеведов [Пан Хакпон, 2006б, с. 100–101].

До наших дней хорошо сохранилась пагода Ёнгвантхап (кит. «Лингуанта»). Она находится в Чанбай-Корейском автономном уезде провинции Цзилинь. Эта пятиуровневая пагода сложена из кирпичей голубовато-серого и серо-коричневого цвета. На некоторые кирпичи нанесен орнамент. Пагода сооружена на небольшом подквадратном возвышении. Периметр основания в плане 12,4 м. Общая высота пагоды составляет около 13 м. Вход в нее с южной стороны. На остальных уровнях пагоды по центру южной стороны расположены оконные отверстия. Под фундаментом находится подпрямоугольная в плане камера, ее длина (север-юг) 1,9 м, ширина (запад-восток) 1,42 м, высота 1,49 м. Стены и пол сделаны из кирпича. Потолок был перекрыт каменной плитой [Хан Ин-хо, 2006, с. 317]. Пагода Ёнгвантхап определена как бохайская. Орнамент черепицы, найденной на расположенном поблизости бохайском городище Чанбайгучэн, идентичен орнаменту на кирпичах пагоды. Нельзя однозначно утверждать, что камера под пагодой использовалась именно для погребения, но вероятность этого высока, учитывая примеры пагоды в Мадида и гробницы Чжэнь Сяо.

Аналогии такого рода культовых сооружений имеются в Китае. Например, пагода Даяньта в монастыре Цыэньсы в Чанъане, датируемая 652 г. Пагода Сяояньта с территории монастыря Дац-зяньфусы в Сиани, датируемая VII в., напоминает своими очертаниями пагоду Ёнгвантхап. В провинции Юньнань на территории монастыря Чуншэньсы имеется похожая на Сяояньта пагода Цяньсюньтэ, она датируется IX в. [Всеобщая…, 1971, с. 356–357]. Это говорит о том, что архитектурные традиции танского Китая оказывали определенное влияние на Бохай.

Всего, таким образом, на данный момент известно три погребения с пагодами над ними – гробница Чжэнь Сяо, могила в Мадида, пагода Ёнгвантхап. В остальных случаях над могилой сооружалось храмовое строение. Обычай помещать в основании пагоды реликварий характерен для буддийской традиции. В Бохае, согласно этой традиции, под основанием культовых сооружений, в том числе пагод и храмов, начали сооружать погребальные камеры. Эта особенность погребальной обрядности бохайской элиты отличает ее от когурëской об- рядности. В Когурё над могильными курганами строения не возводились. В дальнейшем на территории Корейского полуострова в эпоху Корё, Чосона культовые сооружения стали возводить недалеко от курганов. Это отличие свидетельствует в пользу того, что правящий слой Бохая состоял в основном из мохэ, которые в культурном плане больше ориентировались на Тан, формируя при этом свой, присущий только им, бохайский культурный облик.

Список литературы Бохайские пагоды

  • Всеобщая история архитектуры. -М., Л.: Изд-во лит-ры по строительству, 1971. -Т. 9. -644 с.
  • Ким Вонён, Ан Хвиджун. Хангукмисульый ёкса. Сонсасидээсо Чосонсидэккаджи (История искусства Кореи. С древнейших времен до Чосона). -Сеул: Чонджэгук, 2004. -703 с.
  • Ли Цян. Результаты работ на могильнике правящей династии Бохая Лунхай г. Хэлун пров. Цзилинь//Каогу. -2009. -№ 6. -С. 23-39. (на кит. яз.).
  • Ом Джаннок. О некоторых особенностях могилы принцессы Чон Хё (Чжэнь Сяо)//Пархэсаёнгу (Исследования истории Пархэ). -Сеул: Соульдэхаккёчхульпханбу, 1993. -Т. 3. -С. 150-179. (на кор. яз.).
  • Пан Хакпон. Пархэбульгёва кы юджокюмуль (Буддизм в Бохае: памятники и находки). -Сеул: Синсончхульпханса, 2006а. -319 с. (на кор. яз.).
  • Пан Хакпон. Погребальные обряд бохайцев и его особенности//Пархэый юмуль юджок (ха) (Бохайские памятники). -Сеул: Соульчхульпханса, 2006б. -Т. 2. -С. 137-154. (на кор. яз.).
  • Хан Инхо. Пагода Ёнгвантхап (Бохайская Ёнгвантхап)//Пархэый юмуль юджок (ха) (Бохайские памятники). -Сеул: Соульчхульпханса, 2006. -Т. 2. -С. 317-319. (на кор. яз.).
  • Чан Саннёль. Бохайские сооружения//Пархэсаёнгунонмунджип I. -Пхеньян: Пхёнянджонхапинсвэгон-джан, 1992. -С. 231-285. (на кор. яз.).
  • Чосон когохак кэё (Очерки археологии Северной Кореи). -Пусан: Квахакпэкквасаджон чхульпханса, 1995. -362 с. (на кор. яз.).
  • Song Kiho. Facts and premises: on the old tombs of Balhae//J. of Northeast Asian History. -2007. -Vol. 4-2. -P. 13-36.
Еще
Статья научная