Царская милостыня в Константинополь в первой половине XVII века

Бесплатный доступ

Русское правительство позиционировало себя как преемника Византийской империи и всячески поддерживало православный мир в XVI-XVII веках, о чем свидетельствуют дошедшие до нас архивные документы. Большие суммы в основном в виде «мягкой рухляди» выдавались патриархам, иерархам и монастырям православного мира через их представителей, приезжавших в Москву. В первой половине XVII века денежная помощь регулярно отправлялась с посольствами в Константинополь: русско-турецкие дипломатические связи в этот период не прерывались, и послы к султану имели возможность посещать также резиденции константинопольского и иерусалимского патриархов, храмы и обители Константинополя. В настоящей работе впервые в научный оборот вводятся сведения, содержащиеся в наказах и приходо-расходных книгах русских посольств, а также в обнаруженных нами греческих расписках и рекомендательных письмах с переводами, сохранившихся в фондах Российского государственного архива древних актов, что позволяет получить более полное представление о связях России и Христианского Востока в указанный период.

Еще

Посольство, пожертвование, константинополь, xvii век, греческие документы, кирилл лукарис, османская империя, константинопольский патриархат

Короткий адрес: https://sciup.org/147242347

IDR: 147242347   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2023.972

Список литературы Царская милостыня в Константинополь в первой половине XVII века

  • Хождение Трифона Коробейникова // Православный Палестинский сборник. Т. IX. Вып. 3. СПб., 1889. С. 85-94.
  • РГАДА. Ф. 89. Оп. 1. 1624 г. № 2. Л. 332. Об этом патриархе см. [8: 461-463].
  • РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1629 г. № 21. Л. 1-2.
  • РГАДА. Ф. 89. Оп. 1. 1628 г. № 1. Л. 125-129.
  • РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1629 г. № 21. Л. 71.
  • Там же. Л. 5-6.
  • РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1629 г. № 21. Л. 8.
  • РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1629 г. № 21. Л. 42-45. О последнем храме известно, что он принадлежал семье логофетов Великой церкви, известной с XII века как Апотира; см.: ГеЗекту М. ЕккАг^аг ри^хутгукту е^акрфоицстои. К(^отаутгуош:оА,1<;, 1900. Е. 140-141.
  • О подворье иерусалимского патриархата известно мало; см.: ГеЗекту М. ЕккАптаг Ри^агггуоту е^акрфоицстаь Кюvoтаvтwoш:oA,l<;, 1900. Е. 141.
  • РГАДА. Ф. 89. Оп. 1. 1628 г. № 1. Л. 97-98.
  • РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1629 г. № 21. Л. 101-17, 27-28.
  • РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1628-1629 гг. № 23. Л. 37-38.
  • РГАДА. Ф. 89. Оп.1. Кн. 6. Л. 167 об.-172.
  • Там же. Л. 288 об.-295 об.
  • Там же. Л. 380-383.
  • Βυζάντιος Σ. Δ. Η Κωνσταντινόπολις. Η περιγραφή τοπογραφική, αρχαιολογική και ιστορική. Τ. Α΄. Αθήναι, τυπογρ. Ανδρέα Κορομμήλα, 1851; Γεδεών Μ. Εκκλησίαι βυζαντινών εξακριβουμέναι. Κωνσταντινούπολις, 1900. Σ. 61–68.
  • Γεδεών Μ. Εκκλησίαι βυζαντινών εξακριβουμέναι. Κωνσταντινούπολις, 1900. Σ. 43–55.
  • Вероятно, речь идет о монастыре св. Димитрия Канава около ворот Иоанна Предтечи; см.: Βυζάντιος Σ. Δ. Η Κωνσταντινόπολις. Η περιγραφή τοπογραφική, αρχαιολογική και ιστορική. Τ. Α΄. Αθήναι, τυπογρ. Ανδρέα Κορομμήλα, 1851. Σ. 581; Γεδεών Μ. Εκκλησίαι βυζαντινών εξακριβουμέναι. Κωνσταντινούπολις, 1900. Σ. 55–57,
  • О приходе Рацеггг| см.: ГеЗеоту М. ЕккАг^аг Ри^агггуоту е^акрфоицеуаь КюvoтavтlvоuпоАl^, 1900. 176 о. Е. 12.
  • Речь идет о монастыре Богородицы Камариотиссы, куда в 1639 году было перенесено тело патриарха Кирилла Лукариса [1: 328], [11: 630-631].
  • РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1628 г. № 23. Л. 10.
  • Бернадцкий М. М. Канонизация патриарха Кирилла I Лукариса и Иерусалимский собор 1672 г. // Богословские труды. 2013. Вып. 45. С. 325-330.
  • Заборовский Л. В., Захарьина Н. С. Из документов русских посольств в Османскую империю. Приходо-расходные книги 1630-1631 и 1641-1642 гг. // Связи России с народами Балканского полуострова. Первая половина XVII в. М.: Наука, 1989. С. 240-271.
  • Каптерев Н. Ф. Собрание сочинений. М., 2008. Т. 1. 897 с.
  • Об орнева З. Е. Переводчики с греческого языка Посольского приказа (1613-1645 гг.). М.: ЯСК, 2020. 272 с.
  • Смирнов Н. А. Россия и Турция в XVI-XVII вв. М.: Издательство МГУ, 1946. Т. 2. 176 с.
  • Фонкич Б. Л. Иоанникий Грек (К истории греческой колонии в Москве в первой трети XVII в.). М., 2006. С. 85-110. (Очерки феодальной России. Вып. 10).
  • Фонкич Б. Л., Оборнева З. Е. Кирилл Лукарис и Россия (Создание русским правительством системы материальной помощи Христианскому Востоку в 20-х годах XVII в.) // Монфокон. Вып. 4. М., 2017. С. 135-155.
  • Hering G . oikou^svikö латршр%ею Kai sùpranaïK^ лоХткг| 1620-1638. Ä0|va, 1992. 477 g.
  • Janin R . Les églises et les monastèries des grands centres byzantins. Paris, 1969. 606 p.
  • Malamut Е. Le monastere saint-Jean-Prodrome de Petra de Constantinople // Le sacre et son inscription dans l'espace a Byzance et en occident. Etudes comparées sous la direction de Michel Kaplan. Paris, 2001. P. 219-234.
  • Todt K.-P. Kyrillos Lukaris // La Theologie byzantine et sa tradition / Dir de C. G. Conticello. Turnhout, 2002. Vol. 2. P. 617-651.
  • Κιομουρτζιάν Ι. Τ. Οδοιπορικό στην Πόλη του 1680. Αθήνα, 1992. 149 σ.
  • Μήλλας Α. Σφραγίδες Κωνσταντινουπόλεως. Ενορίες Αγιωτάτης Αρχιεπισκοπής. Αθήνα, 1996. 767 σ.
Еще
Статья научная