Буддийские мотивы в творчестве Цырендоржо Бальжанова (проблемы режиссуры и подготовки актеров в бурятском театре в 1990-е и 2000-е годы)

Автор: Манзарханов Эдуард Евгеньевич

Журнал: Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры @vestnikvsgik

Рубрика: Искусствоведение

Статья в выпуске: 4 (28), 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается творчество бурятского режиссера Цырен-доржо Бальжанова, которое формировалось во взаимосвязи с театральными явлениями и событиями, определившими будущее бурятского театра драмы на рубеже культурных эпох. Избрав основным мотивом своего творчества буддийскую тематику, Цырендоржо Бальжанов столкнулся с целым рядом вопросов, затронувших проблему постановочных решений и проблему подготовки актера в создании буддийских образов и персонажей, а также возможность достижения особого состояния «сатори» в условиях театрального действа. Отсутствие в бурятском театре драмы опыта постановок на религиозную тему, то театральное и режиссерское наследие, которое осталось от театра советских годов, не позволило бурятскому режиссеру закрепить состояние «сатори», которое ему удалось достичь в спектакле «Дамдин лама». Опираясь на этот опыт, имеющий больше интуитивный характер, Цырендоржо Бальжанов основную часть своего творческого пути посвятил поиску режиссерских подходов и инструментов, разработке актерского тренинга. На сегодняшний день результатом поиска решений, вставших перед бурятским режиссером после спектакля «Дамдин лама» в 1990 году, стало научное исследование «Мистерия Цам как буддийский философский текст и ритуальное действо» и создание актерского тренинга, основанного на методах восточного театра и буддийских религиозных практиках. Автор статьи приходит к выводу, что у современного театра, имеющего опыт перформативного театра и постмодернистской философии, есть потенциал для создания такого рода постановок. Однако, только в режиссерской интерпретации, без участия «актера-личности», который, по мнению Цырендоржо Бальжанова, остается центром реализации режиссерского замысла в спектакле, проникнутом буддийскими мотивами.

Еще

Буддизм, бурятский театр, цырендоржо бальжа-нов, история режиссуры, актерский тренинг

Короткий адрес: https://sciup.org/170202048

IDR: 170202048   |   DOI: 10.31443/2541-8874-2023-4-28-122-143

Список литературы Буддийские мотивы в творчестве Цырендоржо Бальжанова (проблемы режиссуры и подготовки актеров в бурятском театре в 1990-е и 2000-е годы)

  • Бабуева В. Бальжанов Цырендоржо // Soyol.ru. URL: https://soyol.ru/personas/artists-and-musicians/3606/ (дата обращения: 30.11.2023).
  • Бальжанов Ц. Д. Мистерия Цам как буддийский философский текст и ритуальное действо: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. М., 2002. 142 с.
  • Волошин М. А. Лики творчества / изд. подгот. В. А. Мануйлов [и др.] ; [предисл. С. Наровчатова]. Л.: Наука. Ленингр. отд -ние, 1988. 848 с.
  • Государственный Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева. 70 лет: [буклет ] / сост. В. Д. Бабуева. Улан -Удэ, 2002. 62 с.
  • Диалог культур: проблема взаимодействия русского и мирового театра XX в.: сб. ст. / Гос. ин-т искусствознания ; [редкол.: А. В. Бартошевич и др.]. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. 265 с.
  • Звезднова А. Д. Христианские мотивы в либретто Андрея Вознесенского «Юнона» и «Авось» // Язык и культура: взгляд молодых: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 24-25 мая 2022 г.). М.: Гос. ин-т русского языка им. А. С. Пушкина, 2023. С. 275-279.
  • Известный и неизвестный Валерий Инкижинов: жизнь и творчество / под ред. Р. И. Пшеничниковой. Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2003. 329 с.
  • Классика и современность: проблемы советской режиссуры 60-70-х годов / АН СССР, ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР; отв. ред. А. М. Смелянский. М.: Наука, 1987. 368 с.
  • Лён С. Ре-цептуализм Романа Виктюка как большой стиль // Литературные известия. 2010. № 23 (53). URL: https://readinghall.ru/publication.php?id=2077&ysclid=lpkv6xdoml81007846 (дата обращения: 30.11.2023).
  • Махачкеев А. Великий и ужасный Бальжанов. Невероятные откровения «заколебавшего всех» режиссёра и телеведущего Сергея Бальжанова // Буряад Үнэн. 2023. 23 мая. URL: https://burunen.ru/blogs/98863-velikiy-i-uzhasnyybalzhanov/?ysclid=lpkuwb3zny776202255 (дата обращения: 30.11.2023).
  • Намсараева С. Сергей Бальжанов: «Я всю жизнь терплю и учусь» // Информ Полис. 2018. 15 июня. URL: https://www.infpol.ru/93789-sergey-balzhanov-ya-vsyu-zhizn-terplyu-iuchus/?ysclid=lpkvehia5p198221964 (дата обращения: 30.11.2023).
  • Найдакова В. Ц. Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева - последняя четверть ХХ века (1975-2002 гг.): монография. Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2002. 310 с.
  • Николаева Т. Бурятский театр и буддизм // Петербургский театральный журнал. 2016. № 1 (83). URL: https://ptj.spb.ru/archive/83/theater-and-religion/buryatskij-teatribuddizm/?ysclid=lpkvh9szlq469669197 (дата обращения: 30.11.2023).
  • ПМА (Полевые материалы автора). Беседы с Ц. Д. Бальжановым (12 нояб. 2023 г., 21 нояб. 2023 г.).
  • Рогинская О. Классика и классики в российском театре 2000-х годов // Логос. 2012. № 1 (85). С. 270-289. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassika-i-klassiki-v-rossiyskom-teatre-2000-h-godov (дата обращения: 30.11.2023).
  • Рыбаков Ю. С. Г. А. Товстоногов: проблемы режиссуры. Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1977. 143 с.
  • Чумина Н. Ю. Интерпретация балета «Весна священная» в искусстве XXI века // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2014. № 4. С. 105-110.
  • Шиpибaзapoв Б. Театр крупным планом. В Бурятском театре драмы появилась экспериментальная малая сцена // АригУс. 2013. 13 февр. URL: https://arigus.tv/news/culture/97009-teatr-krupnym-planom-vburyatskom-teatre-dramy-poyavilas-eksperimentalnaya-malaya-stsena/ (дата обращения: 30.11.2023).
Еще
Статья научная