Борьба сознаний персонажей как основа карнавальности ранней прозы Достоевского (наследие Бахтина в цифровую эпоху)

Автор: Колчин Вячеслав Геннадьевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 1 (52), 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье дан анализ концепции М.М. Бахтина о сознаниях героев Достоевского, а именно противоречивого единства их диалогической и карнавальной жизни. Чтобы показать целостность замысла Бахтина, автор статьи обращается к работам А.Ф. Лосева и С.А. Аскольдова 1920-х гг. Личностные аномалии героев Достоевского («двойники», «слушатели» «маски», «голоса») рассмотрены как проявления феномена «совести», являющейся историческим предшественником понятия «сознание» во всех европейских языках, включая русский (Г.М. Прохоров). Совесть, как эстетическая категория у Достоевского, объясняет превращения диалога в карнавал и обратно, а также определяет динамику групп персонажей, названных Бахтиным «карнавальным коллективом». В качестве иллюстрации проведен анализ борьбы за «свободу совести» между «положительно прекрасным человеком» и «героем-идеологом» в повести «Село Степанчиково». Тема противостояния данной «карнавальной пары» будет развита Достоевским в его великих романах. Сюжет «карнавализованной литературы» (глава о мениппее у Бахтина) посвящен преодолению героями «внешних оболочек образа самого себя», привычных для автора и читателей в конкретную историческую эпоху. При этом Бахтин диахронически противопоставил «реальный» карнавал Достоевского «утопическому» карнавалу Рабле. Противоречия сознания в «диалогической сфере его бытия» дают возможность исследовать карнавальные аспекты жизни обществ «свободы совести» как начала XX в., так и цифровой эпохи.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/149127410

IDR: 149127410   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2020-00001

Список литературы Борьба сознаний персонажей как основа карнавальности ранней прозы Достоевского (наследие Бахтина в цифровую эпоху)

  • Аскольдов-Алексеев С.А. Гносеология. М., 2012.
  • Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 5. М., 1997.
  • Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 6. М., 2002.
  • Бонецкая Н.К. Бахтин глазами метафизика. М., 2016.
  • Воронцова И. Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века. М., 2008.
  • Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л., 1972-1990.
  • Свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 2008.
  • Карпов В.Н. Введение в философию. СПб., 1840.
  • Лихачев Д.С. Воспоминания. М., 2014.
  • Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.
  • Пастернак Б.Л. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 4 М.,1991.
  • Попова И.Л. Мениппова сатира как термин Бахтина // М.М. Бахтин: философия России ХХ века, М., 2010. С. 383-409.
  • Прохоров Г.М. Древнерусское слово съвЪсть и современные русские слова совесть и сознание // ТОДРЛ. Т. 55. СПб., 2004. С. 523-535.
  • Свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 2008.
Статья научная