Цели применения принудительных мер медицинского характера

Автор: Щукина А.С.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 4 (32), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье освещаются вопросы целей применения принудительных мер медицинского характер. Анализируются цели, закреплённые в действующей редакции УК РФ. Выявляются проблемы названных целей. Предлагается возможные пути решения и совершенствования законодательства в сфере применения принудительных мер медицинского характера.

Уголовное право, иные меры уголовно-правового характера, принудительные меры медицинского характера, цели применения, невменяемые, лица, страдающие психическими расстройствами, излечение лиц или улучшение их психического состояния, предупреждение совершения новых общественно опасных деяний, преступлений

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/140286152

IDR: 140286152

Текст научной статьи Цели применения принудительных мер медицинского характера

Одной из основных задач Уголовного законодательства является зашита прав и законных интересов лиц от преступных посягательств. Кроме этого, уголовный кодекс ставит задачу предупреждения совершения новых преступлений. [1] Законодатель тем самым охраняет наиболее значимые общественные институты, посягательства на которые непременно должны караться законом. В целях охраны наряду с наказанием применяются принудительные меры медицинского характера (далее – ПММХ).

В уголовном кодексе несмотря на отсутствие понятия ПММХ, сформулированы их цели, что помогает раскрыть сущность этих мер. [2] В сфере применения ПММХ сформулирована цель: излечение лиц, страдающих психическими расстройствами или улучшение их психического состояния. Вторая цель, закреплённая в ст. 98 УК – предупреждение совершения лицами, страдающими психическими расстройствами новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса.

Обе эти цели представляют собой единую систему, взаимосвязь и взаимозависимость которых обеспечивает достижение основной цели применения ПММХ.

В.П. Греку пишет: «Взаимосвязь обеих целей очевидна. Будет достигнута медицинская цель, вступит «в свои права» и юридическая цель. Не будет решена медицинская, очередь юридической не наступит» [3]

Цели ПММХ выражают представления законодателя о конечных результатах принудительного лечения общественно опасных психически больных лиц, совершивших уголовно противоправные деяния. [4] При этом Кодекс большую роль отводит именно цели излечения лиц или улучшение их состояния, ставя её на первое место. Представляется, что излечение или улучшение состояния лиц, страдающих психическими расстройствами более характерно для медицинской, в частности психиатрической сферы. Таким образом эта цель выходит за рамки Уголовного законодательства. Тем не менее такая цель изначально была закреплена в первичной редакции Уголовного кодекса от 13.06.1996 г.

Некоторые авторы выделяют медицинские и юридические цели, забывая о том, что в конечном счёте целью является защита общества от преступных посягательств со стороны психически больных лиц.

Такую позицию законодателя можно объяснить принципом гуманизма, как одним из важнейших начал уголовного права. Согласно ст. 7 УК РФ, уголовное законодательство обеспечивает безопасность человека. Очевидно, что безопасность достигается путём зашиты от преступных посягательств на граждан со стороны преступников. Иную роль приобретает принцип гуманизма в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, но страдающих определённым психическим расстройством. Их невозможно признать виновными, а тем более назначить наказание наряду со здоровыми преступниками. Поскольку больные лица не осознают степень и характер общественной опасности совершённого деяния, а значит цели наказания достигнуты быть не могут, что исключает назначение и исполнение наказания в отношении этих лиц. На основании комиссии экспертов и по решению суда к ним применяются ПММХ, в целях излечения или хотя бы улучшения их психического состояния.

На наш взгляд, эта цель звучит слишком декларативно. На практике складывается другая ситуация, когда этих лиц изолируют от общества, что по сути не сильно отличается от такого вида наказания, как лишение свободы. Такие пациенты проводят зачастую большую часть времени в специализированных стационарах по отношению к преступникам, приговорённым к реальному наказанию. Разница состоит лишь в том, что в стационарах общего, специализированного и специализированного типа с интенсивным наблюдением (последний очень похож на колонии, например, Орловская ПБСТИН) предпринимаются некоторые условия для обеспечения безопасности как самих больных, так и сотрудников этих учреждений. Чего только стоит принятие Федерального закона «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением» от 07.05.2009 № 92-ФЗ

Резюмируя изложенное, хочется отметить, что цель «излечения или улучшения состояния лиц, страдающих психическими расстройствами» не является первостепенной. Вероятнее всего преследуется цель изоляции таких лиц от общества в целях непричинения ими иного существенного вреда как для себя, так и для других лиц. Либо для осуществления цели, названной в кодексе необходимо развивать и совершенствовать применения ПММХ в стационарных условиях и амбулаторных условиях.

