"Царственный паяц": маски "короля" и "шута" в поэзии И. Северянина. Статья первая

Автор: Кузнецова Екатерина Валентиновна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 4 (43), 2017 года.

Бесплатный доступ

Целью статьи является анализ двух взаимосвязанных масок героя поэзии Северянина: «короля» и «шута». В процессе исследования выявляются их амбивалентность и генетическая связь с творчеством В. Брюсова, Ф. Сологуба, А. Блока, А. Белого. На примере работы поэта-эгофутуриста с макрообразами «короля» и «шута» проясняется механизм пародийной трансформации символистского наследия в поэзии постсимволизма, маркерами которого выступают такие приемы как утрирование, гиперболизация, доведение до абсурда, стилистическое смешение и др. Основным методом исследования является сравнительно-стилистический анализ текстов, в результате которого отмечены те сдвиги, которые претерпевает символистская традиция в поэтическом языке последующей эпохи.

Еще

И. северянин, король, шут, символизм, постсимволизм, пародийная трансформация

Короткий адрес: https://sciup.org/14914646

IDR: 14914646

Список литературы "Царственный паяц": маски "короля" и "шута" в поэзии И. Северянина. Статья первая

  • Виноградова В.Н. Игорь Северянин//Очерки истории языка русской поэзии: опыт описания идеостилей. М., 1995. С. 100.
  • Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. С. 220.
  • Шаповалов М.А. Король поэтов И. Северянин: страницы жизни и творчества (1887-1941). М., 1997.
  • Сафронова Л.А. Маска как прием затрудненной идентификации//Культура сквозь призму идентичности. М., 2006. С. 353.
  • Обухова-Зелиньская И.В. Персонажи commedia dell'arte в культуре русского модернизма (живопись-театр-периодика)//«Вечные» сюжеты и образы в литературе и искусстве русского модернизма. М., 2015. С. 314-330;
  • Наседкина Е.В. «Одержимый или пророк»: трансформация образов Арлекина, безумца, Христа и шута в творчестве и прижизненной иконографии Андрея Белого//«Вечные» сюжеты и образы в литера-туре и искусстве русского модернизма. М., 2015. С. 356-372.
  • Мочульский К. Игорь Северянин. Менестрель. Новейшие поэзы//Игорь Северянин. Царственный паяц. Автобиографические материалы. Письма. Критика. СПб., 2005. С. 547.
  • Викторова С.А. Игорь Северянин и поэзия Серебряного века (творческие связи и взаимовлияния): дис. … к. филол. н.: 10.01.01. Ярославль, 2002; Викторова С.А. Поэтический диалог Игоря Северянина и Федора Сологуба//Ярославский педагогический вестник. 2006. № 1. С. 17-18.
  • Богомолов Н.А. Постсимволизм (общие замечания)//Русская литература рубежа веков (1890 -начало 1920-х годов): в 2 кн. Кн. 2. М., 2001. C. 381-391;
  • Клинг О.А. Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х годов. Проблемы поэтики. М., 2010.
  • Альфонсов В.Н. Поэзия русского футуризма//Русская литература ХХ века. Школы, направления, методы творческой работы. СПб., 2002. С. 84.
  • Кушлина О.Б. Уж не пародия ли он?//Русская литература ХХ века в зеркале пародии. М., 1993. С. 117-118.
  • Куклин Л.В. Заглянем за маску//Северянин И. Лирика. Л., 1991. С. 12.
  • Шаповалов М.А. Северянин и Брюсов//Северный вестник. 1987. № 6. С. 105-110).
  • Мокина Н.В. Архетипическое и эпохальное в образе лирического героя в творчестве поэтов Серебряного века. Саратов, 2003. С. 31.
  • Новиков В.И. Книга о пародии. М., 1989. С. 69-70.
  • Терехина В.Н., Шубникова-Гусева Н.И. За струнной изгородью лиры…»: научная биография Игоря Северянина. М., 2015;
  • Виноградова В.Н. Игорь Северянин//Очерки истории языка русской поэзии: опыт описания идеостилей. М., 1995. С. 100-131.
  • Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре. М., 2005. С. 72.
Еще
Статья научная