Буддизм в социокультурной традиции России

Автор: Янгутов Леонид Евграфович, Цыренов Чингис Цыбикдоржиевич

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета @vestnik-bsu

Статья в выпуске: 6, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются история проникновения тибетской версии буддизма Ма-хаяны в Россию, а также место и роль буддизма в социокультурной традиции бурятского, калмыцкого и тувинского народов. Выявлены причины и предпосылки успешного распространения буддизма среди народов трех республик, а также его социальные и политические особенности, сложившиеся на территории Монголии и привнесенные в Бурятию, Калмыкию и Туву. На основе данных социологических опросов и наблюдений авторами проанализированы современное состояние и основные особенности буддийской культуры и вероучения в Бурятии, Калмыкии и Туве. Сделан вывод о том, что буддийское вероучение и культура оказывают значительное влияние в культурной, общественной и духовной жизни бурят, калмыков и тувинцев.

Еще

Буддизм, социальная востребованность, политика, духовенство, мораль, дацаны, консолидация

Короткий адрес: https://sciup.org/148183440

IDR: 148183440   |   DOI: 10.18101/1994-0866-2016-6-108-119

Список литературы Буддизм в социокультурной традиции России

  • Абаева Л.Л. История распространения буддизма в Бурятии//Буряты. -М., 2004. -С. 400-401.
  • Базаров Б.В. Буддизм в условиях изменяющегося мира//Буддизм в контексте диалога культур. -Улан-Удэ, 2015. -С. 9.
  • Бадмацыренов Т.Б. Буддизм Бурятии: структурные, функциональные и организационные характеристики//Буддизм в общественно-политических процессах Бурятии и стран Центральной Азии. -Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. -С. 53.
  • Баяртуев Б.Д. Жизнь и творчество Ринчена Номтоева (1820-1907)//Буддизм и литературно-художественное творчество народов Центральной Азии. -Новосибирск, 1985. -С. 71-77.
  • Бакаева Э.П. Исследования по истории буддизма в Калмыкии на современном этапе//Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. -2014. -№ 3. -С. 72-88.
  • Дугаров Р.Н. Очерки средневековой истории Кукунора. -Улан-Удэ, 2003. -С. 40.
  • Ламаизм в Бурятии XVIII -начала ХХ в. -Новосибирск: Наука, 1983. -240 с.
  • Митыпов В.М. Буддийская церковь России: религиозный ренессанс 1990-х гг.//Буддизм в общественно-политических процессах Бурятии и стран Центральной Азии. -Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госун-та, 2012. -С. 40.
  • Монгуш М.В. История буддизма в Туве (вторая половина VI -конец XX в.). -Новосибирск: Наука, 2001. -С. 5.
  • Терентьев А.А. Буддизм в России//Философия буддизма. -М., 2011. -С. 945-951.
  • Товуу С.С. Исследование буддизма в Туве//Вестник Бурятского научного центра. -2013. -№ 2. -C. 136.
  • Тувинский госуниверситет и Управление Камбы ламы Тувы займутся вопросами воспитания//Новые исследования Тувы: электрон. информ. журн. . -URL: http://www.tuva.asia/news/tuva/7690-tuvgu-kamby-lama.html (дата обращения: 10.04.16).
  • Хомушку О.М. Влияние буддийских космологических представлений народов Саяно-Алтая//Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая: материалы I Межрегион. науч.-практ. конф. для молодых ученых, аспирантов и студентов. -Кызыл, 2009. -С. 116.
  • Хомушку О.М. Религия в культуре народов Саяно-Алтая. -М.: Изд-во РАГС, 2005. -C. 190.
  • Цыренов Ч. Ц. Основные концепции и понятия произведения Э.-Х. Галшиева «Зерцала мудрости»//Вестник Бурятского госуниверситета. Сер. Филология. -2013. -Вып. 10. -С. 40-44.
  • Чимитдоржин Д.Г. Пандито Хамбо-ламы. -Улан-Удэ, 2010. -С. 14.
  • Чжи И. Фа цзе цы ди чу мэнь//Первоначальные ступени врат мира дхарм = Да жибэнь сюй цзан цзин. -Киото, 1905-1912.
  • Янгутов Л.Е. О социальной и политической востребованности буддизма в период его распространения в Монголии и Бурятии//Вестник Бурятского государственного университета. -2009. -№ 14. -С. 5.
Еще
Статья научная