Буддийская практика спасения в теории ступеней пути пробуждения
Автор: Бадмацыренов Тимур Баторович
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 14, 2015 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена изучению буддийской практики спасения в теории ступеней пути пробуждения. Сотериологическое учение выступает центральной идеей философского, религиозного и культурного контекста буддизма. Смысл человеческого рождения рассматривается исключительно через призму устремления к пробуждению - конечной цели спасения от вневременных страданий. Буддийскими мыслителями была разработана детальная теория ступеней пути пробуждения, в основу которой положена типология личности по отношению к религиозной практике спасения. Достижение пробуждения в Гелуг, или шире - буддизме Махаяны, возможно посредством трех основных путей совершенствования: Шравакаяны, Пратьека-буддаяны и Махаяны, включающей практики Парамитаяны и Мантраяны. Автор приходит к выводу, что социокультурные духовные ценности буддизма играют определяющую роль в функционировании буддийского духовенства.
Буддизм, сотериология, религиозные практики, ценности
Короткий адрес: https://sciup.org/148182779
IDR: 148182779
Список литературы Буддийская практика спасения в теории ступеней пути пробуждения
- Асанга. Компендиум Махаяны (Махаяна сампариграха шастра)//Торчинов Е.А. Введение в буддологию. -СПб.: Санкт-Петербургское филос. общ-во, 2000. -С. 256.
- Васубандху. Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы)/пер. с санскр., введ., комм., ист.-фил. исслед. Е.П. Островской, В.И. Рудого. -СПб.: Андреев и сыновья, 1994. -С. 245.
- Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира//Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990. -С. 312.
- Далай-лама XIV Тензин Гьятсо. Буддийская практика: путь к жизни, полной смысла/пер. с англ. А. Капанадзе. -Киев: София; М.: Гелиос, 2003. -С. 32.
- Интервью геше Тубтен Наванга. О соблюдении обетов//Нартанг бюллетень. -№ 10-11. -С. 17-21.
- Кенчог Чжигмэ Вангпо. Драгоценное ожерелье: краткое изложение буддийских и небуддийских философских школ/пер. с тиб. А. М. Донца. -Улан-Удэ: Изд-во Ринпоче-багша, 2005. -С. 53.
- Нестеркин С.П. Образовательная система буддийских монастырей//Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность: материалы конф., 23-24 июня 2002 г. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. -С.53.
- Островская Е.А. -мл. Тибетский буддизм. -СПб.: 2002. -С.337.
- Тинлей Дж. Комментарий к «Сутре Сердца Праджняпарамиты»/пер. с англ. Б. Дондокова. -Улан-Удэ, 2004. -С.4-5.
- Тинлей Дж. Наставления перед посвящением в Тантру Калачакры//Дхарма: религиозно-философский альманах. -Улан-Удэ: Изд-во общины «Дхарма», 1996. -Вып. 1-2. -С.85.
- Торчинов Е.А. Введение в буддологию. -СПб.: Санкт-Петербургское филос. общ-во, 2000. -С.49.
- Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения/пер. с тиб. А. Кугявичуса, под ред. А. Терентьева. -СПб.: Нартанг, 1994. -Т.1. -С.350.
- Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения/пер. с тиб. А. Кугявичуса, под ред. А. Терентьева. -СПб.: Нартанг, 2000. -Т.2. -С. 104.
- Чже Цонкапа. Краткое изложение смысла учения об Этапах Пути//Дхарма: религиозно-философский альманах. -Улан-Удэ: Изд-во общины «Дхарма», 1996. -Вып. 1-2. -С.17.