Если действительно ставить основой целью излечение лиц, страдающих психическим расстройствами, то необходимо совершенствовать принципы и методы лечения, а не просто провозглашать эту цель в Уголовном законодательстве.

Ну и разумеется, такое лечение эффективным назвать сложно. Для каждого пациента необходимо обеспечить специальные комфортные условия, что, к сожалению, не соответствует действительности. Для эффективности лечения необходима индивидуальная регулярная работа, проверенные и надёжные средства и способы лечения, а главное, гуманное отношение к пациентам не как к преступникам, а как к психически больным лицам, нуждающимся в лечении, что значительно отражается на их состоянии.

Нельзя не упомянуть различные факторы, негативно сказывающиеся на лечении лиц, с психическими расстройствами. Среди прочих можно выделить недостаточность стационаров различных типов. Особенно остро стоит вопрос со специализированными стационарами с интенсивным типом наблюдения, которых на сегодняшний день в стране всего 8, разумеется, доступность размещения в этих стационарах имеется далеко не в каждом субъекте.

Также можно отметить и другие проблемы, препятствующие на практике достижению цели излечения психически больных лиц или улучшению их состояния. Среди них можно назвать нехватку коек в стационарах различных типов, проблемы с кадровым обеспечением, недостаточность финансирования, трудности транспортировки и др.

Огромное значение в достижении цели излечения больных лиц имеет индивидуальных подход к каждому пациенту, регулярная работа специалистов из разных областей.

Одним из существенных моментов в достижении цели предупреждения повторных общественно опасных деяний является контроль за лицами, прошедшими стационарное лечение, а также, за лицами, находящимися на амбулаторном лечении. На практике этот контроль трудноосуществим.

По данным статистики, за последние 10 лет количество лиц, которым суды назначают ПММХ в виде амбулаторного лечения, возросло на 1015%. [5]

А также увеличилось количество повторно совершенных деяний, запрещённых уголовным законом, лицами, находящимися на амбулаторном лечении. Что свидетельствует о невысокой степени эффективности применения данного вида ПММХ. Негативно сказывается преждевременная и необоснованная замена стационарных видов лечения на амбулаторные. Для предупреждения общественно опасных деяний необходима преемственность в работе психиатрических стационаров, внебольничных учреждений и правоохранительных органов.

Только совместная скоординированная деятельность законодателя, правоприменителей, юристов-правоведов позволит достичь существенных улучшений и, в конечном счёте, добиться положительной динамики в сфере совершения запрещённых деяний лицами, имеющими психическое расстройство.

Резюмируя всё вышесказанное, хочется отметить некоторое несоответствие целей ПММХ, закреплённых в УК порядку их достижения в практической деятельности. Что оказывает неблагоприятное воздействие на формирование единообразной судебной практики. Таким образом необходима дальнейшая работа в этом направлении.

С учётом изложенного можно предложить внести следующие изменения:

  • 1)    действующую ст. 98 УК РФ изложить в следующей редакции:

Целью применения принудительных мер медицинского характера является предупреждение совершения новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, лицами, указанными в части первой статьи 97 посредством их излечения или улучшения их психического состояния.

  • 2)    для улучшения контроля за лицами, проходящими амбулаторное лечение, а также лицами, прошедшими лечение в условиях стационара, рекомендовать расширить полномочия правоохранительных органов в сфере получения информации об этих лицах, путем внесения изменений в ст.13 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Список литературы Цели применения принудительных мер медицинского характера

  • См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 25, ст. 2954, 17.06.1996.
  • См.: Спасенников Б.А. Принудительные меры медицинского характера: история, теория, практика. СПБ., 2003. С. 332.
  • Греку В.П. Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2012. № 5. С. 70.
  • Cм.: Назаренко Г.В. Принудительные меры медицинского характера: учебное пособие. М., 2008. C. 53
  • См.: Макушкина О.А. Мониторинг и десятилетний тренд развития судебно-психиатрической профилактики в психиатрической службе страны (2007-2016 гг.). М., 2018. С. 114 - 115.
Статья научная