Бужские голлендры: в поисках идентичности

Автор: Галеткина Наталья Геннадьевна

Журнал: Вестник Евразии @eavest

Рубрика: Люди

Статья в выпуске: 1-2, 1998 года.

Бесплатный доступ

В Заларинском районе Иркутской области есть три небольшие деревни: Пихтинск, Средне-Пихтинск и Дагник. Нередко их объединяют под одним названием Пихтинск. Возникли они во времена столыпинской реформы и массового переселения крестьян в Сибирь. Основатели пихтинских деревень прибыли из Волынской и Гродненской губерний и были выходцами из своеобразной этноконфессиональной группы, у себя на родине известной как голендры. Образование этой группы в эпоху Реформации и появление ее на берегах Западного Буга, а три столетия спустя - в Сибири представляют несомненный интерес для историка. Однако в статье, предлагаемой вниманию читателя, собственно история голендров послужит не столько предметом исследования, сколько отправной точкой размышлений над вопросами, которые так или иначе связаны с проблемой идентичности группы. Что включает в себя это понятие вообще и в данном конкретном случае? Как меняется его содержание для членов группы под влиянием окружающих условий? Как соотносятся идентичность и ее словесное выражение, сводящееся к ответу на вопрос «кто вы?» На протяжении всей истории рассматриваемой группы перед ней вставал этот последний вопрос. Чаще всего он задавался в формулировке «Кто вы по национальности?». В разные времена и на разных географических широтах члены группы отвечали на него по-разному. Единого ответа не услышишь и сегодня. Более того, бужские голендры, живущие в Пихтинске, вообще не могут дать на него четкого однозначного ответа. В последнее время их обособленность стала нарушаться. Но по-прежнему проживая компактно и образуя общность, до недавнего времени неукоснительно соблюдавшую многие старые традиции, нынешние пихтинцы все же осознают свою принадлежность к отличной от других группе. Однако как определить ее - не знают. В промелькнувших газетных статьях их называли и немцами, и поляками, и голландцами. Сами же они все эти этнонимы не признают, но и своего взамен не дают. Только старики - да и то не все - настаивают на том, что самоназвание их предков было голендры. И в то же время затрудняются сказать, откуда оно пошло и что означало. Мы еще вернемся к этому самоназванию. Пока же начнем с очерка истории бужских голендр в целом. Он составлен по работам немецких историков и материалам Госархива Иркутской области. Остальные разделы статьи написаны с использованием тех же источников, но в основном опираются на полевые материалы автора: рассказы пихтинских старожилов, собранные мною в 1994-1996 годах, сочинения пихтинских школьников на тему «Моя семья», выписки из похозяйственных книг и другие документы, а также на интервью, взятые мною в конце 1995 - начале 1996-го года у некоторых из проживающих в Германии потомков бужских колонистов.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14911686

IDR: 14911686

Список литературы Бужские голлендры: в поисках идентичности

  • Holz Helmut. Die Bughaulдnder -Erste Protestanten Ostpoles//Wohlynien Hifte, Schwabach, Wiesentheid, 1990. № 6. S. 54.
  • Die Bughollander kehren heim ins Reich//Herausgeber: Volksbund fur das Deutschtum in Ausland.
  • Richter, Gerhard. Die Kirchengemeinde Neudorf-Neubruch am Bug//Der Heimatbote, 1983. № 9. S. 8.
  • Этнические и этно-социальные категории: свод этнографических понятий и терминов. М., 1995. Вып. 6. С. 102, 114-115, 151-152.
  • Kuhn, Walter. Die Anfange von Neudorf am Bug//Deutsche Monastshefte in Polen, 1938. № 11/12.
  • Stumpp, Karl. Die ruckgewanderten «Hollander» oder «Haulander»//Deutschen Post aus dem Osten. Feb. 1941;
  • Breger, Albert. Die Deutschen «Hollanderaien» ins Gebiet von Mittelpolen und Wohlynien//Volksfreund Kalender. 1933.
Статья научная