Бытовой фактор религиозного сообщества в аспекте проблемы религиозной девиации и морали
Автор: Розенфельд В.Я.
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 5, 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье излагаются соображения по поводу дезинтеграционной роли отдельных сегментов современного религиозного поля в связи с трансформацией сакральных ценностей под влиянием социальных новаций. На основе междисциплинарных терминов дается характеристика такого явления, как «фэндом-микрокульт» и его определение. Подвергается анализу структура микрокульта, его иерархия и способы управления. С помощью междисциплинарного подхода религиозные сообщества характеризуются с точки зрения психологии, культурологии, социологии и религиоведения. Рассмотрены иерархическая структура микрокульта и механизм его управления. Исследована регулятивная функция религии, отмечено ее влияние на поведенческие механизмы социума. Описан феномен доминирования бытийного аспекта в современных сакральных схемах, т. к. основным инструментом в духовном процессе становится табуирование ряда бытовых предметов, не имеющих изначально мистического значения. Делается вывод о девиации религиозных, социальных, моральных норм под влиянием указанных процессов.
Религиозное поле, быт, микрокульт, фэндом, девиация, норма, пэчворк-религия, идентичность, дезинтеграция
Короткий адрес: https://sciup.org/149145910
IDR: 149145910 | DOI: 10.24158/fik.2024.5.19
Список литературы Бытовой фактор религиозного сообщества в аспекте проблемы религиозной девиации и морали
- Дивисенко К.С., Тупахина О.В., Белов А.Э. Практическая составляющая структуры религиозного жизненного мира (на примере православных христиан) // Петербургская социология сегодня. 2014. № 5. C. 199–216.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / пер. с фр. А.Б. Гофмана. М., 1996. 430 c.
- Кнорре Б.К., Мурашова А.А. «В начале было Слово…», а в конце будет число? Православие и антицифровой протест в России: с 1990-х до коронавируса // Мир России. 2021. Т. 30, № 2. С. 146–166. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2021-30-2-146-166.
- Ковзик Г.О. Религиозный феномен в жизни общества: конструктивные и деструктивные аспекты // Сборники конференций НИЦ Cоциосфера. 2013. № 6. С. 62–66.
- Лункин Р.Н. Протестанты и политические конфликты в Евразии: спасение душ и управляемая демократия // Религи я и конфликт: сб. статей. М., 2007. С. 175–222.
- Ореханов Ю.Л. «Patchwork-religiosität» («лоскутная религиозность»): особенности изучения явления в современном немецком контексте» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. № 6 (62). С. 94–112. https://doi.org/10.15382/sturI201562.94-112.
- Розенфельд В.Я. Роль религиозной девиации в процессе формирования фендомов религиозного поля России // Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2022. Т. 23, № 3–1. С. 133–141. https://doi.org/10.25991/VRHGA.2022.3.1.011.
- Синявина Н.В., Махович Е.В. Квазирелигия: основные подходы к определению понятия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 3 (83). С. 10–17.
- Heidegger M. Sein und Zeit. Halle, 1927. 438 p. (на нем. яз.).
- Hervieu-Léger D. Religion as a Chain of Memory. New Jersey, 2000. 224 p.
- Knoblauch H. Spirituality and Popular Religion in Europe // Social Compass. 2008. Vol. 55, no. 2. P. 140–153. https://doi.org/10.1177/0037768607089735.
- Wuthnow R. (2007) America and the Challenges of Religious Diversity. Princeton, 416 p.